Воля в психологии и философии

92

— На всякое живое существо известные предметы действуют привлекательным, другие отталкивающим образом. Первых оно хочет и стремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотеть или не хотеть именно этого предмета, хотящее существо, очевидно, должно различать его от других, так или иначе воспринимать его. Всякое волевое отношение непременно связано с некоторым познавательным. Ignoti nulla cupido. Поэтому спор о первенстве воли над умом или наоборот, разделявший некогда томистов и скотистов, а ныне возобновленный Шопенгауэром, лишен реального основания. Хотение или воля в широком смысле имеет различные степени соответственно степеням развития познавательной сферы. Существа, для которых познание останавливается на смутных ощущениях, — которые воспринимают лишь наличность окружающих чувственных явлений (как это бывает у низших животных, а также, вероятно, и у растений), — имеют и волю лишь в виде непосредственного безотчетного влечения или стремления, возбуждаемого данной реальностью.

Там, где познание, кроме ощутительных впечатлений от наличной феномальной действительности содержит в себе воспоминание прошедших, пережитых состояний и представления предметов отсутствующих, там и волевое отношение возвышается над простым чувственным влечением или стремлением и переходит в более идеальное состояние, называемое желанием. Ближайший, непосредственный предмет желания, как такового, есть не реальное, а идеальное явление, не чувственно воспринимаемое, а умопредставляемое. Желается то, чего нет в действительности, что мыслится. У птиц и других высших животных самцы и самки тоскуют в разлуке друг с другом. Собака тоскует по умершему, или уехавшему хозяину. Она его желает, и это желание, относясь к отсутствующему, предполагает у животного определенное умственное представление, которое собственно и есть прямой объект желания и вытекающих из него действий (собака ищет невидимого ею, но умопредставляемого хозяина, отправляется на его могилу и т.

П.). Наконец, у человека, мыслящего не только в индивидуальных представлениях, но и в универсальных понятиях, и волевое отношение может определяться этими понятиями, как общими и постоянными правилами и принципами действия. Если уже в мире животном мотивы чувственного влечения подчиняются высшим мотивам желания (так, тоскующая собака отказывается от пищи. Сюда же относятся более обыкновенные случаи, когда то или другое чувственное влечение побеждается страхом умопредставляемого наказания — мотив высший, если не в этическом, то в психологическом смысле), — то человек может подчинять не только чувственные влечения, но и все свои желания высшей нравственной идее, может из многих предстоящих действий выбирать то, которое соответствует принятому или решенному принципу деятельности.

Способность к такому выбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт, но с этим фактом связан самый трудный и сложный метафизический вопрос о свободе воли. Спрашивается. В каждом данном случае зависит ли выбор одного мотива воли предпочтительно перед другими от того, что именно этот мотив оказывается при данных условиях наиболее сильным или действительным для данного субъекта с его данным, унаследованным и воспитанным характером, или же выбор может зависеть окончательно от особого, простого и внезапного ничем с необходимостью не обусловленного решения самого субъекта. Такова простейшая постановка этого вопроса (различные его решения будут изложены и оценены в ст. Свобода воли).Хотение и познание, воля и ум, отвлеченно противополагаемые друг другу, в действительности неразрывно между собой связаны.

Если, как было сказано, воля невозможна без познания, то и это последнее невозможно без воли. Чтобы познать или понять какой-нибудь предмет или отношение, необходимо, прежде всего, на нем остановить свою мысль, выделить его умственно изо всей совокупности предметов и отношений. Такая остановка и выделение есть волевой акт, называемый произвольным вниманием. Но необходимость волевого элемента в происхождении (генезисе) познания нисколько не сообщает субъективно-произвольного характера результатам познавательного процесса. Участие воли в создании истинной науки состоит не в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в том, что мы хотим познавать те или другие существенные стороны действительных предметов.

Вл. Соловьев..

Значения в других словарях
Волюта

(по-гречески κάλχη) — характеристическая часть капители ионического архитектурного ордена, представляющая собой спиралеобразный завиток, которым оканчивается на всех четырех углах подушка капители. Кружок в середине завитка называется глазом волюты. В коринфском ордене, В. Получает несколько иной вид и, вместе с тем, другое греческое название — έλοξ. Она имеет подобие ветки растения, поднимающейся из капители и спирально закручивающейся при встрече препятствия в абаке. Четыре большие В. (helices..

Воля в сфере гражданского права

— Понятию воли в том его виде, в каком оно установлено немецкой идеалистической философией послекантовского периода, принадлежит выдающееся значение в области господствующих теоретических воззрений на гражданско-правовые отношения. Современная формальная юридическая логика до сих пор еще самым тесным образом связана с этим философским понятием. На нем основано господствующее понимание так называемого субъективного права, лежащее в основании всех современных юридических "конструкций". Оно оп..

Воля в сфере уголовного права

— В. В сфере уголовного права представляется понятием более широким, чем в психологии. Оно обнимает собой не только непосредственный внутренний акт решимости, — но всю внутреннюю работу деятеля, начиная от представления о существующем и желательном изменении его и кончая внутренним состоянием во время самого действия. Поэтому волевым моментом в уголовной сфере обозначают и мотивы деятельности, и намерения деятеля, и предусмотрительность его в отношении тех последствий, которые должны или могут п..

Дополнительный поиск Воля в психологии и философии Воля в психологии и философии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воля в психологии и философии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воля в психологии и философии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 29 символа