Венчание на царство

82

Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. Государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В. Первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом.

При этом государь давал клятву беречь св. Веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. Д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. Е. Освященным в своей власти для мира своего царства. В том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная.В России "первовенчанником" был Димитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол.

Совершенное в первый раз священное В. Над Димитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм (см. Это слово) и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства. Так, при венчании на царство Иоанна Грозного митрополит возложил на него "крест от Животворящего Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. При венчании Бориса Годунова к указанным украшениям прибавилось "яблоко", или держава, которое вручил ему патриарх, со словами. "Сие яблоко знамение твоего царствия. Яко убо яблоко сие, приим в руце свои держиши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо".

Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет В. Царя Федора Алексеевича. Патриарх спрашивал его. "Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Св. Духа?". И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме вышеупомянутых знаков царского достоинства, по примеру греческих царей, на него возложена была царская одежда. После миропомазания царь был введен в алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался пред Царскими вратами.К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав древнего царского чина В. На царство, следует отнести прежде всего поучение, которое говорил представитель Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания. Особенности бытовые.

1) осыпание коронованного золотыми и серебряными деньгами (оно повторялось несколько раз и заимствовано из брачного ритуала). 2) оберегание царского пути, чтобы никто его не перешел и не оставил дурного следа, что также связывается с обычаем оберегания пути новобрачных в свадебных обрядах. 3) опоясание шитым полотенцем и 4) хождение ко гробам предков. За время от 1546 г. До начала коронования царских В. Было 9. Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей. Следует еще упомянуть о царском В. Марины Мнишек, невесты Лжедимитрия I, происходившем 9 мая 1606 года, тоже в Успенском соборе, как и все прочие.

Патриарх, обменявшись речью с Лжедимитрием, возложил на Марину животворящий крест, бармы и венец. Ей также пелось многолетие, и на литургии патриарх украсил ее цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Что касается чина коронования императорского, то он воспроизводит греческое церковное В. В полнейшей и законченной форме его. По примеру греческих, и русские императоры стали приобщать к священному В. И миропомазанию своих супруг. Отличие императорского коронования от царского В. Состоит в том, что императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью. Императорская корона заменила древнюю шапку или венец Мономахов. С другой стороны, вследствие замены представительства церкви в едином лице патририарха представительством соборным в учреждении синода, в самом чине В.

Произошли некоторые перемены. Так как в частности ни один епископ, хотя бы и член синода, не соединяет в себе достоинства, соответствующего царской чести и власти, то государь восседает на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагает на себя корону и сам же возносит ее на главу государыни.Первое коронование было совершено в 1724 г. Над Екатериною I, супругою Петра Великого, и установленный чин коронования с тех пор остался неизменным до последнего времени. При коронованиях введен обычай выдавать участникам медали с изображением коронуемого и в память коронации.Ср. "Чины царских венчаний" в "Собр. Госуд. Грамот и договоров", т. II и III и в VII т. "Российской Вивлиофики". "Акты археогр. Экспед.", т.

II (чин венчания Василия Ивановича Шуйского). "Полное Собрание Законов", т. II, № 648 (чин венчания Федора Алексеевича) и № 931 (чин венчания Иоанна и Петра Алексеевичей), и, след. Тома (под 1724, 1727, 1730, 1741, 1761, 1762, 1796, 1801, 1826, 1856, 1882 гг. — чин коронований). Успенский, "Опыт о древностях Российских" (Харьков, 1818). Китаев, "О священном венчании и помазании царей на царство" (С.-Петербург, 1847). Горский, "О священнодействии венчания и помазания царей на царство" (Москва, 1882). Е. В. Барсов, "Древние русские памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами", с введением, в "Чтен. Моск. Общ. Ист. И древн.", 1883, № 1. Белозерская, "Царское венчание в России", в "Русской Мысли" за 1883 г., №№ 4 и 5.В.

Р..

Значения в других словарях
Венчание На Царство

(чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV в., со времени императора Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного..

Венцы около Солнца или Луны

Так, называются разноцветные кольца, наблюдаемые вокруг Солнца или Луны, когда последние закрыты легкими, полупрозрачными облаками. Чаще всего наблюдается одно кольцо (черт. 1), реже два, весьма редко три и больше.Чертеж 1.Кольца бывают отделены от Солнца или Луны и друг от друга небольшими промежутками, и каждое окрашено в цвета спектра, причем всегда наружный цвет красный, а внутренний — фиолетовый. Яркость цветов и диаметры колец бывают различны. Так, напр., диаметр первого кольца бывает от 2..

Венчание инженерный термин

1) В. Воронки —. ..

Венчание церковная церемония

— церковная церемония совершения таинства брака, постепенно образовавшаяся в христианской церкви, о чем см. Брак. В России церковная форма брака принесена вместе с христианством, но "долго еще оставалась мертвою буквою для массы населения", продолжавшего заключать брак по старым, языческим обычаям. "Лишь мало-помалу, в течение веков, церковь привила народу религиозное сознание о браке и обряде церковном. Однако же в малонаселенных местностях и в отдалении от приходов не только бывали в прежнее в..

Венчание, инженерный термин

1) В. Воронки — устройство ложемента для стрелков вдоль ее переднего гребня и закрытое помещение позади воронки для траншейного караула, обеспечивающего ее от вылазок. 2) В. Гласиса (см. Гласис). Так называется при постепенной атаке крепости постройка траншеи на поверхности гласиса, вдоль его гребня, с целью вытеснить обороняющегося с прикрытого пути (см. Это сл.), устроить спуски в ров, а в прежнее время (ныне редкий случай) — и для постройки на гребне гласиса брешь-батарей и контрбатарей. 3) В..

Венчание на царство

Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол. ..

Венчание На Царство

Торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний ..

Венчание На Царство

- торжественный церковный обряд возведения на престол царя с вручением символов высшей власти. Барм, "шапки Мономаха", скипетра и державы. Обряд совершался в Успенском соборе Московского Кремля.. ..

Дополнительный поиск Венчание на царство Венчание на царство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венчание на царство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венчание на царство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 19 символа