Троллейбус

79

(англ. Trolleybus, от trolley — контактный провод, роликовый токоприёмник и bus — автобус) средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Работы по созданию и применению Т. Проводились в Германии уже в начале 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Т. Наиболее трудной технической задачей оказалось обеспечение надёжного токосъёма от контактной сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения Т. Первые Т. В СССР созданы в 1933. В 1934 Т. Пущен в Москве. В 60—70-е гг. Троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества Т. По сравнению с трамваем (См.

Трамвай) заключаются в отсутствии рельсовых путей, требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей манёвренности и бесшумности. Недостаток — необходимость более сложной контактной подвески с 2 подвесными проводами. Т. Обладает преимуществами и перед Автобусом. Использование дешёвой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надёжность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность Т. К качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях плотных транспортных потоков в ряде случаев ограничивает его применение. Большинство Т. Выпускается в 2-осном исполнении с 2- или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками, пролегающих по основным городским магистралям, применяют многоосные сочленённые Т.

Габаритные размеры 2-осного Т. Длина 10—12 м, ширина 2,5 м, высота 3,2—3,4 м. Современный Т. Развивает скорость 65—70 км/ч. Вместимость 2-осных Т. 50—70 чел. К основному электрическому оборудованию Т. Относятся тяговые электродвигатели (См. Тяговый электродвигатель) постоянного тока, вспомогательные электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения. На Т. Советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению (См.

Рекуперативное торможение) с возвратом электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится в пределах 70—120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью, установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в обмотках дополнительных полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного освещения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети (См. Контактная сеть) осуществляется через Токосъёмник, расположенный на крыше Т.

(рис.). К механической части Т. Относятся трансмиссия, ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи и главной передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конические или червячные зубчатые колёса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки осей, ступицы колёс и др.) выполняют аналогично соответствующим узлам многоместных автобусов и тяжёлых грузовых автомобилей. В тормозную систему входят колёсные колодочные тормоза с пневматическим приводом и ручной механический привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод — автомобильного типа. Кузов Т. — цельнометаллический со сварным стальным каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жёсткому основанию в виде фермы из профилированных балок, соединённых угольниками.

Перспективы применения Т. Значительно расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации Т. С высокой скоростью движения. Используется Т. И на междугородных маршрутах (например, линия Симферополь — Ялта). Большая вместимость Т. (по сравнению с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации на линиях с напряжёнными пассажиропотоками. Лит. Ребров С. А., Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972. А. А. Сабинин. Троллейбус ЗИУ-9Б (г. Энгельс, завод им. М. С. Урицкого, 1972)..

Значения в других словарях
Тройственный союз 1882

военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—82. После заключения союза с Австро-Венгрией (см. Австро-германский договор 1879) Германия с целью изолировать Францию стала искать сближения с Италией. В условиях острого конфликта между Италией и Францией из-за Туниса О. Бисмарку удалось побудить Италию к соглашению не только с Германией, но и с австрийскими Габсбургами, в течение многих лет угнетавшими итальянский народ. 20 мая 1882 в Вене был заключён секретный с..

Троктолит

(от греч. Trōktēs — форель и líthos — камень. Из-за сходства Т. С крапчатой кожей форели) магматическая горная порода из группы Габбро, состоящая из преобладающего основного плагиоклаза (См. Плагиоклазы) (Лабрадора или битовнита) и небольших количеств Оливина. Пироксены присутствуют в незначительном количестве или отсутствуют вообще. Серпентинизация оливина сопровождается иногда образованием характерных трещин в плагиоклазе, идущих радиально от зёрен оливина. ..

Троллейвоз

грузовое транспортное средство с питанием электроэнергией от контактного провода (См. Контактный провод) через троллейное устройство. Использование Т. Эффективно в городах с развитой подвесной контактной сетью, где они часто эксплуатируются в ночное время, осуществляя регулярные перевозки грузов по определённым маршрутам, когда городские линии свободны от движения пассажирских Троллейбусов. Для возможности автономной работы Т. Оборудуют иногда двигателем внутреннего сгорания, обеспечивающим воз..

Тролли

(древнескандинавское, единственное число troll — чудовище) в скандинавских народных поверьях сверхъестественные существа (чаще всего великаны), обычно враждебные людям. ..

Троллейбус

ТРОЛЛЕЙБУС (англ. Trolleybus - от trolley - контактный провод, роликовый токоприемник и bus - автобус), вид городского безрельсового транспорта. Постоянный ток для питания тяговых двигателей поступает от контактной сети через подвесные (троллейные) провода. Сочетает преимущества трамвая и автобуса. Первый троллейбус создан в 1882 в Германии. В России - в 1933.. ..

Троллейбус

На одиннадцатом троллейбусе. Жарг. Мол. Шутл. Пешком. Вахитов 2003, 103.. ..

Троллейбус

-а, м.. ..

Троллейбус

Троллейвоз, букашка, рогатый автобус, очкарик, трали-вали, безрельсовый трамвай. ..

Троллейбус

М.1) Безрельсовый городской электрический транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и иногда грузов.2) Многоместная машина такого транспорта.. ..

Троллейбус

ТРОЛЛЕ́ЙБУС -а. М. [англ. Trolleybus] Вид городского безрельсового транспорта, многоместная машина с электрической тягой. Ехать на троллейбусе, в троллейбусе. Выйти из троллейбуса. Сойти с троллейбуса.. ..

Троллейбус

-а, м. Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям. Городской т. Ехать на троллейбусе (в троллейбусе). Выйти из троллейбуса. Сойти с троллейбуса. Водитель троллейбуса. 11 прил. Троллейбусный, -ая, -ое. Г. Парк.. ..

Троллейбус

(тролейбус), троллейбуса, м. (англ. Trolleybus, букв. Роликовый автобус, ср. Троллей и автобус). Безрельсовый трамвай, автобус, приводимый в движение электрическим током, получаемым по воздушному проводу, контакт с к-рым поддерживается троллеями.. ..

Троллейбус

Вид гор. Пасс. Безрельсового транспорта. Пост. Ток для тяговых двигателей поступает от контактной сети через подвесные (троллейные) провода. Первая линия, соединившая р-ны Уктуса и Нижнеисетска с ул. Фрунзе, пущена 17 окт. 1943. На ее завершение понадобилось почти 10 лет. Кольцо в Нижнеисетске введено в эксплуатацию 19 февр. 1953. Затем троллейбусные линии соединили Ц. Г. С Химмашем, Уралмашем, Втузгородком, Юго-Западом, ВИЗом и др. Р-нами. В 1950 протяженность одиночной сети составила 29,8 км, ..

Троллейбус

Испытательный рейс первых московских троллейбусов был осуществлён в ноябре 1933 (от Балтийско-Белорусского вокзала до села Всехсвятское). Регулярные рейсы начались в 1934. Первый маршрут был проложен по Тверской улице. Протяжённость троллейбусных линий составила соответственно к 1940 — 200 км, к 1970 — 776 км, к 1980 — свыше 1000 км (70 маршрутов). Наибольшее число троллейбусов в эксплуатируемом парке было в 1981 (2362 машины). К началу 90-х гг. Парк троллейбусов сократился.Первые троллейбусы дл..

Троллейбус

Петербург — родина отечественного Т. 31 марта 1902 петербургским инженером П. А. Фрезе испытан первый Т. Движение Т., связавшего Красную площадь (ныне площадь Александра Невского) и Благовещенскую площадь (ныне площадь Труда) (длина маршрута 5,8 км), было открыто 21 октября 1936. На линии работало 4 машины с интервалом 15—16 минут, которые перевозили в день свыше 8 тыс. Пассажиров. Первые Т. Были изготовлены на Вагоноремонтном заводе (ВАРЗ-1). Позже Ленинград стал обеспечиваться машинами произ..

Троллейбус

(англ. Trolleybus, от trolley - контактный провод, роликовый токоприёмник и bus - автобус) - вид гор. Безрельсового электрич. Транспорта. Т. Получает энергию из сети пост. Тока напряжением 500 - 600 В, реже 750 В. Питание поступает через контактную сеть от подвесных (троллейных) проводов. Сочетает преимущества трамвая (электротяга, отсутствие газов, загрязняющих атмосферу) и автобуса (лёгкость и бесшумность хода на шинах, возможность обгона), однако не имеет манёвренности автобуса. ..

Троллейбус

вагон на пневмоколёсном ходу с приводом от электродвигателя, получающего ток через подвесные (троллейные) провода и штанговые токосъёмники. Работы по созданию троллейбусов проводились в Германии ещё в нач. 80-х гг. 19 в. В России днём рождения этого нового вида транспорта считается 31 марта 1902 г., когда в Санкт-Петербурге инженером П. А. Фрезе был испытан первый троллейбус. Но дальнейшего развития это начинание не получило. Продолжение истории нового вида транспорта относится к 1933 г., когда..

Троллейбус

— вид городского безрельсового транспорта, В СССР первый Т. Создан в 1933 г.. ..

Дополнительный поиск Троллейбус Троллейбус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Троллейбус" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Троллейбус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа