Стилистика

107

раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Предметом С. Является Язык в широком смысле слова (включая и Речь как форму существования языка), но от др. Областей языкознания С. Отличает особая точка зрения на этот предмет, которая определяется её обращенностью к проблеме «язык и общество», к вопросам социолингвистики (См. Социолингвистика). С. Исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи.

В связи с этим, одним из главных объектов С. Признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. Изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. С. Отличает свой принцип группировки языкового материала, который может не совпадать с делением на лексику (См. Лексика), фразеологию (См. Фразеология), морфологию (См. Морфология), Синтаксис. Разумеется, в С.

Могут изучаться и описываться стилистические свойства отдельных уровней языка (См. Уровни языка), но при этом исследователь имеет в виду стилистическую систему языка в целом. С. Современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями литературного языка непосредственно, интуитивно, без специального анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование идёт от анализа текстов, их состава и строения — к определению стилистических свойств языковых явлений.

При этом возрастает роль статистических приёмов изучения текстов. Особый раздел С. Составляет С. Художественной литературы (художественной речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык литературы, став явлением искусства, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художественные функции фактов языка в литературе определяются, в частности, их стилистическими свойствами, то естественно, что С. Художественной речи остаётся в пределах С. Языка как лингвистической дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетической функции языка в литературе. С. Художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства.

Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художественной литературе, способы актуализации таких сторон языка, которые в практической речи не существенны, и т.д. Одной из задач исторической С. В этом плане является анализ отношения языка художественной литературы к общелитературному и народно-разговорному языку на разных этапах развития языка и литературы. Это даёт возможность наметить связи между историей литературного языка и историей литературы, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

В то же время С. Художественной речи стремится выявить эстетическую функцию языкового материала в конкретной художественной системе, в его связях с др. Элементами этой системы. Поэтому в С. Художественной литературы важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отдельные художественные произведения, т. Е. На первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. Художественной речи граничит с поэтикой (См. Поэтика). Это соприкосновение намечает границы лингво-стилистического анализа. Они обусловлены тем, что в понятие художественного стиля литературного произведения входят, по выражению В. М. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. В точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами.

В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтического текста, звуковой инструментовки стиха. Практическая С. Является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи. Элементы С. Как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией. Эти традиции отразились и в рус. Риториках 17 — начала 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. Русского языка 18 в. Сыграли работы М. В. Ломоносова, а в 19 в. Труды А. А. Потебни (См. Потебня) и А. Н. Веселовского (См. Веселовский). Как самостоятельная научная дисциплина С. Оформилась в конце 19 — начале 20 вв., в частности в трудах Ш.

Балли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном, социальном и индивидуальном планах) как главном предмете С. Проблемы С. В связи с вопросом о поэтической речи активно разрабатывались в рус. Науке 10—20-х гг. Большую роль в развитии С., в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. От поэтики, а внутри С. Разграничить разные её разделы. С. Языка, С. Речи, С. Художественной литературы). Заметное место в истории рус. С. Занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. ВС. Как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистического значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художественной литературы в стилистической системе литературного языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистических методов и др.

Лит. Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 1929. Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М., 1929. Его же, Избр. Работы по русскому языку, М., 1959. Виноградов В. В., Итоги обсуждения вопросов стилистики, «Вопросы языкознания», 1955, №1. Его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963. Его ж е, О теории художественной речи, М., 1971. Балли Ш., Французская стилистика, пер. С франц., М., 1961. Косериу Э., Синхрония, диахрония и история, в кн. Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963. Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964. Гельгардт Р. Р., Избр. Статьи, Калинин, 1967. Кожина М. Н., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968. Ефимов А. И., Стилистика русского языка, М., 1969. Федоров А. В., Очерки общей и сопоставительной стилистики, М., 1971.

Вопросы стилистики, в. 1—10, Саратов, 1962—75. Вопросы языка современной русской литературы, М., 1971. Стилистические исследования, М., 1972. Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского языка, 3 изд., М., 1974. Вопросы статистической стилистики, К., 1974. Mukařovsky J., Kapitoly z česke poetyky, dl I—3, Praha, 1948. Guiraud P., La stylistique, 3 ed., P., 1961. Style in language, ed. By Thomas A. Sebeok, N. Y. — L., 1960. Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961. Seidler Н., Aligemeine Stilistik, Gött., 1963. Havranek B., Studie о spisovnem jazyce, Praha, 1963. См. Также лит. При статьях Поэтика, Стиль.

Значения в других словарях
Стилизация (в изобразит. искусствах)

Стилизация в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С. ≈ закономерный метод ритмической организации целого в декоративном искусстве, где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю. Наиболее характерна С. Для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории дизайна. ..

Стилизация (в лит-ре и искусстве)

Стилизация (франц. Stylisation, от style ‒ стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к С. В литературе сов. Исследователь М. М. Бахтин писал, что «...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения» («Проблемы поэтики Достоевского», 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С. Зависит от функции, в которой чужой стиль..

Стилихон

(Stilicho) Флавий (около 360—408), римский полководец и государственный деятель. Вандал. Выдвинулся на военной и дипломатической службе при императоре Феодосии I (См. Феодосий I). После смерти Феодосия I (395) С., назначенный опекуном малолетнего императора Гонория, фактически стал правителем западной части империи. Вёл успешную борьбу с варварами в Британии, на Рейне и Дунае. В 402 дважды — при Полленции и Вероне — одержал победу над Аларихом I (См. Аларих I), в 406 при Фьезоле — над варварским..

Стилихон Флавий

Стилихон (Stilicho) Флавий (около 360‒408), римский полководец и государственный деятель. Вандал. Выдвинулся на военной и дипломатической службе при императоре Феодосии I. ..

Стилистика

СТИЛИСТИКА -1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.2) В литературоведении стилистикой называют раздел теоретической поэтики, изучающий речь художественную.. ..

Стилистика

СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении - раздел теоретической поэтики, изучающий художественную речь.. ..

Стилистика

Учение о литературной речи. Слово стиль (от στΰλος, stylus) означало у древних заостренный стерженек для писания на восковых дощечках, затем почерк. Позже понятие стиля расширилось, перейдя в теорию и историю искусства. По отношению к литературе мы говорим о стиле там, где определенные характерные признаки словесного выражения указывают нам на его связь с известным общим началом — с личностью автора, школой, традиционными литературными формами и т. П., — другими словами, там, где мы видим извест..

Стилистика

-и, ж.. ..

Стилистика

(ново-лат., от stilus - стиль). Наука о слоге или о стиле.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)новолатинск. От stilus, стиль. Наука о слоге.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)учение о слоге.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)учение об условиях, при соблюдении которых речь производит приятн..

Стилистика

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Стилистика

1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.2) В литературоведении стилистикой называют раздел теоретической поэтики, изучающий речь художественную.. ..

Стилистика

(лингвистическая, лингвостилистика, общая С.) – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения. Предметом С. Является стиль (см.) во всех его значениях. Однако задачи современной стилистики шире, поскольку она исследует и вопросы формирования стилей в связи с историей лит. Языка, и язык худож. Литературы (смыкаясь с поэтикой), и проблемы организа..

Стилистика

Ж.1) Научная дисциплина, занимающаяся изучением особенностей языка и стиля произведений художественной литературы.2) Раздел языкознания, занимающийся изучением выразительных средств языка.3) Совокупность выразительных средств и приемов их использования, характерная для какого-л. Художественного произведения, писателя, актера и т.п.. ..

Стилистика

СТИЛИ́СТИКА -и. Ж. Спец.. ..

Стилистика

-и, ж. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. С. Русского литературного языка. 11 прил. Стилистический, -ая, -ое. С. Анализ.. ..

Стилистика

Стилистики, мн. Нет, ж. (лингв., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. 3. Совокупность художественных средств языка какого-н. Литературного произведения, писателя, литературной школы, эпохи. Стилистика Гоголя. Стилистика романтиков первой четверти 19 века.. ..

Стилистика

Стили́стика От ср.-лат. Stylistica или франц. Stylistique.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Стилистика

СТИЛИСТИКА. ..

Стилистика

— раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы их употребления. В литературоведении — раздел теоретической поэтики, изучающий художественную речь.. ..

Дополнительный поиск Стилистика Стилистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стилистика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стилистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа