Троллейбус
(англ. Trolleybus, от trolley — контактный провод, роликовый токоприёмник и bus — автобус) средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Работы по созданию и применению Т. Проводились в Германии уже в начале 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Т. Наиболее трудной технической задачей оказалось обеспечение надёжного токосъёма от контактной сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения Т. Первые Т. В СССР созданы в 1933. В 1934 Т. Пущен в Москве. В 60—70-е гг. Троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества Т. По сравнению с трамваем (См.
Трамвай) заключаются в отсутствии рельсовых путей, требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей манёвренности и бесшумности. Недостаток — необходимость более сложной контактной подвески с 2 подвесными проводами. Т. Обладает преимуществами и перед Автобусом. Использование дешёвой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надёжность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность Т. К качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях плотных транспортных потоков в ряде случаев ограничивает его применение. Большинство Т. Выпускается в 2-осном исполнении с 2- или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками, пролегающих по основным городским магистралям, применяют многоосные сочленённые Т.
Габаритные размеры 2-осного Т. Длина 10—12 м, ширина 2,5 м, высота 3,2—3,4 м. Современный Т. Развивает скорость 65—70 км/ч. Вместимость 2-осных Т. 50—70 чел. К основному электрическому оборудованию Т. Относятся тяговые электродвигатели (См. Тяговый электродвигатель) постоянного тока, вспомогательные электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения. На Т. Советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению (См.
Рекуперативное торможение) с возвратом электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится в пределах 70—120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью, установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в обмотках дополнительных полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного освещения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети (См. Контактная сеть) осуществляется через Токосъёмник, расположенный на крыше Т.
(рис.). К механической части Т. Относятся трансмиссия, ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи и главной передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конические или червячные зубчатые колёса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки осей, ступицы колёс и др.) выполняют аналогично соответствующим узлам многоместных автобусов и тяжёлых грузовых автомобилей. В тормозную систему входят колёсные колодочные тормоза с пневматическим приводом и ручной механический привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод — автомобильного типа. Кузов Т. — цельнометаллический со сварным стальным каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жёсткому основанию в виде фермы из профилированных балок, соединённых угольниками.
Перспективы применения Т. Значительно расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации Т. С высокой скоростью движения. Используется Т. И на междугородных маршрутах (например, линия Симферополь — Ялта). Большая вместимость Т. (по сравнению с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации на линиях с напряжёнными пассажиропотоками. Лит. Ребров С. А., Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972. А. А. Сабинин. Троллейбус ЗИУ-9Б (г. Энгельс, завод им. М. С. Урицкого, 1972)..
Дополнительный поиск Троллейбус
На нашем сайте Вы найдете значение "Троллейбус" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Троллейбус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 10 символа