Валаам

384

Билеам (др.-евр. Bilĕam), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой-то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), или Мадиама (ср. Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21-22), или Эдома. По библейскому рассказу (Чис. 22-24), Валак, царь Моава, пригласил В. На почётных условиях, чтобы тот изрёк ритуально-магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта (и представлявшего опасность для моавитян). Бог (Яхве) воспретил, однако, В. Произносить это проклятие. Со стороны Валака последовали новые, ещё более почётные приглашения, и колеблющийся В. Отправился в путь. По пути ослица В. Увидела незримого для В. Грозящего ангела, трижды преграждавшего ей путь, и заупрямилась, а затем обрела на миг дар речи, чтобы предупредить о воле бога (мотив заговорившей валаамовой ослицы носит отчётливые черты древних мифологически-анимистических представлений).

Прибыв на место, В. Поднимается на священную гору («высоты Вааловы»), откуда может видеть часть израильского стана, после принесения жертвы уединяется особенно высоко, а затем в пророческом экстазе изрекает не проклятие, а благословение. Валак велит ещё дважды повторить церемонию, выбирая для неё различные места, но благословения В. Во второй и в третий раз (фольклорный мотив троекратности) становятся всё выразительнее. Валак гонит от себя В, который в заключение изрекает пророчество. «Вижу его, но его ещё нет. Зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава» (Чис. 24, 17) (впоследствии иудейская, а также христианская эксегеза чаще всего относила это пророчество к царству мессии, соответственно Иисуса Христа).В других библейских текстах В.

Предстаёт как злой маг, тщившийся соблазнить израильтян и в конце концов убитый ими (Иис. Нав. 13, 22, Чис. 31, 8, 16 и др.). Позднейшие легенды иудаизма подхватывают и развивают этот мотив. Само имя В. Интерпретируется в манере т. Н. Народной этимологии как «без-народа», «погубитель народа» или «поглотитель народа» (талмудический трактат «Санхедрин» 105 а и др.). В. Изображается величайшим из семи пророков, данных язычникам (наряду со своим отцом Беором, а также Иовом я его четырьмя друзьями), но за его порочность и злую волю дух пророчества был отнят у него и вместе с ним от язычников вообще. Он был вдохновителем всех врагов Израиля. В Египте он подал фараону совет умерщвлять еврейских младенцев мужского пола (талмудический тракт «Сота» 11 а.

«Санхедрин» 106 а), после исхода Израиля из Египта подстрекал амаликитян к нападению. Сама чрезмерность его вынужденных благословений была злонамеренной. К концу жизни он перестал быть пророком и превратился в калеку, хромого на одну ногу и кривого на один глаз, и заурядного волшебника. Это он подал мадианитам совет вовлечь израильтян в «любо действо» с языческими девицами, что привело к гневу Яхве и к мору в израильском стане («Санхедрин» 106 а. Ср. Христ. Отражение этой традиции в Апок. 2, 14). Перед гибелью искал спасения в магической левитации, но был побеждён произнесением имени Яхве (ср. Христ. Легенду о Симоне маге). Для раннего христианства В. - прообраз лжепророка и лжеучителя, который ради гордыни и корысти растлевает умы неопытных учеников (2 Петр.

2, 15-16). Лит. Mowinckel S., Der Ursprung der Bil. Amsage, «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft und die Kunde des nachblblischen Judentums», 1930, Bd 48. Albright W. F., The Oracles of Balaam, «Journal of Biblical Literature», 1944, № 63. Pakozdy L. М. Von, Theologische Redaktionsarbeit in der Bileam-Perikope, в кн. Von Ugarit nach Qumran. [Otto Eiesfeldt-Festschrift], В, 1958.С. С. Аверинце».(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Валаам

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было очистить себе путь и обеспечить тыл. Отсюда столкновения его с мелкими народцами, жившими к востоку от Мертвого моря. Царь моавитян Валак, чувствуя свое бессилие выступить против израильтян с оружием в руках, решился прибегнуть к помощи магии, и с этой цел..

Валаам

В Книге Чисел, мадиамский пророк, живший в эпоху скитаний израильского народа в пустыне. Был призван Валаком, царем Моава, чтобы проклясть израильтян. Однако, когда Валаам отправился на ослице в Моав, Яхве послал ангела, который преградил ему путь. Увидев ангела, ослица свернула в сторону. Когда рассердившийся Валаам стал ее бить, животное заговорило, укоряя за жестокость. После этого Валаам узрел ангела и получил наказ говорить об израильтянах только то, что повелит Яхве. Представ перед Валаком..

Валаам

Жемчужина Ладоги. ..

Валаам

— крупнейший остров ских островов в северо-западной части Ладожского озера, на территории Карелии (см. Карелия). Всего островов в архипелаге более 50. Площадь острова — 28 кв. Км. Ближайший город — Сортавала (Сердоболь) в Карелии. На острове находится ансамбль ского Спасо-Преображенского монастыря. Природная красота ских островов носит удивительный характер и отличается суровостью. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, ..

Валаам

(пожирающий, поглощающий?)-сын (потомок) Веора (Восора) из Пефора в Месопотамии (Чис 22.5. 23.7), пророк, которого царь моавитский Валак призвал проклясть народ израильский. Не смея нарушить явно высказанную ему волю Божию, он не проклял, а трижды благословил израильский народ и при этом высказал чудесное пророчество (Чис 24.17). Но в какой-то момент он сумел дать моавитянам совет, как развратить Израиля (Чис 31.16. От 2.14). Был убит израильтянами во время поражения мадианитян (Чис 31.8).. ..

Валаам

Валаам (евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа"), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5. Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. Царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. Берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. Пос..

Валаам

(не принадлежащий к народу моему) (Чис.22:5 ) - сын Веоров или Восоров, и уроженец ·г.Пефора, что в Месопотамии. Известия о нем содержатся в книге ·Чис. (·гл. 22, 23, 24 и 29). Он жил в то время, когда Израильтяне странствовали из Египта в землю Обетованную. Численность Евреев была так велика, что цари стран, чрез которые они проходили, не знавшие об их чудесном питании манною в пустыне, не без основания опасались, как бы не случился голод, вследствие их вторжения в их владения, и как бы они не ..

Вакханки

(Bacchantes, Βάχχανται). Исступленные женщины, спутницы и жрицы Диониса.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Вала

(др.-инд. Vala, букв. «охватывающий», «скрывающий»), в ведийской мифологии имя демона, скрывающего в пещере коров, похищенных Пани, и название самой пещеры. В. Упоминается в «Ригведе» 24 раза. Основной миф о В. Пани похищает коров и прячет их в пещере. Индра посылает на поиски божественную собаку Сараму, которая выследила коров. После того как Пани отказывается возвратить их, Индра и Брихаспати во главе семи мудрецов ангирасов разрушают пещеру и освобождают коров. Тьма исчезает, появляется богин..

Валакхильи

(др.-инд. Vâlakhilya), в древнеиндийской мифологии мудрые карлики (число их, как правило, - 60 000). Классифицировались как одна из групп низших божеств и иногда включались в класс сиддхов. В «Ригведе» говорится, что В. Возникли из волос Праджапати. С их именем связаны 11 гимнов, которые, как полагают, были интерполированы в восьмую книгу «Ригведы» на поздней стадии её сложения (VIII 49-50). В пуранах отцом В. Считается Крату, великий риши и шестой сын Брахмы. Согласно легенде «Вишнупу раны», эт..

Валент

(Valens). Брат Валентиниана I, император Восточной Римской империи (364—378 гг. От Р.Х.). Он был склонен к арианству и преследовал другие учения. Погиб в битве с готами, при Адрианополе.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Валаам Валаам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Валаам" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Валаам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа