Теософия
(от греч. Theós — бог и sophía — мудрость, знание) 1) в широком смысле слова — мистическое богопознание (см. Мистика). В Ареопагитиках (См. Ареопагитики) синоним теологии (См. Теология). Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т. Гностицизм, Неоплатонизм, каббалу (См. Каббала) и т. П. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена. Э. Сведенборга. Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии.
Близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева. 2) Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской (1831—91. Соч. «Тайная доктрина», 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием индийских религиозно-философских концепций Брахманизма, Буддизма, Индуизма (учение о карме (См. Карма) — перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также Оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», Т. Стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определённой догматикой.
Согласно Т., конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом с целью «образовать ядро всемирного братства», «содействовать сравнительному изучению религии и философии», «исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека». Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки. В 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А.
Безант, которая в 1912 объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. Выделилась Антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. Свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой. Лит. Ледбитер Ч., Краткий очерк теософии, пер. С англ. Калуга, 1911. Шахнович М. И., Современная мистика в свете науки, М.— Л., 1965. Guenon R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921. Bichimair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950..
Дополнительный поиск Теософия
На нашем сайте Вы найдете значение "Теософия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теософия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 8 символа