Посольский Обряд
- дипломатический этикет и порядок внешнеполитических сношений в Русском государстве в 16-17 вв.П. О. Стал складываться при Иване III и окончательно оформился в 16 в. В основу П. О. Было положено понятие "государевой чести", т. Е. Достоинства Русского государства. "Государева честь" выражалась в правильном наименовании и титуловании царя, в предоставлении его послам первого места и т. П. Сношения с иностранными государствами велись через "послов великих", "лёгких послов" - посланников и "гонцов" - в зависимости от важности и цели посольства, а иногда и от отдалённости места назначения. Послы действовали на основании получаемых из Посольского приказа (см.) детальных наказов. Ничего решать самостоятельно без сношений с Москвой они не могли.
По возвращении из посольства послы представляли в Посольский приказ подробные отчёты в виде дневников (т. Н. Статейные списки).При приезде иностранных послов в Русское государство их встречал на границе пристав, назначавшийся воеводой пограничного города для сопровождения их и снабжения в пути продовольствием, которое, по старинному русскому обычаю, выдавалось им за счёт казны. За несколько вёрст до Москвы послы останавливались в ожидании разрешения на въезд в столицу. В назначенный день им присылались из царской конюшни кареты и верховые лошади. Въезд в город происходил с большой торжественностью и привлекал большое стечение народа. На всём пути стояли войска. Для размещения иностранных послов в Москве в 17 в.
Был устроен Посольский двор. Кроме того, имелись (в некоторых случаях ещё в 16 в.) отдельные дворы для литовских, татарских, украинских послов. Послы содержались под строжайшим наблюдением во избежание шпионажа с их стороны. При них состояли всё время приставы. Выезд на аудиенцию происходил с ещё большей пышностью, чем въезд в Москву. Послы сходили на некотором расстоянии от Красного крыльца. На лестнице и в дворцовых покоях стояли дворяне, дьяки и купцы в "золотном платье". Послов встречали назначенные к тому бояре. Царь принимал, сидя на престоле, "в большом наряде", т. Е. В кафтане из золотой парчи, в "шапке Мономаха", со скипетром в руке, иногда с "царским яблоком" ("державой") - в другой. Перед ним стояли рынды, т.
Е. Молодые придворные в белых кафтанах с серебряными топориками в руках. Вдоль стен сидели бояре. Посла "являл", т. Е. Представлял, один из окольничих. После обмена взаимными приветствиями посол вручал "верющую" (верительную) грамоту, которую принимал посольский дьяк. Затем посол и его свита допускались к целованию царской руки, после чего царь тут же обмывал руку из серебряного рукомойника. Целование руки было привилегией христианских послов. Мусульманским послам царь клал руку на голову. По окончании этой церемонии послам ставили скамейку против престола. Посидев немного, они в краткой речи излагали цель посольства и "являли" подарки, присланные царю. В день аудиенции полагалось приглашать послов на обед в присутствии царя, во дворце, или же присылать царское угощение к ним на Посольский двор.
Через несколько дней намечалась более скромная, деловая аудиенция, после которой в "ответной палате" они встречались с лицами, назначенными быть "в ответе", т. Е. Вести переговоры.Перед отъездом имела место прощальная аудиенция.Договоры скреплялись присягой, целованием креста и приложением печати. Подписывание договора царём было не принято. П. О. В таком виде просуществовал до Петра I..
Дополнительный поиск Посольский Обряд
На нашем сайте Вы найдете значение "Посольский Обряд" в словаре Дипломатический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Посольский Обряд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 16 символа