Трагедия

95

(греч. Tragōdía, буквально — козлиная песнь, от trа́gos — козёл и ödе́ — песнь) драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики. Вид драмы, противоположный комедии (См. Комедия). Т. Отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного Символа. Не случайно большинство Т. Написано стихами. Исторически Т. Существовала в различных проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетическая категория трагического (См. Трагическое), была задана европейским литературам древнегреческой Т.

И поэтикой. По Аристотелю, Т. Есть «. Подражание действию важному и законченному...» «посредством действия, а не рассказа. Совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». («Поэтика», 1449 b. Рус. Пер., М., 1957). Греческая Т. Возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису (см. Дионисии), и сохранила печать ритуально-религиозного действа. Греческая Т. Есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа (См. Мифы) с его борьбой между поколениями (богов, героев). Она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая Т. Даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл). Безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически, потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством Катарсиса).

Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. Не знала. Оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне Т. Становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами риторики (римская Т., например Сенека, средневековая византийская и латинская). Развитие жанра Т. Неравномерно. Новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения (См. Возрождение) и Барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра.

Таким образом, реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра. Кризис и «распад времён» выразились в испанской Т. От Л. Ф. Де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка (См. Кальдерон де ла Барка) и наиболее ярко — в английской Т., прежде всего У. Шекспира, формально далёкая от античности, шекспировская Т. Изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, — сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией (См. Ирония) и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги.

В середине 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении. В трагедиях А. Грифиуса жизнь — жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа — окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук. Во Франции, как результат рационалистического осмысления риторической традиции и её использования для реализации этических конфликтов в духе рационалистической психологии и философии, возникают блестящие образцы Т. Классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), Т. «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия). Эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования жанра Т. — жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности. Одновременно разрушается риторический канон литературных форм, рушится противопоставление стилей по их «высоте» и торжествует «среднее» — в драматургии «драма» как средний между трагедией и комедией вид (см. Драма, раздел 2-й). Трагическое напряжение и обобщенность стали достигаться косвенными способами (в том числе на комическом материале). Если на рубеже 18—19 вв. Ф. Шиллер создаёт Т., обновляя «классический» стиль, то в эпоху Романтизма Т. «обратна» античной — залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В.

Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает «барочный» стройный образ мира с опустошённостью современности. В Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить героическую действительность через Т., изнутри её. В России реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого). Родство с жанром Т. Сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого. С конца 19 в. Появляются многочисленные стилизации, возрождающие классическую Т. И Т. В «высоком стиле» — пьесы Г. Фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиста, П. Клоделя, позже — Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др. Эти эстетически оправданные и неизбежные опыты свидетельствуют, однако, о кризисе всей современной драмы.

Настроение безысходности, крайнего отчаяния, запечатленное в многочисленных западных пьесах, отрезает путь к Т., коль скоро авторы пьес уже ощущают себя «по ту сторону» совершившихся трагических событий, которые не оставляют человеку простора для действий, а сами по себе превосходят в своей трагичности возможности искусства. Напротив, литература социалистического реализма (См. Социалистический реализм) не порывает с традицией и чужда исторического пессимизма. Именно поэтому в её драматургии могут получить выражение трагические конфликты современности, основанные на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героического начала, гибель не по собственной вине или ошибке («трагической вине» в классической Т.), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж, — всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную революционную драму — «Оптимистическую трагедию» Вс.

Вишневского — героической драмой. В ряду героической драмы рассматривают также «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, воплощающих трагическое начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957. Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.—Л., 1936. Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971. Русские писатели о литературном труде, т. 1—4, М., 1954—56. Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. Собр. Соч., т. 1, М., 1912. Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, т. 1, М., 1967. Его же, Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, М., 1972. Зингерман Б., Проблемы развития современной драмы, в сборнике.

Вопросы театра, М., 1967. Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969. Benjamin W., Ursprung des deutschen Trauerspiels, Fr./M., 1963. Tragedy. Modern essays in criticism, ed. By L. MichelandR. B. Sewall, Englewood Cliffs, [N. Y.], 1963. Schöne A., Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, 2 Aufl., Münch., 1968. Kommerell М., Lessing und Aristoteles, [4 Aufl.], Fr./M., 1970. А. В. Михайлов.

Значения в других словарях
Травяные деревья

древовидные однодольные растения из рода Ксанторрея. В более широком смысле — особая Жизненная форма, к которой, помимо большинства видов ксанторреи, относят роды Kingia и Dasypogon (семейство ксанторрейных), Панданус и др. ..

Трагакант

трагакантовые астрагалы (Tragacantha), подрод растений рода Астрагал семейство бобовых. Сильно ветвистые колючие кустарники, иногда образующие подушки. Листья парноперистые, с мелкими листочками и неопадающей твердеющей осью. Цветки различной окраски, скученные по 2— 15 в пазухах листьев. Плод — боб, большей частью густоволосистый и односемянный. Около 240 видов, преимущественно в горах Западной и Средней Азии, несколько видов — на юге Европы, в Северной Африке и Северо-Западной Индии. В СССР о..

Трагик

трагедийный актёр, сценическое Амплуа. Актёр, исполняющий трагедийные роли в классическом репертуаре. ..

Трагикомедия

вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и проявляет себя в драме под влиянием духовного кризиса переломных эпох. Трагикомическое начало зарождается у Еврипида, усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже 16—17 вв. В первый самостоятельный тип Т. Его признаки. Сочетание смешных и серьёзных эпизодов, смешение возвышенных..

Трагедия

ТРАГЕДИЯ (от греч. Tragodia - букв. - козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 ..

Трагедия

ТРАГЕДИЯ, вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия> обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Греции (Эсхил, Софокл>, Еврипид>), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель>, Ж. Расин). Начиная с 18 в. И особенно в драматургии реализма ..

Трагедия

(греч.) — драматическое произведение, изображающее такого рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и притом нравственно-возвышенного. Т. Ведет свое происхождение из Греции, где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов (см.). Художественную форму дифирамбам придал Арион. Он же организовал правильный хор из сатиров, спутников Диониса, называвшихся козлами (τραγοι). Отсюда название Т. (τραγωδία — пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о страданиях Диониса. Даль..

Трагедия

Маленькие трагедии. Жарг. Шк. Шутл.-ирон. О психологическом состоянии ученика после получения неудовлетворительной оценки. /em> По названию цикла пьес А. С. Пушкина. Максимов, 236.. ..

Трагедия

Трагедия. Место, в котором трусы умирают, а герои погибают. Винцентий Стысь Покажите мне героя, и я напишу трагедию. Фрэнсис Скотт Фицджеральд В трагедии мы участвуем, комедию только смотрим. Олдос Хаксли В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор. Иосиф Бродский Трагедия. Сидел одинокий человек в пустой комнате. Станислав Ежи Лец Случаются там и сям трагедии, но ничего из них не следует. В этом, вероятно, вся суть трагедии. Славомир Мрожек(см. ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ), (см. ШЕКСПИР)(Источник..

Трагедия

(греч., козлиная песнь). Драматическое произведение, изображающее какое-нибудь событие выдающегося характера, обнаруживающееся в борьбе действующих лиц между собой и с разного рода препятствиями и способное вызвать в зрителях чувство ужаса и сострадания.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)вид драмат. Произв., возбуждающего в зрителях страх и сострадание.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1..

Трагедия

• большая трагедия. ..

Трагедия

См. Зрелище, случай.... ..

Трагедия

(иноск.) - печальный случайТрагическое (положение, приключенье)Ср. "Это настоящая (целая) трагедия " (т.е. Напоминающее трагедию в прямом смысле. Трогательное печальное театральное представление или сочинение).Ср. "Трагическая смерть".Ср. Общество считало себя вправе не быть расположенным к Крысинским - после трагической смерти "самой"...А.А. Соколов. Тайна. 8.Ср. Жизнь должна быть весела, легка, приятна. А ведь так, как ты рассуждаешь, это уж не жизнь, а вечная трагедия.Островский. Красавец-муж..

Трагедия

Ж. Греч. Высокая, трогательная и печальная драма. Трагический, к сему относящийся. Трагическое приключенье, вообще жалкое, печальное, ужасное и потрясающее. Трагик, сочинитель зрелищ, трагедий. Актер, лицедей в трагедиях. Трагикомедия, драма смешанная, трагедия с комедией.. ..

Трагедия

1. Ж.1) Драматический жанр, произведения которого отличаются остротой и непримиримостью конфликта и оканчиваются обычно гибелью героя.2) Отдельное произведение такого жанра.2. Ж.1) Большое несчастье, порождаемое острым, непримиримым конфликтом.2) То же, что. Трагизм (2*1).. ..

Трагедия

ТРАГЕ́ДИЯ -и. Ж. [греч. Tragōidia]. ..

Трагедия

-и, ас. 1. Драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. Классическая т. 2. Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Семейная т. II прил. Трагический, -ая, -ое (к 1 знач.). Т. Стиль. Т. Актёр.. ..

Трагедия

Трагедии, ж. (греч. Tragoidia от tragos - козел и ode - песнь). 1. Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно оканчивающееся гибелью героя (жанр этот возник в древней Греции из обрядовых песен, сопровождавших приношение в жертву козла в честь бога Диониса. Лит., театр.). Трагедии Софокла. Ложноклассическая трагедия. 17-18 вв. Представление такого произведения на сцене (театр.). Играть в трагедии. Смотреть трагедию. 2...

Трагедия

Траге́дия Через нем. Tragödie из лат. Tragoedia от греч. Τραγωδία–от τράγος "козел" + ᾠδή "пение", потому что народные песнопения, из которых развилась трагедия, исполнялись на вакхических торжествах хором танцующих, наряженных козлами. Русск.-цслав. Козьлогласование τραγωδία (начиная с Григ. Наз., ХI в.) представляет собой неудачную кальку с греч.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Трагедия

ТРАГЕДИЯ - большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии , специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. Имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.I. Термин Т. Появляется впервые в древней Греции для обозначения религиозного обряда - традиционных мимических игр и хоровых песен (дифирамбов), ..

Трагедия

ТРАГЕ´. ..

Трагедия

ТРАГЕДИЯ. ..

Трагедия

- (от греч. Tragodia - козлиная песнь <. Греч. Tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы (см. Драма (1)). Пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета Т. - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в..

Трагедия

— козлиная песнь — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. Составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. В широком значении — большое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями.. ..

Дополнительный поиск Трагедия Трагедия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трагедия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трагедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа