Дион Хризостом

289

Дион Хризостом (Златоуст), Dion Chrysostomos, лат. Dio Cocceianus, из Прусы в Вифинии, ок. 40-115 гг. Н. Э., греческий оратор и философ. Представитель второй софистики (см. Софисты), ученик стоика Музония. Глубоко образованный, он достаточно рано начал политическую карьеру и публичные выступления. Переехал в Рим, где завязал дружеские отношения с императором Титом. В 82 г. Будучи втянутым в заговор против Домициана, был изгнан. Суровая скитальческая жизнь повлияла на изменение взглядов Д. Х. Из софиста он сделался философом киником. Вызванный из изгнания императором Нервой, вновь начал карьеру в качестве политика, ритора и философа. Ее вершины он достиг при Траяне, который стал для него воплощением идеала правителя. - Из творческого наследия Д.Х.

Сохранилось 80 речей (среди них две принадлежали перу его ученика Фаворина). К наиболее известным речам относятся I-IV Об управлении (Peri basileias), где Д.Х. Перечисляет черты подлинного правителя, такие как мягкость, справедливость, мудрость. В этих речах он чествовал Траяна. Самой знаменитой и одной из прекраснейших речей Д.Х. Является VII Эвбейская речь (Euboikos), содержащая идиллическое описание природы и восхваление жизни на ее лоне, а также хвалу бедности. Речи VI-VIII-X относятся к кинику Диогену. Диоген, или О тирании (Diogenes e peri tyrannidos), Диоген, или О добродетели (Diogenes e peri aretes), Диоген, или Истмийская речь (Diogenes e Isthmikos), Диоген, или о рабстве (Diogenes e peri oiketon).

Эти речи, носящие апологетический характер, являются выражением восхищения Д.Х. Жизнью и воззрениями знаменитого философа. Речь XI Троянская (Troikos) представляет собой род практикуемого софистами парадоксального отрицания. Д.Х. Доказывает в нем, что Трои вообще не существовало, а то, что о ней рассказывает Гомер, есть ложь. Речь XI Олимпийская (Olympiakos), произнесенная в Олимпии, является ценным источником для изучения религиозных и эстетических взглядов Д.Х. В речах XIV и XV О рабстве и свободе (Peri duleias kai eleutherias) Д.Х. Ставит под сомнение правомерность существования института рабства. В речи XVIII О выборе греческого чтения (Peri logu askeseos) предписывает чтение Ксенофонта, ибо в его произведениях он видит образец политического и судебного красноречия, а также достойный подражания пример простоты.

Речи XXVIII-XXX - это собрание надгробных речей. Две на смерть бойца Меланкома (Melankomas te taksei) и одна на смерть Харидема (Charidemos). В речах XXXI-XXXV. Речах в честь городов (Родоса, Александрии, Тарса и Келайна) - Д.Х. Провозглашает необходимость соответствующего воспитания политиков, мечтает о правлении философов. Речь XXXVI Борисфенская (Borysthenikos), интересная с точки зрения истории Ольвии, отголосок путешествия в Дакию и на Борисфен, представляет собой, в сущности, лекцию о справедливом городе-государстве и царсвовании богов. Речи XXXVIII-LI Вифинские (Bithyniakoi logoi) касаются также государства и управления. Д.Х. Выступает здесь как политик и защитник общего блага (homonoia). Литературных вопросов касается речь LII О луке Филоктета у Эсхила, Софокла и Еврипида (Peri Aischylu kai Sophokleus kai Euripidu e peri tu Philoktetu tokson).

Д.Х. Сравнивает обрисовку Филоктета и версии похищения его лука у трех греческих трагиков. С этой речью связана речь LIX Филоктет (Philoktetes), являющаяся парафразом пролога и первой сцены трагедии Еврипида с тем же заглавием. Д.Х. Находился под сильным влиянием стоицизма и кинизма. Он был популярным философом, сочувствовал бедным и обиженным, а его принципом была «филантропия». Д.Х., умеренный аттицист, брал за образец Платона и Ксенофонта. Его речи являются важным источником для изучения истории культуры, особенно греческого Востока до 100 г. Еще при жизни ему подражал Фаворин, позднее - Максим Тирский, Элиан, Фемистий и Кинесий из Кирены, автор монографии о Д.Х. Для позднейших писателей Д.Х. Был классиком ораторского искусства..

Значения в других словарях
Диодор

Диодор, Diodoros, из Тарса, ок. 330-393 гг. Н. Э., греческий христианский писатель. Был одним из величайших эрудитов IV в. После учебы в Афинах свое теологическое образование он пополнил в антиохийской школе, затем некоторое время был монахом и настоятелем монастыря. Впоследствии ученики призвали его руководить антиохийской теологической школой. У него обучался, в частности, Иоанн Златоуст. Император Валент отправил его в изгнание за ортодоксальные теологические взгляды. После смерти императора ..

Диодор Сицилийский

Диодор Сицилийский, Diodoros, I в. До н. Э., греческий историк. В юности предпринял путешествие в Европу, Малую Азию и Южную Африку. Долго находился в Риме. В 60-56 гг. Жил в Александрии. В течение 30 лет собирал материалы для своего исторического труда под названием Библиофика (Bibliotheke), в 40 книгах, посвященного всемирной истории. Заголовок произведения должен был указывать на богатство информации, в нем содержащейся, и на обилие используемых источников. Библиофика описывала всемирную исто..

Дионисий

Дионисий, Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 (или 248) по 264 (или 265) гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в Александрии. Его многочисленные произведения и письма сохранились только в отрывках. Цитаты и выдержки из его сочинений приводит Евсевий Кесарийский в VII книге Истории Церкви. Целиком сохранилось только два письма. Письмо к Новациану, приведенное Евсевием, ..

Дионисий Александрийский

Дионисий Александрийский, Dionysios, лат. Dionysius, прозванный Перигет (гр. Periegetes, то есть автор перигезы. См. Литература географическая), автор греческих дидактических поэм. В 124 г. Написал дидактическую поэму (1187 гекзаметров) Описание населенного мира (Periegesis tes oikumenes). Мы не знаем, на какие источники он опирался, опосредованно он, несомненно, пользовался трудами Посидония. Язык и метрика, тщательно обработанные, доказывают, что Д. Ориентировался прежде всего на Каллимаха и А..

Дополнительный поиск Дион Хризостом Дион Хризостом

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дион Хризостом" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дион Хризостом, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа