Башкин

80

Матвей — С именем М. Б. В нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г., когда он явился для религиозных совещаний и исповеди к священнику Благовещенского собора в Москве Симеону, ничего не известно. Не известны ни год, ни место рождения Б., и только по фамилии, как справедливо замечает Н. И. Костомаров, можно догадываться о его татарском происхождении. Что касается самого учения Б., то и его правильная характеристика вряд ли возможна на основании дошедших до нас документов по этому делу. Все, что известно о религиозных взглядах Б. И его последователей, находится, главным образом, в двух "жалобницах" Симеона и Сильвестра, Соборной грамоте в Соловецкий мон.

О заключении игумена Артемия и в послании Иоанна Вас. К Максиму Греку о ереси М. Б. В жалобнице Симеона (жалобница Сильвестра, тоже священника Благовещенского собора, есть повторение, как бы подтверждение сказанного Симеоном) читаем. "В великом посту 1553 г. Пришел ко мне, — пишет Симеон, — М. С. Б., и первыми его словами, сказанными по приходе, были след. "Я христианин, верую в Отца и Сына и Св. Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы, и великим чудотворцам, и всем святым, на иконе написанным". Затем Б. Стал задавать Симеону вопросы, показавшиеся последнему "недоуменными", и, не получая ответа, сам же начал объяснять, толковать. А их "толковал он, — продолжает Симеон, — не по существу и развратно".

В заключение Б. Напомнил Симеону о великой пастырской обязанности — блюсти свою паству. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью. Особенно его поражало несогласие слов Христа "возлюбите искренняго своего, как самого себе" с существованием у нас крепостных. Этим и исчерпывается содержание жалобницы Симеона. Макарий в своей истории церкви (т. 6) полагает, что Б., вероятно, говорил что-либо иное, от чего недоумевал Симеон и что казалось ему "развратным", но что последний побоялся изложить в своей жалобнице, написанной им в оправдание себя от обвинения дьяка Висковатого в соучастии его в ереси Б.

Говорил ли действительно Б. Что-либо, идущее вразрез с взглядами Симеона на сущность главных догматов Православной церкви, высказанными сразу по приходе к Симеону, или нет, сказать трудно. Симеону могли показаться вопросы Б. "недоуменными" уже потому, что тогдашнее русское духовенство, основывавшееся более на букве догматов, чем на их сущности, не допускало и мысли о возможности для мирян рассуждать о догматах веры. А Б. К тому же осуждал деятельность духовенства и делал наставления. Если бы далее Б. Высказал многое из того, в чем его впоследствии обвиняли, то вряд ли бы он так смело уверенный в правоте своих толкований явился к Иоанну со своим отмеченным апостолом и вряд ли бы Иоанн отпустил его, не придав всем слухам и толкам о его ереси никакого значения.

И только несколько времени спустя Иоанн под влиянием внушений митр. Макария приказывает заключить Б. Под стражу, а для суда над ним собраться собору. Собор начался в 1553 г. И не позже октября (к этому месяцу только относится первая пометка в документах о соборе) и продолжался в следующем году, когда был подвергнут суду игумен Артемий, обвинявшийся в соучастии в Б. На соборе, имевшем свои заседания в царских палатах, присутствовали под председательством митр. Макария архиепископ ростовский Никанор и епископы суздальский — Афанасий, рязанский — Кассиан, тверской — Акакий, коломенский — Феодосий и сарский — Савва вместе с многочисленным духовенством. На соборе присутствовал сам царь со своими братьями и со множеством бояр.

— Подсудимых Б. И его сторонников обвинили в том, что они утверждали неравенство Христа с Отцом и Духом. Почитали евхаристию простым хлебом и вином. Отвергали данную церковь, иконы, покаяние. Предания и жития святых отцов называли баснословием. Вселенские соборы укоряли в гордости, говоря, что "все писали они для себя, дабы им владеть всем и царским, и святительским", и, наконец, дерзали сомневаться в действительности евангельских и апостольских истин. Такова сущность ереси Б. По другому важнейшему документу — "Соборному посланию". Что здесь принадлежит лично Б. И что его последователям или даже предшествующим лжеучениям, сказать невозможно. Несомненно кажется только одно — что судьи хорошо еще помнили учение жида Захария, осужденное собором 1504 г., тайно сохранявшееся в Москве до 1553 года.

Они даже для обличения Б. Приняли в свое руководство "Просветитель" Иосифа Волоцкого. Б. Сначала долго во всем запирался, но, наконец, когда стал его распрашивать сам царь, то он "богоотступным гневом обличен бысть, бесу предан и язык извеся, непотребная и нестройная глаголаша на многие часы" и вслед за тем сознал справедливость всех обвинений. По приговору собора он был сослан в Волоколамский монастырь, куда и прибыл 22 декабря 1554 г.Сознаваясь в истине соборных обвинений, Б. В то же время, говорится в грамоте, сознался и в том, что лжеучение свое принял от "латынников" — аптекаря Матвея, родом литвина, и Андрея Хотеева, которых Курбский справедливо называет лютеранами, и что утверждали его в том лжеучении "Заволжские старцы", издавна известные своей расположенностью к жидовствующим.

Таким образом, это сознание Б., указывающее два источника его ереси. С одной стороны — ересь жидовствующих, с другой — западное влияние, совершенно отрывает ее от русской почвы. Да и трудно думать, чтобы то же рационалистическое учение могло возродиться самобытно в тогдашнем русском обществе, все религиозные воззрения и верования которого в одних обрядах и их строгом исполнении. Обращая взор и на предшествующие еретические учения до XVI в. — Дмитра, Адриана, Стригольников и жидовствующих — мы выносим убеждение в совершенной неподготовленности его к самобытному рационализму. Адриан и Дмитр принадлежали, по своему учению к обществу богомилов, действ. На юго-зап. Границе России. Стригольники восставали собственно против русского духовенства своего времени, а учение жидовствующих исходит от евреев, живших на юге России.

Весь вопрос в данном случае сводится к решению. Из какой именно страны Запада пришло учение Б. Г. Емельянов справедливо, кажется, утверждает, что оно занесено к нам из Литвы, где реформационные идеи утвердились еще с XV в.Литература. Макарий, "История Церкви" т. 6. Емельянов, "О происхождении учения Башкина и Косого на Руси" ("Труды Киевской дух. Акад.", 1862 год, № 3). Костомаров, "Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке"..

Значения в других словарях
Башкин

Матвей Семенович, русский мыслитель-гуманист середины 16 в., представитель реформационного движения. Происходил из небогатых дворян. Выступил с осуждением холопства во всех его формах, доказывая, что холопство противоречит евангельскому учению о равенстве людей. Своих холопов Б. Отпустил на волю. Взгляды Б. Отражали экономическую потребность страны ликвидировать малопроизводительный труд холопов. Критика крепостничества была облечена у Б. В религиозную форму «евангельской любви» к ближнему. Сре..

Башкин

БАШКИН Матвей Семёнович (. - не ранее 1554), вольнодумец, дьяк. Выступил против официальной церкви, иконопочитания, а также холопства. Осуждён церковным собором 1553 как еретик, заточён в Волоколамский монастырь. По некоторым данным, сожжён во время опричнины.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Башке

Оле-Андреас — политический деятель Норвегии, род. В Рёросе в 1830 г. Окончив юридический фак. В Христиании, он посещал затем университеты в Германии, Париже и Лондоне, потом поселился в Христиании и занялся адвокатурой. В 1879 г. Б. Получил портфель министра юстиции, от которого, однако, уже в 1883 г. Вследствие министерского кризиса должен был отказаться. Б. Был одновременно членом нескольких законодательных комиссий в Норвегии, где принимал очень деятельное участие. Имеются его работы. "Сканди..

Башкеевы

В 1503 г. Василий Башкеев, как видно из грамоты, пожалованной Иоанном Великим сыну его кн. Юрию Иоанновичу на владение Дмитровым и Рузой, владел в тех местах деревнями Круглой, Кляпиковой и Макаровской. — В 1699 г. Значится в числе владельцев населенных имений один Башкеев.. ..

Башкирово

С. Орловской губ. Карачевск. У. На большой дороге, ведущ. От Орла в г. Трубчевск, через Молодовое и Шаблыкино, знаменитое садами имение Киреевского, теперь Блохина. Сел. Б. Лежит в очень высокой местности (119—121 с.), на границе Карач. И Орловск. Уу., при верховьях р. Ицки, 5°4' вост. Дол. (Пулк.) и 52°52' сев. Шир. Сел. Интересно также в геолог. Отношении. Здесь находятся пограничные отложения юрской и меловой систем. Первая в своих келловейских глинах выводит наружу богатые рудные пласты сфер..

Башкирская капуста

(Polygonum polymorphum Led. Var. Alpinum All.) — многолетняя трава из сем. Гречишных (Polygonaceae), с узкими ланцетными листьями, с белыми или красноватыми цветками, собранными в кисти. Тычинок 8. Плод трехгранный. По влажным лугам.. ..

Башкин

БАШКИН Василий Васильевич (1880-1909) - поэт и беллетрист.Библиография. I. Рассказы, 3 тт., П., 1909-1910. Стихотворения, 1 т., изд. «Дело».II. Сборник в память Б. «Огни», СПБ., 1912. Муйжель В., Воспоминания о Б., «Русское богатство», № 12, 1909. ..

Башкин

(Матвей) — С именем М. Б. В нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г., когда он явился для религиозных совещаний и исповеди к священнику Благовещенского собора в Москве Симеону, ничего не известно. Не известны ни год, ни место рождения Б., и только по фамилии, как справедливо замечает Н. И. Костомаров, можно догадываться о его татарском происхождении. Что касается самого учения Б., то и его правильная характ..

Башкин

БАШКИНБашкин. Фамилия старинна. В Ономастиконе Веселовского есть Башкины Семен и Алексей Ивашковы, 1519 г., Пере-яславль, где в бассейне р. Киржач деревня Башкина. Федор Александрович Башкин-Монастырев , начало XVI в., Белоозеро. Матвей и Федор Семеновичи, еретики, середина XVI в., Боровск. Веротная основа фамилии прозвище Башка от тюрк. Баш - голова.. ..

Башкин

Матвей Семенович - представитель рус. Реформационно-гуманистич. Мысли сер. 16 в. Происходил из небогатых дворян. Взгляды Б. Объективно выражали требования бюргерской оппозиции. В конце 40-х - нач. 50-х гг. 16 в. Вокруг Б. Сложился кружок вольнодумцев. Б. Подвергал критике религ. Обряды и догматы, отрицал необходимость офиц. Церкви и иконопочитания, резко выступал против холопства. Не ограничиваясь теоретич. Осуждением его, Б. Отпустил на волю своих холопов. Критика крепостничества была облечена ..

Дополнительный поиск Башкин Башкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Башкин" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Башкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа