Стиховедение

76

метрика, наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом С. Являются Стихи (отсюда и название), т. Е. Речь, наиболее организованная в звуковом отношении. Однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. Разделяется на три части. Фонику (См. Фоника) (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха — см. Метр) и строфику (См. Строфика) (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания. Так, собственная метрика распадается на просодию (См. Просодия) (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе).

Однако практически объём и разделение С. В разных литературных традициях различны. Иногда из С. Выпадают некоторые разделы (в античном С. Фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С. Входит рассмотрение фигур стилистических (См. Фигуры стилистические)). Некоторые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С. И др. Областей литературоведения. Так, на границе С. И стилистики (См. Стилистика) (именно поэтического синтаксиса) лежит явление Переноса, на границе С. И композиции лежит явление «твёрдых форм» (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как Интонация, затрагивает и область декламации (например, «восходящая интонация»), и стилистики (например, «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактическая интонация» и т.п.).

Возникновение С. Как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха. При этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, «классической» системой стиха (так, латинское С. Опиралось на понятия греческого С., а новоевропейское — на понятия латинского С.). В соответствии с этим С. Первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи. Только с 19 в. С. Становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в С.

Является статистика. Выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. Пользуется в основном сравнительным методом. Сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм. 1) в разные периоды литературной истории, 2) в литературе разных языков, 3) в поэтическом произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка. Конечной целью С. Является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, её связи со структурами языковой и образной. Развитие русского С.

Неотрывно от развития русского стихосложения (См. Стихосложение), первый подъём его (18 в. — работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 в. — работы А. Х. Востокова и др.) — с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910—20-е гг. — работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. Якобсона и др.) — с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского С. Наметился с 1960-х гг. И связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации. Лит. См. При ст. Стихосложение. М. Л. Гаспаров.

Значения в других словарях
Стихийный материализм

«. Несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение. В объективной реальности внешнего мира...» (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 18, с. 367). Понятие С. М. Характеризует позицию не знакомых с философией учёных-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), возникающих в специально-научном исследовании. По существу С. М. Означает органическое использование в научном исследовании некоторых важных идей философского Материализма (на..

Стихия

(от греч. Stoicheion — первоначало, первооснова, элемент) 1) у древнегреческих философов-материалистов — основные элементы природы (у Эмпедокла — огонь, воздух, вода и земля. В древнекитайской философии — металл, земля, вода, дерево, огонь). 2) Явление, сила природы, обнаруживающиеся как неудержимое начало, стремление (например, буря). 3) В переносном смысле — окружающая привычная среда, обстановка, любимое, хорошо знакомое дело, занятие. ..

Стихосложение

версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см. Поэзия и проза). Проза также естественно членится на речевые такты (Колоны), но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксическим членением текста. В стихах же это членени..

Стихотворение

написанное Стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму. Организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения (См. Стихосложение). В силу особой по сравнению с прозаическими произведениями композиционно-ритмической упорядоченности (см. Поэзия и проза) в С. Каждый его отдельный элемент и вся конструкция в целом получают повышенную смысловую нагрузку. В зависимости от содержательной и композицио..

Стиховедение

СТИХОВЕДЕНИЕ, отрасль теории литературы, изучающая звуковую форму стихотворной художественной речи. Разделы стиховедения - фоника>, метрика (смотри Метр) и ритмика>, строфика (о сочетаниях стихов в строфы).. ..

Стиховедение

-я, ср.. ..

Стиховедение

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Стиховедение

Отрасль литературоведения, изучает звук, форму литературных произведений. Основной ее материал - стихи. Разделы стиховедения - фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных мест и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов в строфы).. ..

Стиховедение

Ср.Наука о стихе (1*1) и стихосложении как раздел литературоведения.. ..

Стиховедение

СТИХОВЕ́ДЕНИЕ -я. Ср. Наука о стихотворной природе литературных произведений, включающая фонику, метрику, ритмику, строфику.. ..

Стиховедение

-я, ср. Раздел литературоведения — наука о стихе (в 1 знач.), о стихосложении. Г| прил. Стиховедческий, -ая,-ое.. ..

Стиховедение

Стиховедения, мн. Нет, ср. (лит.). Наука о стихе (см. Стих 1 в 1 знач.) и стихосложении.. ..

Стиховедение

СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы ее анализа. Поскольку особенности стиха выступают с наибольшей отчетливостью в его звуковой организации, постольку практически С. Чаще всего сводят к изучению стихотворной фоники , ритмики и строфики , предоставляя остальные проблемы, возникающие при изучении стихотворных произведений, общей теории литературы. В силу этого С. Представляет собой до сих пор чрезвычайно замкнутую дисциплину с крайне узким кругом проблем,..

Стиховедение

— отрасль филологии, изучающая стихотворную природу литературных произведений. Разделы. Фоника — о сочетании звуков а стихе, строфика — о сочетаниях стихов и строфы, метрика и ритмика — о сочетании сильных и слабых мест в стихе.. ..

Дополнительный поиск Стиховедение Стиховедение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стиховедение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стиховедение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа