Грот Николай Яковлевич

83

Iпроф. Философии, сын академика Я. К. Грота (см.), род. В 1852 г. Учился в Ларинской гимназии и историко-филолог. Факультете СПб. Унив., где получил золотую медаль за сочинение "Опровержение Платона и пифагорийцев по метафизике Аристотеля". Назначенный проф. Философии в историко-филол. Институт кн. Безбородко в Нежине, Г. Прежде вступления на кафедру провел один год в Берлине и Страсбурге, где занимался философией и естественными науками. В 1883 г. Новороссийский унив. Пригласил Г. На кафедру филос., а в 1886 г. Г. Назначен в Моск. Унив. Философские взгляды Г. Слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору "Философских этюдов" проф.

Козлова, Г. Стоит всецело на позитивистической точке зрения. Об одних и тех же явлениях не может быть двух наук, общей и специальной. Общие выводы — дело специальных наук, а что идет дальше общих выводов, то лежит уже вне науки, опирается на чувство. Такое отрицательное отношение к философии и привело Г. К занятию психологией. После небольшого исследования "Сновидения как предмет научного анализа" (Киев, 1878) Г. Посвятил целый ряд работ психологии чувствований. Самая значительная из них — "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (СПб. 1879-80. Магистерская диссертация). Основным фактом душевной жизни Г. Считает так наз. Психический оборот, который слагается из четырех моментов. Момент объективной восприимчивости, момент субъективной восприимчивости, момент субъективно-деятельный и момент объективно-деятельный.

Чувствования представляются продуктом субъективной оценки ощущений и соответствуют второму моменту этого оборота. Те же психологические взгляды Г. Положил в основу своей попытки реформировать логику в соч. "К вопросу о реформе логике, опыт новой теории умственных процессов" (Лиц., 1882, докторская диссертация). Логика должна быть строго теоретическою наукою о познании. В этом смысле она отличается от теории искусства познания. Умственные процессы, составляя специальный вид психических оборотов, сводятся к пяти первоначальным видам движения. Ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция и дифференциация. Вместе с тем Г. Начинает понемногу приходить к положительным взглядам на философию. Хотя философия и опирается на чувство, но все же ей нельзя приписывать значения только субъективных итогов.

При помощи чувства мы непосредственно и прямо становимся лицом к лицу с проблемою жизни, бытия — и это дает нам право искать в показаниях чувства разрешения этой проблемы. При помощи чувства человек познает мир в себе и себя в мире, так как в каждом человеке, кроме индивидуального и относительного субъекта, есть еще субъект общий, мировой, подчиненный объективным законам ("Дж. Бруно и пантеизм", Одесса, 1885. "Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно", т. Же. 1885. "Значение чувства в познании и деятельности человека", М. 1889). Чувства перерабатываются в понятия, а это и составляет сущность философского познания. Философия не сливается ни с искусством, как ранее думал Г. ("Отношение философии к науке и искусству", Киев, 1883), ни с наукой.

Она — синтез всех данных человеческого сознания. Научным элементом в философии является метафизика. Стараясь перевести в понятия схваченные чувством высшие идеалы и цели, метафизика составляет общую основу и общий метод философии. Метафизика есть наука, которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные и обязательные — не только для нашего ума, но и для объективной деятельности — качественные отношения явлений опыта, внутреннего и внешнего ("Что такое метафизика?" в "Вопросах философии" 1890, кн. 2). Таким образом Г. Пришел к признанию за метафизикой научного значения. Критерием истинного познания должен быть закон однообразия природы, который выводится исключительно из анализа наших собственных состояний ("К вопросу о критериях истины, "Рус.

Бог.". 1883, 4-6). Этот критерий дает нам возможность познать через себя, при посредстве опыта внешнего и внутреннего, два начала вещей — силу-дух и материю-силу, находящиеся в постоянной борьбе между собою. Если все активные силы природы — не что иное, как модификации одной силы, если сознание есть более высокая ступень развития силы жизни, а самосознание — высший продукт развития сознания, то отсюда надо заключить, что всякая активная сила есть нечто духовное. Ей противостоит сила пассивная, сила сопротивления, материя. Процесс развития силы-духа, т. Е. Процесс освобождения ее из напряженного состояния в деятельное, есть процесс порабощения ею материи-силы. Это — совершенно новая форма дуализма, которую можно назвать монодуализмом ("О душе в связи с современным учением о силе", Одесса, 1886).

Убеждение старой психологии в познаваемости духовной субстанции, ее основных сил и свойств вполне правильно. Ошибка метафизической психологии — только в том предположении, будто духовную субстанцию можно познать а priori. Опытная психология должна вести к познанию самого существа духовных сил. ("Жизаенные задачи психол.", в "Вопросах филос.", 1890, кн. 4). Точка зрения монодуализма применяется Г. И к вопросу о свободе воли ("Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности", М. 1889. "La causalité et la conservation de l'énergie dans le domaine de l'activité psychique" в "Compte rendu du Congrès international de psychologie physiologique", première session, Пар., 1890). Тут ясно сказывается на Г. Влияние Шопенгауера, которому посвящена особая статья.

"О значении философии Шопенгауера" ("Труды моск. Психол. Общ." вып. I, М., 1888). Считая этические вопросы особенно близкими уму и сердцу русского человека и ожидая от русской философии нового слова именно в области этики, Г. Сосредоточил в последнее время свои интересы на вопросах нравственности, которым посвятил несколько статей в моск. Филос. Журн. 1892 г. Настоящее благо личности — в ее отречении от своей животной обособленности, в сознании себя звеном и воплощением общего, целого, вечного. В осуществлении этого сознания и лежит то счастье и блаженство, которое составляет истинное основание нравственного поведения человека, а стало быть, и его нравственного долга. Перечень других философских работ Г. И разборов его сочинений см.

В очерке рус. Философии Колубовского (прид. К "Истории нов. Фил.". Ибервега-Гейнца). Благодаря энергичной деятельности Г. Моск. Психологическое общество, основанное проф. Троицким в 1885 г., оживилось и заседания его стали привлекать многочисленную публику. Общество издало пять выпусков своих "Трудов", а с 1894 г. Ему будет принадлежать журнал "Вопросы философии" и психологии", основанный в 1889 г. С помощью А. А. Абрикосова.Я. Колубовский.II(дополнение к статье)проф. Философии. Поместил ряд статей в настоящем Словаре. Ум. В 1899 г..

Значения в других словарях
Грот Николай Яковлевич

Грот Николай Яковлевич [18(30).4.1852, Хельсинки, ≈ 23.5(4.6). 1899], русский философ-идеалист. Сын Я. К. Грота. ..

Грот Николай Яковлевич

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-99) - российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. Н. Монодуализму).. ..

Грот Наталья Петровна

(1828—1899), урожд. Семенова, сестра П. П. И Н. П. Семеновых — писательница. В 1850 г. Вышла замуж за Я. К. Грота. Литературную деятельность начала в детском журнале Ишимовой "Лучи". Затем помещала в 50—70-х годах свои статьи (под псевдонимами. Русская женщина, Наталья Гр. И Н. Г.) по педагогическим (преимущественно), общественным и литературным вопросам в "Журнале для Воспитания" Чумикова (1858—59), "Моск. Вед.", "СПб. Вед." В. Корша, "Журнале Мин. Нар. Просв.", и др. Изданиях. Отдельно изданы ..

Грот немецкие живописцы

(Grooth) — два немецких живописца, трудившиеся и умершие в России. 1) Георг Христоф Г. (1716-49), портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна-Христофа Г., в 1741 г. Прибыл по приглашению ген. Левендаля в Ревель, через два года перебрался в СПб., сделался живописцем высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати. Был небольшого роста и горбат, вследствие чего получил, в отличие от своего бра..

Грот Николай Яковлевич (дополнение к статье)

— профессор философии. Поместил ряд статей в настоящем Словаре. Умер в 1899 г.. ..

Грот Пауль

(Paul Groth) — изв. Современный минералог. Род. 1843 г. С 1862 г. Занимался в Фрейберге, Дрездене и Берлине. Состоял ассистентом по физике и 1870 г. Преподавателем минералогии и кристаллографии в местной горной акад., а также приват-доцентом в университете. В 1872 г. Сделался проф. Минералогии в Страсбурге, где основал институт, удовлетворяющий новейшим требованиям науки, лабораторию для начинающих кристаллографов, а также значительную минералогическую коллекцию. В 1883 г. Перешел в Мюнхен проф...

Грот Николай Яковлевич

(1852-1899), русский философ, психолог. Родился в Хельсинки 18 апреля 1852. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В течение нескольких месяцев находился в научной командировке в Германии, преподавал в Нежинском историко-филологическом институте. В 1879 защитил магистерскую диссертацию Психология чувствований в ее истории и главных основах. В этом исследовании Грот выступает как сторонник физиологического подхода к психической деятельности и в целом стоит н..

Грот Николай Яковлевич

Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика. Сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. В Новороссийском университете, а с 1886 г. - в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору "Философских этюдов" профессора Козлова , Грот сто..

Грот Николай Яковлевич

(30. 04. 1852 - 4.06.1899) - русский философ-идеалист, психолог. Биография. Родился в семье филолога, академика Я.К.Грота. Образование получил в Петербургском университете. После стажировки в Германии, стал профессором кафедры философии Историко-филологического университета в Нежине. Защитил магистерскую диссертацию по теме "Психология чувствований", докторскую - по теме "К реформе логики". В 1883 г. - профессор философии в Одессе, с 1886 г. - Московского университета. Председатель Московского п..

Грот Николай Яковлевич

Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика. Сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. В Новороссийском университете, а с 1886 г. - в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору "Философских этюдов" профессора Козлова , Грот сто..

Грот Николай Яковлевич

(1852-1899) - русский философ и психолог. В 1875 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего пробыл два года в Германии. С 1876 преподавал в Историко-филологическом институте в Нежине. Магистерская диссертация. "Психология чувствований в ее истории и главных основах", докторская - "К реформе логики" (1882). Первый этап творчества Г. Носил ярко выраженный позитивистский характер. Начало второго ("метафизического") этапа датируется переездом Г. В Одессу, где о..

Дополнительный поиск Грот Николай Яковлевич Грот Николай Яковлевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грот Николай Яковлевич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грот Николай Яковлевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 22 символа