Увертюра
(французское ouverture, от лат. Apertura — открытие, начало) оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме (См. Сонатная форма). Оперная У. Подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец У. — вступление к опере «Орфей» Монтеверди (1607). К концу 17 в. Сложились два основных типа У. — французская (ouverture а́ la Française), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) — из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У. Сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская У.
Получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха). Первоначально оперные У. Не имели идейно-образных связей с самой оперой. Лишь со 2-й половины 18 в. Композиторы трактуют У. Как симфонический пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка, У. Должна служить «вступительным обзором содержания»), У. Может быть тематически связана с оперой («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки) или обобщённо выражать основной её характер («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини). Виды оперных У. Классическая У. В сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (У. К операм «Альцеста» Глюка, «Дон Жуан» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Князь Игорь» Бородина, «Проданная невеста» Сметаны и мн.
Др.). Прелюдия, интродукция, вступление — небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщённо раскрывают основную коллизию, идею оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Хованщина» Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера). У. В форме попурри — ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты). Из У. К драматическим пьесам наиболее значительны У. Бетховена к «Эгмонту» Гёте и «Кориолану» Коллина, Балакирева к «Королю Лиру» Шекспира, Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира. В 19 в. Видное место в симфонической музыке занимает концертная У.
— самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программная («Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, «Римский карнавал» Берлиоза, «Моя родина» Дворжака). Наряду с У. Драматическими («Манфред» Шумана, У. - фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского) и пейзажного характера («Осенью» Грига) большое распространение получила торжественная У. («Академическая» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественная» Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, «Праздничная» Шостаковича, «Приветственная увертюра» А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип У. На народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его У. «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» продолжили М. А. Балакирев в «Увертюре на 3 русские народные песни», С. И. Танеев в «Увертюре на русскую тему» («Про татарский полон») и многие советские композиторы.
У. К драматической пьесе и концертная У. Явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы. Лит. Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн. Глинка, 2 изд., М. — Л., 1950. Его же, Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн. Избр. Труды, т. 1, М., 1952. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95. Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960. Riemann Н., Die französische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899. Botstiber Н., Geschichte der Ouvertüre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913. И. Э. Манукян.
Дополнительный поиск Увертюра
На нашем сайте Вы найдете значение "Увертюра" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Увертюра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 8 символа