Гайдамаки

124

В основе слова лежит арабский глагольный корень. "гада" — смущать, беспокоить, и перешедший в турецкий язык в форме междометия "гайде" — прочь, пошел, и неопределенного наклонения "гайдемак" — гнать. Отсюда это слово в южной Руси приобрело значение человека, производящего смуту, гонящего или гонимого. Впервые встречается этот термин в акте 1737 года, в применении к разбойничьим шайкам, опустошавшим воеводства Киевское и Брацлавское. Уже с самого начала, однако, в состав понятия гайдамаков входило представление не только о разбое, но и о протесте против данного социального и политического строя. С развитием гайдамацкого движения и самый термин все более и более приобретал эту окраску. Восстановление польского владычества над правобережною Малороссией, после Андрусовского мира, повлекло за собою возобновление всего того, против чего боролись казаки, т.

Е. Строго крепостнических отношений и стремлений к полонизации края путем навязывания народу унии и католичества. Это немедленно вызвало протест со стороны народа, проявлявшийся первоначально лишь в форме отдельных вспышек и носивший более характер разбоя, чем восстания. В таком виде появились гайдамацкие отряды уже в самом начале XVIII в. На Волыни и в Подолии, а затем перешли и в Украину, в пределы Киевского и Брацлавского воеводств. В качестве Г. Действовали и местные крестьяне, и мещане, и раскольники, жившие в пределах края, и молдаване, и жители левобережной Малороссии, и русские солдаты, донские казаки и даже калмыки, и, наконец, польские обедневшие шляхтичи. С течением времени действия Г. Все настойчивее направлялись в одну сторону — против польских панов и евреев.

Состав отрядов становился однороднее, пополняясь по преимуществу крестьянами правобережной Малороссии и, отчасти, жителями левобережной. В последних движение постоянно находило себе пособников. Меры, принимавшиеся, по жалобам поляков, русским правительством против Г., лишь отчасти препятствовали образованию гайдамацких отрядов в пределах русской Малороссии. Особенно деятельное участие в организации таких отрядов принимали киевские монастыри, не в лице своей официальной иерархии, а в лице отдельных монахов, чаще всего — управителей монастырских имений, которые снабжали Г. Припасами и оружием, доставляли им у себя убежище до и после похода и т. Д. Значительная часть гайдамацких отрядов формировалась на левом берегу Днепра.

Еще более их собиралось в южных степях, и с наступлением весны они один за другим вторгались в пределы Речи Посполитой, грабя и убивая панов, иногда разоряя целые местечки и вступая в сражение с польскими войсками. В большинстве случаев они почти не встречали себе сопротивления, так как коронное войско, стоявшее на Украйне, было очень слабо, едва достигая 1000 человек, а вся другая военная сила Украйны состояла из частной милиции отдельных владельцев, так назыв. "надворных казаков", набиравшихся панами из крестьян и разделявших все стремления крестьянской массы. Усложнение политических обстоятельств Польши в 1733-34 г. Придало еще более силы гайдамацкому движению, обратив его временно в настоящее крестьянское восстание.

В отдельных воеводствах, в том числе и южно-русских, шла в это время борьба шляхетских конфедераций, стоявших за того или другого кандидата на польский престол. В этой междоусобной войне владельцы пользовались силами своих надворных казаков, а иногда и крестьян. Вступление в страну русских войск усилило в местном крестьянском населении энергию и надежду освободиться от польского ига при помощи русского оружия. В воеводстве Брацлавском во главе восстания стал некий Верлан. Объявив, что у него имеется указ русской императрицы, которым приказывается избивать всех поляков и евреев, а затем освобожденный от них край присоединить к России, он принял титул казацкого полковника и стал вербовать из крестьян казацкое войско.

Его отряд быстро увеличился, так что он мог выдержать несколько стычек с польскими войсками и занять некоторые города. Вскоре обстоятельства изменились. Лещинский бежал, сторонники его один за другим признавали королем Августа III, и вместе с тем для русских военачальников исчезли политические причины поддерживать волнение крестьян. Русские войска обращены были даже на усмирение последних, и к осени 1734 г. Эта задача была уже выполнена. С подавлением восстания гайдамацкое движение не прекратилось. Напротив того, как раз около этого времени оно приобрело для себя источник новых сил в запорожцах, в 1734 г. Восстановивших Сечь. Главная масса сечевиков слишком проникнута была ненавистью к ляхам, чтобы остаться безучастными зрителями борьбы с ними гайдамаков.

Из запорожцев главным образом набирается контингент "ватажков", или предводителей отрядов. Все движение приобретает более организованный характер, становясь как бы беспрерывною войною народа против шляхетства. В северной части запорожских степей устраивались на хуторах и зимовниках постоянные приюты для Г., где формировались их отряды, и откуда они каждою весною переходили в Польшу, проникали, пользуясь помощью крестьян, иногда очень далеко вглубь страны и опустошив несколько имений, если отряд был велик, и городов, возвращались обратно, по большей части не встретив серьезного сопротивления. Польские власти пытались подавить движение путем репрессалий над населением и пойманными Г. Всякий попавшийся в плен Г.

Неизбежно подвергался смертной казни через повешение, четвертование или посажение на кол. Но это только увеличивало храбрость Г. В стычках с польскими войсками и не прекращало набегов. В 1750 году последовала новая попытка со стороны Г. Произвести в крае общее восстание. Но отсутствие общего плана у Г. Помогло перепуганной шляхте одержать верх над ними. Под впечатлением первого страха воеводские сеймики постановили даже учредить постоянную милицию для охраны края от гайдамаков. Но эта милиция, едва просуществовав три года, была отменена, так как она больше занималась грабежом мирных обывателей и "наездами" в интересах своих начальников, чем преследованием гайдамаков. В 1768 г. Произошла последняя большая вспышка гайдамацкого движения, вызванная отчасти обострением религиозного гнета, тяготевшего над народом, отчасти благоприятно, по-видимому, сложившимися политическими обстоятельствами.

В это время на территории Польши происходила борьба между Барской конфедерацией и русскими войсками. Фанатические выходки конфедератов против православия раздражали религиозное чувство народа, а присутствие русских войск возбуждало надежды на их помощь. Этим настроением воспользовался запорожец Железняк. Распустив слух, что у него имеется указ императрицы Екатерины ("Золотая грамота"), предписывающий восстать против поляков за притеснение православия и избивать их, он собрал вокруг себя большой отряд и взял местечко Жаботин, потом местечко Лисянку, перебил спасавшихся здесь шляхтичей и евреев и направился к замку Потоцких, Умани. Высланный против него отряд надворных казаков, с сотником Гонтой во главе, передался на его сторону.

Умань была взята, и здесь повторилась та же резня, что в Лисянке. В то же время восстание вспыхнуло во многих других местах. В движении приняли участие некоторые русские солдаты и даже офицеры. В планы императрицы Екатерины не входило, однако, тогда отделение этих областей от Польши. В ответ на просьбы поляков она отдала своим войскам приказ усмирить восстание. Ген. Кречетников отправил к Железняку офицера, который успел хитростью захватить самого Железняка, Гонту и многих других. Г. Гонта был выдан полякам, с него содрали кожу и потом четвертовали, а Железняк, как русский подданный, был сослан в Сибирь. Польское правительство учредило особый суд над Г., жестокость которого вошла в пословицу у малорусского народа.

Отдельные отряды Г., еще бродившие по стране, были частью истреблены, частью переловлены, частью изгнаны при помощи русских войск. После 1768 г. Гайдамачество ослабело. Отчасти устранялись поводы к нему, именно религиозные, при усилившемся влиянии России на дела Речи Посполитой, отчасти мешала ему проявляться охрана польских владений русскими войсками. С присоединением правобережной Малороссии к России гайдамачество совершенно исчезло.Главный труд по истории гайдамаков — Вл. Антоновича, "Исследование о гайдамачестве по актам 1700-1768 гг." (в "Архиве Юго-Западной России", т. III, ч. 3). Ср. Еще. М. А. Максимович, "Собрание сочинений" (т. I). А. Скальковский, "Наезды гайдамаков на Западную Украину в XVIII столетии" (Одесса, 1845).

Д. Мордовцев, "Гайдамачина" (СПб., 1870). Я. Шульгин, "Очерк Колиивщины" (Киев, 1890). В. Истомин, "К вопросу о причинах, порождавших народные реакции против Польши в Юго-Западной России в XVIII веке" ("Киевские университетские известия", 1892, №№ 2 и 3). Ср. Еще рецензию Korzon'a на книгу Шульгина в "Kwartalniku Historycznym" за 1892 г., где опровергаются воззрения историков "киевской школы".В. М — н..

Значения в других словарях
Гайдамаки

ГАЙДАМАКИ (от тур. Haydamak - нападать) - участники народно-освободительного движения на Правобережной Украине в 18 в.. ..

Гайдамаки

Участники русского освободительного движения XVIII в. В Правобережной Малороссии, находившейся тогда под оккупацией Польши. Возникнув на Волыни и в Западной Подолии, движение гайдамаков распространилось на Киевщину и Брацлавщину. В гайдаматчине проявилось стремление русского народа Малороссии к воссоединению с Россией. Быстро передвигаясь, незаметно появляясь и исчезая в степях, гайдамаки наносили значительный урон Польше и насаждаемым ею евреям, арендаторам питейных заведений и ростовщикам. Дви..

Гайд, Эдуард

(Hyde, граф Кларендон) — великий канцлер Англии при короле Карле II. Родился в 1609 году. Окончив образование в Оксфорде, он избрал сначала юридическую карьеру, а затем в 1640 году был избран в парламент (см. Долгий парламент). Гайд смотрел на английскую конституцию не как на организацию, постоянно развивающуюся и видоизменяющуюся, а как на учреждение, прочно и неподвижно установленное. В поддержании взаимоотношения главных составных элементов государственного устройства — короны, парламента и ц..

Гайд-парк

См. Лондон.. ..

Гайдамачина

Или гайдамачество — народное движение в правобережной Малороссии (XVIII в.), выражавшееся в форме разбоев и восстаний (см. Гайдамаки).. ..

Гайдебуров Василий Павлович

Журналист. Род. В 1866 г. Окончил курс в СПб. Университете по юридическому факультету. С 1894 г. Редактировал основанную его отцом П. А. Г. (см. Соотв. Статью) "Неделю", но через несколько лет она должна была прекратить свое существование. Неудача постигла также основанную им ежедневную газету "Русь" (см. Соотв. Статью) и еженедельное "Новое Дело" (см.). Под псевдонимом Гарри Г. Пишет не лишенные поэзии стихи в декадентском стиле.. ..

Гайдамаки

Ратники из малорусских крестьян, восставшие против польского владычества и доставлявшие много хлопот полякам.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Гайдамаки

— участники народно-освободительных движений на Правобережной Украине в XVIII в.. ..

Гайдамаки

(от тур. Haydamak - нападать) - участники нар.-освободит., антифеод. Движения на Правобережной Украине, находившейся до кон. 18 в. Под властью шляхетской Польши, а также в Запорожье. Первое упоминание о Г. В ист. Источниках встречается под 1717. Возникнув на Волыни и в Зап. Подолии, движение Г. Распространилось во 2-й четв. 18 в. На Киевщине и Брацлавщине. В гайдаматчине проявилось стремление укр. Народа к воссоединению с Россией. Г. Громили имения польских и укр. Шляхтичей. Они быстро передвига..

Гайдамаки

Участники казацко-крестьянских восстаний на Украине в 18 в., направленных против колонизаторской политики польских помещиков и их гнета.. ..

Дополнительный поиск Гайдамаки Гайдамаки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гайдамаки" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гайдамаки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа