Дажбог
Или Дажьбог - божество славяно-русской мифологии, упоминаемое в начальной летописи под 980 г., в Ипатьевской лет. (изд. Арх. Ком., 52), в Новгородской (id. Стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см. "Чтения" 1846 г. № 2, статья Бодянского). Значение Д. Определяется вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летоп. Под 1114 г. (изд. Арх. Ком. Стр. 200). "И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог...", "Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. Д. Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., по-видимому, вне сомнения. Есть и другие указания на его родственные отношения. В Слове Христолюбца сказано о русских язычниках. "И огневи молятся, зовут его Сварожичем".
В "Слове о полку Игореве" русские два раза называются внуками Дажбога. Огонь и солнце являются братьями, а витязи — потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологиях. Значению соответствует и долго бывшее в ходу толкование имени. Даж — прилаг. От даг, готск. Dags (нем. Tag — день) от скр. Корня dagh - жгу. Но Крек ("Einleitung etc." стр. 103, прим. 3) и после него с большим количеством аргументов Ягич ("Mythologische Skizzen" в "Archiv f. Slav. Philologie" за 1881 г. Т. V, стр. 11) отвергают такое производство. В Д. Ягич видит слож. Повел. Накл. От глагола дати (ц. Слав. Дождь) и существительного бог, следовательно, Даждьбог значит бог дающий или бог податель, что вполне подходит к богу солнца. Некоторое сомнение является относительно подлинности Д.
Как отдельного божества. 1) Симарьгл и Мокошь, рядом с которыми он стоит в начальной летописи, более чем подозрительны. 2) Ягич не без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога. 3) Хорс, от имени которого Д. В начал. Летописи не отделен союзом и, тоже есть солнечный бог, как это явствует и из "Слова о полку Игореве". Дажьбог, может быть, не что иное как эпитет, который позднее становится синонимом. Предполагалось также, что Д. Не встречается у славян южных. Последнее обстоятельство в связи с неудовлетворительностью славянской этимологии имени заставило Гедеонова ("Варяги и Русь" I, 350-1), а за ним и Фаминцына ("Божества славян" стр. 207 и след.), производить его с севера. Гедеонов ведет его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын считает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская мифология такого не знает), усвоенным русскими славянами от их варяжских князей.
Ягич указал, однако, сагу (напечатана Новаковичем в журн. "Vila"), свидетельствующую, что Д. В форме Дабог был известен у южных славян и пользовался таким уважением, что под влиянием известной дуалистической ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли. Только Сын Божий победил его и лишил этой власти. Это очень важное свидетельство в пользу Д., который до указания новых данных остается одним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков.А. Кирпичников..
Дополнительный поиск Дажбог
На нашем сайте Вы найдете значение "Дажбог" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дажбог, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа