Голубинский Федор Александрович

84

I(протоиерей, 1797-1854) — основатель русской теистической философии, род. И ум. В Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого яз., а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Г. Пользовался славою глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Г. При жизни он напечатал — да и то без подписи — лишь одно небольшое письмо о конечных причинах ("Прибавление к твор. Св. Отцов", 1847 г., стр. 176-205). Только с 1868 г. Бывшие слушатели Г. Начинают издавать его лекции (самое полное издание сделано на средства Общества люб. Дух. Просв., М., 1884 и след.).

Жизненным нервом философии Г. Является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Г. Не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби. Философия — система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы — возбудить, воспитать и направить любовь к премудрости божественной, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства.

Все это, по мнению Г., можно назвать откровением посредственным, и оно-то и служит уделом философии. Тщетно, однако, ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа. Будь такое познание возможно, оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Г. Напечатана только метафизика. Задача ее состоит в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах бесконечного существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделяется на онтологию, богословие, умозрительную психологию, или пневматологию, и космологию. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой — законами разума, категориями.

Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим существом бесконечным. На отдельных вопросах (напр. О категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Г. Останавливается с особенною обстоятельностью.

Из последователей Г. Особенно выдается В. Д. Кудрявцев (см.). Ср. "Прот. Ф. А. Голубинский" (биографич. Очерк, m., 1855). Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопр. Философии и психологии", кн. 4).Я. Колубовский.II(дополнение к статье)протоиерей. Новейшая о нем литература. А. Введенский, "Профессор философии протоиерей Ф. А. Г." (Сергиев Посад, 1898). С. Глаголев, "Протоиерей Ф. А. Г., его жизнь и деятельность" (ib., 1898). Его же, "Протоиерей Ф. А. Г., как православно-христианский философ" ("Вера и Разум", 1898, № 3)..

Значения в других словарях
Голубинский Федор Александрович

Голубинский Федор Александрович [22.12.1797(2.1.1798), Кострома, — 22.8(3.9).1854, там же], русский философ-идеалист. Магистр (с 1818), ординарный профессор (с 1842) Московской духовной академии. Критикуя Г. Гегеля за идею изменяемости абсолютного, Г. Пытался построить собственную философскую систему с целью обоснования православия. Основное понятие его философии — идея бесконечного, существующая только в уме и свидетельствующая о наличии творца. Наиболее близкой к истине Г. Считал философию Пла..

Голубинский Федор Александрович

ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (1797/98-1854) - российский философ и богослов. Стремился к "умозрительному" обоснованию теизма, оказал значительное влияние на русскую религиозную философию 19 в.. ..

Голубинский Евгений Евсигнеевич

Iсовременный историк Русской церкви, воспитанник и c 1860 года профессор Московской духовной академии. Род. В 1834 г. Его "История Русской Церкви", которой пока вышло лишь два больших тома (Москва, 1880-1882), обнимающих первый, киевский, период этой истории, своею смелою критикою установившихся воззрений и новым освещением фактов произвела большое впечатление в духовно-ученой литературе. Свое новаторство в области русской церковной истории автор продолжает в многочисленных статьях, печатаемых в..

Голубинский Евгений Евсигнеевич (дополнение к статье)

— с 1904 г. Ординарный академик Императорской академии наук. В 1900 г. Г. Напечатал первую половину второго тома "Истории русской Церкви". В 1901 г. Переиздал, исправив и дополнив, первую половину первого тома того же сочинения. В 1903 г. Издал вторым изданием "Историю канонизации святых в русской церкви" (М., 1903), в 1904 г. — вторую половину первого тома "Истории русской церкви" (М., 1904).. ..

Голубинский Федор Александрович (дополнение к статье)

— протоиерей. Новейшая о нем литература. А. Введенский, "Профессор философии протоиерей Ф. А. Г." (Сергиев Посад, 1898). С. Глаголев, "Протоиерей Ф. А. Г., его жизнь и деятельность" (ib., 1898). Его же, "Протоиерей Ф. А. Г., как православно-христианский философ" ("Вера и Разум", 1898, № 3).. ..

Голубиные

(Columbinae) — отряд птенцовых птиц. Голова небольшая, шея коротка, клюв прямой, при основании покрытый восковицей, ноздри прикрыты крышечками. Пальцы коротких ног прикреплены на одной высоте. Крылья довольно длинны и заострены, с 10 большими и 11-15 малыми маховыми перьями. Хвост из 12 (реже 14 или 16) перьев. Питаются семенами, тропические виды — плодами, но едят и животную пищу. Летают очень хорошо, в умеренных странах перелетны. Живут парами, строят простые гнезда и кладут обыкновенно 2 яйца..

Голубинский Федор Александрович

(1797-1854), русский философ и богослов. Родился 22 декабря 1797 в Костроме. В 1818 окончил Московскую духовную академию. С 1824 по 1854 - профессор Академии. Читал курсы по истории философии, онтологии, гносеологии, нравственной философии. Основные труды Голубинского, дающие представления о его религиозно-философских идеях, были опубликованы посмертно. Прежде всего это записи его лекционных курсов. Лекции по умозрительному богословию, Умозрительная психология, Лекции по философии. Развивая трад..

Голубинский Федор Александрович

(род. 1797, Костромская губ. – ум. 1854) – протоиерей, рус. Философ, профессор Московской духовной академии (с 1837 по 1854). Проявлял интерес к восточной философии (Конфуций, Заратустра, египетская религия). Из древнегреч. Философов отдавал предпочтение Платону, Плотину и Проклу. К Канту, Шеллингу и Гегелю относился критически. У первого опровергал учение о пространстве и времени, его вывод категорий и его опровержение доказательств бытия Бога. Идея о Боге была для Голубинского всеобщим, непоср..

Дополнительный поиск Голубинский Федор Александрович Голубинский Федор Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Голубинский Федор Александрович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Голубинский Федор Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 31 символа