Техническая эстетика

157

IТехни́ческая эсте́тика научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу Дизайна, Т. Э. Изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования (См. Художественное конструирование), проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Основные разделы Т. Э. — общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с Искусством, техникой (См.

Техника) и культурой в целом, вопросы эстетики (См. Эстетика) и предметной среды. Она также формулирует требования Т. Э. К промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования (См. Проектирование), его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности.

Существенной её частью является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления, функцией, выявляют исторические тенденции изменения формы и стиля изделия. Теория композиции (См. Композиция) исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной, гармоничной формы. Основные категории композиции. Объёмно-пространственная структура, Тектоника, пластика (Пластичность), средства гармонизации (пропорции (См. Пропорция), Ритм, Контраст, нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практической работы.

Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художника-конструктора, форм представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т. Э. Составляет разработка основ художественно-конструкторского образования. Пропедевтических курсов (см. Художественное образование), содержания и структуры учебных дисциплин, методики развития профессионального мышления и навыков. Тесная связь Т. Э. С социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным в разных социальных условиях. Современное капиталистическое общество, с одной стороны, вынуждено развивать Т. Э. И использовать её достижения, так как они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей промышленности.

С др. Стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия на пути последовательного и планомерного использования данных Т. Э., а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в которых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность этому, при социализме Т. Э. Играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека, его коммунистического отношения к материальным, культурным и эстетическим ценностям. Т. Э. Непосредственно участвует в формировании условий, при которых «художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека» (Программа КПСС, 1976, с.

130). Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением промышленного производства. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился всё более разнородным и эклектичным. Художественная ценность признавалась лишь за произведениями искусства, техническая функция закреплялась за продуктом промышленного производства. Однако на рубеже 19—20 вв. Возникает представление о собственной красоте машин и технических сооружений. Одновременно осознаётся необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во многих странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-промышленные союзы, сформировались творческие группы и школы (например, Немецкий Веркбунд, Австрийский Веркбунд и др.).

В широком социальном плане проблемы Т. Э. Впервые были осмыслены и получили глубокую и чёткую разработку после Великой Октябрьской социалистической революции. Большое внимание Советского государства к этим проблемам нашло отражение, например, в постановлении ВСНХ от 16 октября 1920 о создании при ВСНХ Художественно-производственной комиссии, на которую возлагалось руководство всей художественной деятельностью в промышленности. С организацией Высших государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас) развернулась деятельность «производственников» (см. Производственное искусство), ставивших своей целью слить искусство с производством, перестроить жизнь по законам красоты (художник В. Е. Татлин, А.

М. Родченко, Л. М. Лисицкий, архитектор М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др.). Одновременно велись исследования в области научной организации труда (См. Научная организация труда) (А. К. Гастев), закладывались основы эргономики (См. Эргономика). В последующие годы по мере развития отечественной индустрии теоретические представления об использовании методов художественного конструирования в промышленности обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, ж.-д. Транспорта и др. Отраслей. За рубежом крупнейшим научно-исследовательским и идейно-педагогическим центром Т. Э. В 20—30-е гг. Стал «Баухауз», возглавлявшийся В. Гропиусом, Х. Мейером и Л. Мис ван дер Роэ. После прихода к власти в Германии фашизма «Баухауз» был закрыт.

Почти все его основатели эмигрировали в разные страны. Научная разработка проблем Т. Э. Велась лишь отдельными исследователями. В послевоенный период разработка вопросов Т. Э. Возобновилась в Ульмской высшей школе художественного конструирования (См. Ульмская высшая школа художественного конструирования) (ФРГ), Королевском колледже искусств (Великобритания), в ряде университетов США. Теоретические поиски 20-х гг. Во многом предвосхитили современное развитие Т. Э. Однако становление её как самостоятельной научной дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется государственная система организации художеств. Конструирования, включающая Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художественного конструирования на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях.

В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качественные изменения в области художественного конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отдельные предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т. Э. Задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам. Ведущие организации по Т. Э. Социалистических стран, в том числе и СССР, являются членами Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т. Э. Освещаются в информационном бюллетене «Техническая эстетика» и др. Специализированных изданиях, за рубежом — в журналах «Промишлена естетика» (София, с 1969), «Wiadomosci» (Warsz., с 1958), «Design v teori a praxi.

Bulletin» (Praha, с 1969), «Industrijsko oblikovanje i marketing» (Beograd, с 1971), «Form+Zweck» (В., с 1969), «Form» (Opladen, с 1957), «Form» (Stockh., с 1905), «Design Industrie» (P., с 1952), «Design» (L., с 1949), «Industrial Design» (N. Y., с 1954) и др. Лит. Вопросы технической эстетики. Сб. Ст., в. 1—2, М., 1968—70. Основы технической эстетики. Расширенные тезисы, М., 1970. Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, в. 1—9, М., 1971—75. Бегенау З. Г., Функция, форма, качество, пер. С нем., М., 1969. Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. С англ., М., 1971. Archer L. В., Technological innovation — a methodology, L., 1971. Dorfles G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione di serie, Torino, 1972. Maldonado Т., Avanguardia e razionalita.

Articoli, saggi, pamphlets 1946—1974, Torino, 1974. Noblet J., Design. Introduction a l'histoire de l’evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd'hui. P., 1974, Ю. Б. Соловьев.IIТехни́ческая эсте́тика («Техни́ческая эсте́тика»,) ежемесячный информационный бюллетень Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике. Выходит в Москве с 1964. «Т. Э.» освещает вопросы теории, истории и современной практики советского и зарубежного художественного конструирования (См. Художественное конструирование), эргономики, художественно-конструкторского образования, публикует обзорные материалы по выставкам, рецензии на книги, посвященные технической эстетике.

Тираж (1976) 29 500 экземпляров..

Значения в других словарях
Техническая единица массы

единица массы МКГСС системы единиц (См. МКГСС система единиц). Т. Е. М. Равна массе тела, которому сила 1 кгс сообщает ускорение 1 м/сек2. Обозначения. Русское кгс․сек2/м, международное kgf․s2/m. 1 Т. Е. М. = 9,80665 кг.. ..

Техническая петрография

петрография технического камня, раздел петрографии (См. Петрография), занимающийся изучением искусственных каменных материалов. Бетона, цемента, строительного кирпича, керамики, ситаллов и стекол, шлаков, огнеупоров, абразивов, рудных агломератов и т. Д. Помимо общей петрографии, Т. П. Тесно связана с экспериментальной петрографией и минералогией, физико-химией равновесных процессов, в особенности с изучением диаграмм состояния (См. Диаграмма состояния) силикатных, окисных и иных систем, с обще..

Технические виды спорта

собирательное название различных комплексов общефизических упражнений, навыков и умений в области владения, управления спортивными техническими снарядами, в том числе снарядами-аппаратами, и система проведения соревнований по этим комплексам. Каждый Т. В. С. Имеет конкретное прикладное значение. К Т. В. С. Относят авиационные виды спорта (вертолётный, парашютный, планёрный, самолётный), авто-, мото-, радиоспорт, стрелковый, водно-моторный, подводный, виды спортивного моделирования (авиа-, авто-..

Технические культуры

возделываемые растения, которые используют как сырьё для различных отраслей промышленности. В зависимости от получения из них того или иного продукта подразделяются на несколько групп. Крахмалоносные культуры содержат Крахмал в клубнях (картофель, батат яме и др.), сахароносные растения — Сахар в стеблях (сахарный тростник, сахарный клён и др.), корнеплодах (сахарная свёкла), соцветиях (сахарная и винная пальмы). У масличных культур Масла растительные накапливаются в семенах и плодах (подсолнеч..

Техническая эстетика

        ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 - информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно-исследовательского института техни- ческой эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве с 1964. Освещает вопросы теории и практики художественного конструирования. Тираж (1985) 24 880 экземпляров. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Техническая Эстетика

Науч. Дисциплина, изучающая социально-культурные, технич. И эстетич. Проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами пром. Произ-ва для жизни и деятельности человека. Составляя теоретич. Основу дизайна, Т. Э. Изучает его обществ. Природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы проф. Творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Т. Э. Сформировалась и развивается на стыке ряда науч. Дисциплин (инж. Психологии,..

Дополнительный поиск Техническая эстетика Техническая эстетика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Техническая эстетика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Техническая эстетика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа