Тициан

65

(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы (См. Венецианская школа) эпохи Высокого и Позднего Возрождения (См. Возрождение). Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46) и Аугсбурге (1548 и 1550—51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я.

Сансовино и др.), Т. Воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго. «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон. Так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит.

К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. Вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515—16, Галерея Боргезе, Рим. «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция. «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон. «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж). Конец 1510-х—1530-е гг.

— новый период в творчестве Т., во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520—30-е гг. В один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид. «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон. «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж).

Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534—1538, Галерея Академии, Венеция. «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция. «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.

С редким искусством Т. Находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. В каждой картине Т. Находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. В немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки.

Среди лучших портретов Т. — «Ипполито Медичи» (1532—33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545—46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др. С середины 16 в. Начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Т. Нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения.

Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград. «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид. «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим. «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон. «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др. Написанные в поздний период творчества картины Т. На религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях.

Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж. «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид. «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград. «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград. «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен. «Оплакивание Христа», 1573—76, Галерея Академии, Венеция, и др.). Отличительное свойство поздних работ Т. — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. Переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.

Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. Выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. Свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. Тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П.

П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др. Т. Выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов. Лит. Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940. Тициано Вечеллио. [Сост. И вступ. Ст. Т. Фомичевой], М., 1960. Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964. Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн. Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403—445. Waldmann E., Tizian, В., 1922. Gronau G., Tizian, B., 1930. Hetzer Th., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]. Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950. Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953—54 (нов. Изд. — Firenze, 1969). Wethey H.

E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969—71. Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970. В. Н. Лазарев. Тициан. Автопортрет. 1560-е гг. Фрагмент. Прадо. Мадрид. Тициан. Портрет папы Павла III. 1543. Национальный музей и галереи Каподимонте. Неаполь. Тициан. «Динарий кесаря». 1518. Дрезденская картинная галерея. Тициан. «Ла белла». 1536. Галерея Палантина. Флоренция. Тициан. «Пастух и нимфа». 1570-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. Тициан. «Вакх и Ариадна». 1523. Национальная галерея. Лондон. Тициан. Оплакивание Христа». 1573—76. Галерея Академии. Венеция. Тициан. «Любовь земная и небесная». Около 1515—16. Галерея Боргезе. Рим. Тициан. «Вакханалия». Начало 1520-х гг. Прадо. Мадрид..

Значения в других словарях
Тихтенген

горный массив в центральной части Большого Кавказа на Главном, или Водораздельном, хребте, в верховьях р. Чегем, на границе Кабардино-Балкарской АССР и Грузинской ССР. Высота до 4611 м. Сложен кристаллическими сланцами, гнейсами, гранитами. С Т. Берут начало крупные ледники (Цаннер и др.). Общая площадь оледенения 46,8 км 2. ..

Тихуана

(Tijuana) город на С.-З. Мексики, в штате Нижняя Калифорния. 363,2 тыс. Жителей (1974). Крупный транспортный узел. Пограничная торговля с США. Центр орошаемого с.-х. Района (хлопчатник, пшеница, томаты). Пищевая, табачная, хлопкоочистительная промышленность, филиалы предприятий США. ..

Тициус

(Titius) Иоганн Даниель (2.1.1729, Кониц, Восточная Пруссия, — 16.12.1796, Виттенберг), немецкий физик и математик. Работал в Лейпцигском (1752—56) и Виттенбергском (с 1756) университетах. Установил (1766) эмпирическое правило, по которому можно найти расстояние планет от Солнца (см. Тициуса - Боде правило). Лит. Кларк А., Общедоступная история астрономии в XIX столетии, пер. С англ., Од., 1913. ..

Тициус Иоганн Даниель

Тициус (Titius) Иоганн Даниель (2.1.1729, Кониц, Восточная Пруссия, — 16.12.1796, Виттенберг), немецкий физик и математик. Работал в Лейпцигском (1752—56) и Виттенбергском (с 1756) университетах. Установил (1766) эмпирическое правило, по которому можно найти расстояние планет от Солнца (см. Тициуса — Боде правило. ..

Тициан

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90-1576) - итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность ("Любовь земная и небесная", ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций ("Ассунта" 1516-18) сменяются напряженным драматизмом ("Се человек", ок. 1543), психологической остротой образов ("И. Риминальди", ок. 1548), их беспощадной п..

Тициан

См. Вечеллио.. ..

Тициан

(ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО)(Tizianо Vecellio)(1476/77 или ок. 1487-1576), венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джовании Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 за..

Тициан

, собств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО (Tiziano Vecellio). Ок. 1488/1490, Кадоре (ныне Пьеве-ди-Кадоре) - 1576, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Ок. 1500 ребенком был отдан отцом. (Tiziano Vecellio) Ок. 1488/1490, Кадоре (ныне Пьеве-ди-Кадоре) — 1576, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Ок. 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста С. Дзуккато..

Тициан

        (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в свои..

Дополнительный поиск Тициан Тициан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тициан" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тициан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа