Фетишизм
1) религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Западной Африки впервые познакомились португальские моряки в 15 в. Термин «фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 в. Франц. Учёный Ш. Де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. Пер. «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. В религиях др. Египтян, греков, римлян. Французские просветители рассматривали Ф. Как архаичную форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220–21). Для Г. Гегеля Ф. – форма первоначальной, непосредственной религии – колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно (см.
«Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448). Ф. Свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредственных предметов природы к наделению их духовным смыслом. Характеристика Ф. В этнографии многозначна. Дж. Леббок основывал Ф. На первобытном веровании в возможность принудить божество исполнить желание человека. Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. Считали Ф. Формой Анимизма (фетиши – вместилища духа). Место Ф. В верованиях разных народов различно. У австралийцев фетиши – Чуринги – символы и заменители тотемов. У сев.-амер. Индейцев – воплощение родовых покровителей. У народов Западной Африки – личные покровители. Формы фетишей разнообразны. Камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы).
Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного отношения к фетишу. Его кормили, ласкали за оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В «мировых» религиях Ф. Сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман. С. А. Токарев. 2) Характерный для товарно-капиталистического общества процесс наделения продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма (См.
Товарный фетишизм). Ф. – это отождествление общественных и культурных функций предмета с естественными свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные формы Ф. Определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных характеристик с натуралистическим бытием вещей, физически-телесным субстратом продукта человеческой деятельности или естественными особенностями индивидов. К. Маркс вначале анализировал Ф. Как одну из ранних форм религии, «религии чувственных вожделений» (см. К, Маркс Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с 98, 410), для которой характерна закабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономической теории, К.
Маркс рассматривает Ф. Как структурный элемент общественного сознания антагонистической формации. Для К. Маркса Ф. – это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире «. Продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (там же, т. 23, с. 82). Наделение предметов магическими свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, буржуазная политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.).
В теории фетишизма К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономическую обусловленность Ф. Буржуазными производственными отношениями. К. Маркс связывает Ф. Со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. Становится неким магическим средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. Е. Продукт деятельности становится «чувственно-сверхчувственной вещью». В современной марксистской литературе подчёркивается методологическое значение теории Ф. Для изучения Ф. Как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б, И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (например, Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф.
Как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. На принципы научного знания (смешение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т.п.), критики различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологических процессов в буржуазном обществе. А. П. Огурцов. 3) Ф. В медицине, половое извращение (См. Половые извращения), при котором сексуальное влечение направлено на различные предметы (например, обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви.
[Сборник], М., 1971, с. 458–70. Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1–2. Маркс К., Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 1–2. Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова. Фетишизм, «Этнографическое обозрение», 1908, №1–2. Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М. – Л., 1929. Марк А., Критика фетишизму в творчостi Маркса, Харькiв, 1931. Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. – Л., 1959. Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964. Althusser L., Ranciere J., Macherey P., Lire ie capital, t. 1, P., 1965..
Дополнительный поиск Фетишизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Фетишизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фетишизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа