Валаам

154

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было очистить себе путь и обеспечить тыл. Отсюда столкновения его с мелкими народцами, жившими к востоку от Мертвого моря. Царь моавитян Валак, чувствуя свое бессилие выступить против израильтян с оружием в руках, решился прибегнуть к помощи магии, и с этой целью обратился к Валааму. Прорицатель этот жил в городе Пефоре, находившемуся, судя по надписям Салманассара II, вероятно, в земле Хатти, на берегах верхнего Евфрата, неподалеку от знаменитого торгового центра Каркемиша.

Выгодностью местоположения этого города на большом торговом тракте, по которому постоянно двигались торговые караваны между Месопотамией и прибрежьем Средиземного моря, легче всего объясняется и та известность, которой Валаам, в качестве волхва, пользовался среди народов Сирии и Палестины. Прельстясь богатством присланных ему подарков, В. — повествуется в Библии — согласился на предложение Валака, несмотря на предостережения и внушения свыше, бывшие как бы протестом его собственной совести против предпринимаемого им нечистого дела. Уже на пути В. Получил новое предостережение от бессловесной ослицы, которая, заговорив человеческим голосом, обличала его безумие. Но алчность в нем восторжествовала над лучшими чувствами.

Обрадованный царь принял его с необычайной торжественностью. После блестящего пира приступлено было к делу. Прорицатель выведен был на посвященную Ваалу высокую гору, откуда открывался вид на лагерь израильтян. Валаам хотел произнести проклятие на израильский народ — но, вместо того, произнес величественное благословение. То же самое повторилось во второй и в третий раз. Он предсказал великую будущность Израиля, как народа, из среды которого взойдет звезда, имеющая затмить всякое земное величие. Таким образом замысел Валака окончился полной неудачей, и он должен был изыскивать новые средства для борьбы с врагами. По совету В., моавитяне сделали попытку обольстить израильтян своим сладострастным культом в честь Ваал-Фегора (см.

Это слово). В конце концов и эта попытка оказалась неудачной. Очнувшись, израильтяне порешили истребить моавитян. При этом погиб и Валаам. Знакомство В. С ветхозаветной религией, выражающееся в некоторых его изречениях, объясняется, быть может, тем, что на реке Евфрате среди населения сохранялось предание об Аврааме, вышедшем из той же местности. Кроме того, как волхв, пользовавшийся широкой известностью у различных соседних народов, Валаам, для поддержания своей прибыльной славы, очевидно, должен был следить за ходом религиозных воззрений этих народов, чтобы не обнаружить своего невежества перед прибегавшими к его помощи царями. Из числа исследователей библейской истории одни считают В. Истинным пророком, но только погрешившим, под влиянием корысти и честолюбия.

Другие видят в нем ложного пророка и язычника, который лишь под высшим влиянием сделался орудием благословения для израильтян. В Библии Валаам никогда не называется именем истинного пророка — наби, а только именем косем, прилагаемым обыкновенно к волхвам или вообще людям, занимающимся запрещенным в законе волхвованием или чародейством. Под "звездой", восходящей от Иакова, последующее предание, перешедшее в богословие, разумело Мессию, и мнение это получило столь широкое распространение в иудейском народе, что, пользуясь им, один лжемессия, являвшийся при Адриане, принял название "Сына Звезды" — Бар-Кохба. (см. Это слово).В Библии история Валаама излагается в книге Чисел, гл. XXII-XXIV, XXXI, 8. Указания на него делаются и в Новом Завете.

2 Петр., II, 16. Иуд., 11. Откр., II, 14. О нем упоминается также у И. Флавия и у Филона, а у позднейших талмудистов вырастают целые легенды, в которых Валаам ставится в самые разнообразные положения и, между прочим, в положение правителя одного города в Эфиопии, где ему пришлось впервые столкнуться с Моисеем. Отголоски сказаний о нем есть также в Коране и в арабских легендах, где он отождествляется с мудрецом Локманом, имя которого, по своему этимологическому происхождению, означает то же, что и Валаам (по-еврейски Билеам), т. Е. Развратитель или разрушитель народа.Ср. Hengstenberg, "Die Geschichte Bileams und seine Weissagungen" (1842). Sam. Сох, "Balaam, an exposition and study" (1884), а также большие курсы истории израильского народа (например, Эвальда).А.

Лопухин..

Значения в других словарях
Вала, аббат Корвийского монастыря

Знаменитый аббат Корвийского монастыря. Умер в 836 г. Он был сыном графа Бернгарда и близким родственником Карла Великого. Мало заботясь, по-видимому, о внешнем блеске, он перешел в монашество и был избран игуменом Корвийского монастыря. Но, несмотря на это, не переставал оказывать влияние на дела. Получив от Людовика Благочестивого поручение воспитать сына его, Лотаря, он поощрял надменность последнего, побуждал его к восстанию и участвовал во всех интригах того времени. Подавив восстание, Людо..

Вала, река Вятской губернии

Река Вятской губернии, левый приток Кильмеса, системы Вятки. Берет начало в Елабужском уезде, пересекает Малмыжский уезд и ниже деревни Вихаревой впадает в реку Кильмес. Общее направление к северо-западу. Длина течения 130 верст, ширина от 5 до 15 саженей, глубина от 3½ до 15 футов. Вала течет в низменных и луговых местах по топкой почве, поросшей дровяным лесом. По Вале во время разлива производится сплав леса.. ..

Валаамка

Сиг валаамский (Coregonus Widegreni Malmgr.) — особый вид сигов (может быть, только разновидность), живущий в северной части Ладожского озера, преимущественно около острова Валаама, и в средней части Онежского. Длиной около 40 см. Весом от 2 до 3 фунтов. В. Живет исключительно на большой глубине. При вытаскивании ее на поверхность, газы, наполняющие плавательный пузырь, и находившиеся под давлением значительного столба воды, расширяются, раздувают пузырь и сильно выпячивают брюхо рыбы позади гру..

Валаамские о-ва

(по-фин. Валамо) — группа о-вов на Ладожском оз. Принадлежать В. Монастырю (см.).. ..

Валаам

В Книге Чисел, мадиамский пророк, живший в эпоху скитаний израильского народа в пустыне. Был призван Валаком, царем Моава, чтобы проклясть израильтян. Однако, когда Валаам отправился на ослице в Моав, Яхве послал ангела, который преградил ему путь. Увидев ангела, ослица свернула в сторону. Когда рассердившийся Валаам стал ее бить, животное заговорило, укоряя за жестокость. После этого Валаам узрел ангела и получил наказ говорить об израильтянах только то, что повелит Яхве. Представ перед Валаком..

Валаам

Жемчужина Ладоги. ..

Валаам

— крупнейший остров ских островов в северо-западной части Ладожского озера, на территории Карелии (см. Карелия). Всего островов в архипелаге более 50. Площадь острова — 28 кв. Км. Ближайший город — Сортавала (Сердоболь) в Карелии. На острове находится ансамбль ского Спасо-Преображенского монастыря. Природная красота ских островов носит удивительный характер и отличается суровостью. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, ..

Валаам

(пожирающий, поглощающий?)-сын (потомок) Веора (Восора) из Пефора в Месопотамии (Чис 22.5. 23.7), пророк, которого царь моавитский Валак призвал проклясть народ израильский. Не смея нарушить явно высказанную ему волю Божию, он не проклял, а трижды благословил израильский народ и при этом высказал чудесное пророчество (Чис 24.17). Но в какой-то момент он сумел дать моавитянам совет, как развратить Израиля (Чис 31.16. От 2.14). Был убит израильтянами во время поражения мадианитян (Чис 31.8).. ..

Валаам

Валаам (евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа"), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5. Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. Царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. Берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. Пос..

Валаам

(не принадлежащий к народу моему) (Чис.22:5 ) - сын Веоров или Восоров, и уроженец ·г.Пефора, что в Месопотамии. Известия о нем содержатся в книге ·Чис. (·гл. 22, 23, 24 и 29). Он жил в то время, когда Израильтяне странствовали из Египта в землю Обетованную. Численность Евреев была так велика, что цари стран, чрез которые они проходили, не знавшие об их чудесном питании манною в пустыне, не без основания опасались, как бы не случился голод, вследствие их вторжения в их владения, и как бы они не ..

Валаам

Билеам (др.-евр. Bilĕam), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой-то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), или Мадиама (ср. Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21-22), или Эдома. По библейскому рассказу (Чис. 22-24), Валак, царь Моава, пригласил В. На почётных условиях, чтобы тот изрёк ритуально-магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта (и представлявшего опасность для моавитян). Бог (Яхве) восп..

Дополнительный поиск Валаам Валаам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Валаам" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Валаам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа