Демократия

146

IСлово Д. Происходит от греческих δημος и κρατία — буквально народовластие. Им обозначаются. 1) государственное устройство, где власть принадлежит народу или где интересы народа стоят на первом плане, и 2) самые народные массы, раз они сознанием общности интересов или другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладание или за реформы в свою пользу. Аристотель (в "Политике") классифицировал государства по двум признакам. 1) субъекту власти и 2) направлению его деятельности. В монархиях власть принадлежит одному лицу, в аристократиях — нескольким, просто в политейях — многим. Когда власть перестает действовать в общих интересах и начинает руководствоваться своекорыстными побуждениями, правильные формы правления вырождаются в неправильные (παρεκβάσεις) — ςиранию, олигархию и Д., или охлократию.

Впоследствии название Д. Установилось за Аристотелевой политейей, а охлократии — за ее неправильной формой, и в таком виде классификация, в древности вполне соответствовавшая действительности, вошла в древнюю и средневековую литературу. Только у Полибия и Цицерона появилась еще смешанная форма госуд. Устройства, образец которой видели в Риме. На рубеже новой истории (у Макиавелли, напр.) принцип классификации по целям, преследуемым правительством, подвергся строгой критике, а с развитием представительных форм госуд. Устройства и с новым пониманием демократического принципа — и вовсе был оставлен. В демократиях древней Греции (наиболее типичной из них были Афины) каждый свободный гражданин по достижении совершеннолетия имел право принимать активное участие в обсуждении общественных дел.

Каждый мог быть избран для отправления любой общественной должности, административной, судебной или военной. Суд производился всенародно. Моментом, опредляющим понятие Д. В древности, было, таким образом, участие каждого свободного гражданина в управлении, но не личная свобода. Напротив, власть государства над личностью и собственностью даже свободных граждан была весьма велика, а личная свобода (в современном смысле) весьма ограничена. Еще менее определялась Д. Равенством, оно совершенно нарушалось рабством, да и в среде свободных граждан существовали очень важные сословные деления (напр., в Афинах различались эвпатриды, феты и др.). Позже эти деления, правда, исчезают, но заменяются разделением по богатству, которое имело не только экономический, но и юридический характер (в законодательстве Солона, напр.) и вело за собой различие в государственных правах и обязанностях.

Борьбой низшего класса против высшего нередко пользовались отдельные лица, которым при поддержке низших удавалось добиваться единоличной власти (см. Тираны). Таким образом уже в древней Греции мы видим примеры монархии, демократической по своему происхождению и по своим стремлениям, если не по организации. История Д. В Риме довольно похожа на ее историю в Греции. Вначале мы видим, как и в Греции, царскую власть, рядом с которой стоят, во-первых, сенат, во-вторых — народ, собирающийся по куриям (см. Комиции). Но это не была еще Д. Ни в древнем, ни в современном смысле слова. В древнем — потому что власть все-таки принадлежала одному лицу, в современном — потому что в куриатских комициях участвовали лишь главы патрицианских семей.

Цари, стремясь к расширению власти, опирались на плебс. Но борьба кончилась их поражением и установлением чисто аристократической республики. Однако плебс мало-помалу отвоевывал себе право за правом как в области гражданского и уголовного права, так и в области политической (см. Плебеи). С получением плебеями доступа к жреческим должностям исчезло сословное различие, и Рим стал Д. В древнем смысле слова. На смену сословной розни является рознь экономическая. Она приводит к победе цезаризма (см.), опирающегося на пролетариат, над республикой демократической (или смешанной, по терминологии Полибия) по своим политическим формам, но решительно враждебной интересам бедных классов населения. В средние века на первый план истории выступают новые народы.

У славянских племен общественные дела решаются на вече (см.). Всего ярче выразилось и всего дольше у русских славян сохранилось вечевое устройство в Новгороде. Демократическое начало было проведено в организации государственной власти в Новгороде довольно последовательно — быть может, последовательнее, чем в греческих демократиях, потому что невольничество и разделение сословий хотя и существовали, но не играли такой роли. У германских племен демократическое начало было проведено слабее. Германские государства (civitates) сами решали все касавшиеся их вопросы на собраниях полноправных граждан. Там же выбирались герцоги (военачальники) и короли, власть которых сперва была весьма слаба. Первоначально демократические, народные собрания мало-помалу превратились в собрания исключительно аристократические (см.

Витенагемот, Народные собрания, Мартовские и Майские поля), что шло параллельно с феодализацией политического быта. Очагом нового развития демократических принципов (в современном смысле слова) во всей Зап. Европе явились города со своим промышленным и торговым населением, хотя и тут весьма рано настоящая Д. (popolo minuto в Италии и т. П.) была отодвинута на задний план патрициатом (popolo grasso в Италии и т. П.). На горожан опирались короли в своей борьбе с феодализмом. Но когда политическое значение дворянства было сломлено, королевская власть, мало-помалу сделавшаяся абсолютной, отказалась от своего союза с демократическими элементами общества и стала поддерживать социальные привилегии духовенства и знати.

В это именно время в юридических и политических науках оставляется аристотелевская классификация государственных форм, как совершенно несоответствующая обстоятельствам. На смену ей появляется деление по источнику власти и правам правящих лиц — на монархии неограниченные, монархии ограниченные и республики. На смену понятия о Д. Как форме государственного устройства является понятие о демократических (в противоположность аристократическим) идеях или началах, на которых может быть построена всякая государственная форма. Можно с таким же правом говорить об аристократической республике или демократической монархии, как и наоборот. Несмотря на торжество аристократической и неограниченной монархии, демократические идеи не заглохли.

В течение XVIII века они сильно распространились и сделались более сознательными в среде городского населения или так называемого третьего сословия. Наиболее смелым выразителем этих идей был Ж. Ж. Руссо (см.), который клал в основу желательного государственного строя полное равенство всех граждан. Он даже прямо отдавал предпочтение непосредственной Д., какая существовала в античном мире. Вообще, в так назыв. Философском XVIII в. Были сильны демократические стремления, относившиеся отрицательно не только к абсолютным монархиям, поддерживавшим аристократические привилегии, но и к тогдашним республикам (Швейцария, Нидерланды, Венеция, Генуя), в которых власть принадлежала высшим сословиям, а не всему народу. Впервые демократические стремления осуществились в Сев.

Америке. Населенные преимущественно религиозными и политическими эмигрантами из Англии, где в XVII в. Обнаружилось сильное демократическое движение (см. Революция в Англии, Индепенденты, Левелеры), английские колонии в Сев. Америке с самого начала своего существования управлялись демократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцом большой демократической республики в современном смысле слова и притом Д. Представительной, а не непосредственной, как Афины или Рим. Рабство, существовавшее до 1865 г. В южных штатах, резким диссонансом, однако, нарушало демократический характер не только этих штатов, но и всего союза. В Европе осуществление демократических стремлений было начато французской революцией (см.

Французская революция, Наказы 1789 г., Декларация прав человека и гражданина). В эту эпоху их носительницей было "третье сословие", или буржуазия. Теперь во всех государствах Зап. Европы вся или значительная доля верховной государственной власти принадлежит народу, и власть народа комбинируется различными способами с наследственной властью монархов. Народ осуществляет свою власть посредством избрания верховного законодательного корпуса, парламента, или одной его палаты. Этому же корпусу в большей части конституционных государств (видное исключение составляет Германия) принадлежит контроль над деятельностью исполнительной власти (см. Парламентаризм). В государствах республиканских, кроме того, и глава исполнительной власти обязан своей властью народному избранию, хотя обыкновенно не непосредственному (так, в Соед.

Штатах избирают президента особые избиратели, во Франции - две палаты парламента. В Швейцарии президент союзного совета, роль которого до некоторой степени похожа на роль президента республики, также избирается двумя палатами союзного собрания). Министры, при посредстве которых управляет президент в республиках или монарх в конституционных монархиях, назначаются de jure (за исключением Швейцарии) главой исполнительной власти. Но некоторые низшие должностные лица (напр., мировые судьи) могут быть выбираемы народом, прямо или посредственно, даже в неограниченных монархиях. Участие народа в законодательной деятельности государства в Швейцарском союзе и в швейцарских кантонах сказывается еще в форме referendum'a (см.), т.

Е. Всенародного голосования некоторых законов, принятых законодательным корпусом. Этим Швейцария до некоторой степени сближается с древними непосредственными Д. Что касается избирательного права, то оно не всегда бывает демократическам. Право иметь своих представителей в законодательном корпусе может принадлежать определенным классам общества не пропорционально числу голосующих, а в известной, законом определенной пропорции (Австрия). Оно может быть ограничено или находиться в определенном соотношении с имущественным цензом (Англия, Пруссия, и др.). Во многих государствах высшие классы, кроме участия в выборе членов низшей палаты парламента, имеют своим исключительным органом еще верхнюю палату (см.). Демократическое начало всецело господствует в избирательном праве лишь тогда, когда оно всеобщее (suffrage universel).

Таково оно в Германской империи, во Франции, в Соедин. Штатах. Стремление к suffrage universel обнаруживается и в других государствах. Рабочие добились его принятия (с неважным ограничением) в Бельгии посредством стачки 1893 г. За него в 1891-1892 г. Высказались люди, стоящие ныне во главе английского правительства. Демократические элементы Австрии и Германии настойчиво требуют его проведения в последней — в местных сеймах, городах и общинах, а в первой — и для выбора представителей в законодательное собрание. Демократизация гражданского права выражается в постепенном сглаживании тех неравенств, которые существовали в прежние времена между лицами разных сословий в праве владения недвижимыми имуществами, производства торговли, занятия ремеслом, еще раньше, в брачном праве — и т.

Д. В уголовн. Праве и процессе различия между сословиями на Западе почти всецело отошли в прошедшее. В финансовом праве общественные классы уравнены de jure, так как подати и налоги платятся теперь повсюду с известных родов имущества, дохода или занятия. Но de facto повсеместно низшие классы платят, сравнительно, гораздо больше, чем высшие (см. Косвенные налоги). В военном праве в течение XIX в. Тоже произведена крупная реформа в демократическом духе. Почти всюду введена всеобщая воинская повинность, ограниченная, впрочем, некоторыми льготами по образованию, т. Е. (фактически) в пользу состоятельных классов. В странах (Англия, Соед. Шт.), где нет всеобщей воинской повинности, de jure в этом отношении господствует еще большее равенство, хотя de facto система найма возлагает всю тяжесть повинности на низшие классы народа.

Кроме равенства всех перед законом, резким отличием демократизма нового времени от демократизма Греции и Рима является возможно полная личная свобода, под которой подразумевается свобода слова, совести, передвижения и проч. В стремлении сделать всех участниками государственной власти демократизм древний и новый сходятся, хотя новый проводит это стремление последовательнее (отвергая разделение на рабов и свободных) и, кроме того, делает это участие преимущественно представительным, а не непосредственным. По мере торжества демократических начал в области публичного права борьба сосредоточивается все больше и больше на экономической почве. Д. Начинает называться уже не третье сословие, а пролетариат. Наиболее резко подчеркнут экономический момент в требованиях германского пролетариата, который.

Впрочем, именует себя уже не Д., а социал-Д. (см.).Литература. Фюстель де-Куланж, "Гражданская община античного мира" (СПб., 1867). Erskine May, "Democracy in Europe" (2 изд. Эдинб., 1887). Костомарова "Севернорусские народоправства" (3 изд. СПб. 1886). Сергеевич, "Вече и князь" (2 изд. СПб. 1893). Дьячан, "Участие народа в управлении у древних славян". Cherbuliez, "De la démocratie en Suisse" (П., 1843). Адамс и Коннингем, "Швейцария" (СПб., 1893). Токвиль, "Демократия в Америке" (СПб., 1860). Holst, "Verfassung u.Demokratie d. Verein. Staaten" (Дюссельд., 1873). Брайс, "Американская республика" (M., 1890). В. Водовозов.II(дополнение к статье)В конце XIX века особенно обострилась в Зап. Европе противоположность между так называемой буржуазной демократией, стоящей на почве признания собственности на орудия производства, и социальной демократией, тоже стремящейся к уравнению, но признающей невозможность его на почве существующего общественного строя, признающего частную собственность на орудия производства, из которой, по убеждению социал-демократии, необходимо вытекает эксплуатация экономически слабых экономически сильными.

Несмотря на обострение борьбы в последнее время усилились и элементы промежуточные между двумя демократиями. В Германии они составляют правый фланг социал-демократии (бернштейнианцы), к которому шли навстречу национальные социалисты, во Франции — тоже правые социалисты (Жорес) и группы радикалов-социалистов.Литература. М. Ostrogorski, "La démocratie et l'organisation des partis politiques" (П., 1903)..

Значения в других словарях
Демократия

(греч. Dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть) форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. В этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин «Д.» употребляют также применительно к организации и деятельности др. Политических и социальных институтов (например, партийная Д., ..

Демократия

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. Demos - народ и ...кратия) - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и..

Демократия

Антихристианское лжеучение о «народовластии». Суть ее выражают слова св. Праведного Иоанна Кронштадтского. «Демократия в аду, а на небе царство».Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении — ложь. Слово это переводится на русский язык как «власть народа» или «народоправство», но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло — политик..

Демократия

ДЕМОКРАТИЯ (от греческого demos - народ> и...кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии. Власть> большинства, равноправие граждан, правовая защищенность их прав и свободы, верховенство закона, разделение властей>, выборность главы государства и представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством..

Демократическая партия в Соединенных Штатах

— одна из двух главных борющихся за власть политических партий. Возникновение ее относится к эпохе президентства Вашингтона (1789—97) и связано с именем государственного секретаря Джефферсона (см.), который стремился ограничить деятельность союзного правительства одними внешними сношениями. Сперва она называлась республиканской партией в противоположность федеральной, руководимой Гамильтоном (см.) и настаивавшей на возможно большем, в пределах конституции, расширении полномочий центральной власт..

Демократическая партия в Соединенных Штатах (дополнение к статье)

— На президентских выборах 1896 г. Д. Партия выступила с платформой, главным пунктом которой был биметаллизм. Кандидатом партии и ее вождем был Брайан. Значительное меньшинство партии, так называемые "золотые демократы", с Клевлендом во главе, боролись против "серебряных демократов" (биметаллистов), но формально от нее не отделились. Партия популистов (народная партия) приняла то же требование и выставила своим кандидатом того же Брайана. В результате победили республиканцы. Во время войны с Исп..

Демократия (дополнение к статье)

— В конце XIX века особенно обострилась в Западной Европе противоположность между так называемой буржуазной демократией, стоящей на почве признания собственности на орудия производства, и социальной демократией, тоже стремящейся к уравнению, но признающей невозможность его на почве существующего общественного строя, признающего частную собственность на орудия производства, из которой, по убеждению социал-демократии, необходимо вытекает эксплуатация экономически слабых экономически сильными. Несм..

Демокрит из Абдер

(род. Около 470, ум. Около 380 до Р. Хр.) обучался философии у Левкиппа, о котором не сохранилось почти никаких сведений. Путешествовал для пополнения образования в течение пяти лет. Был в Египте, Персии. В Афинах был недолго. Пользовался уважением сограждан. Аристотель упоминает о нем тоже всегда с уважением. По разностороннему и обширному знанию в Д. Можно видеть предшественника Аристотеля. Подробности его биографии неизвестны. До нас дошли значительные отрывки его соч. Физического и нравствен..

Демократия

-и, ж.. ..

Демократия

Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Джордж Бернард Шоу Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. Уинстон Черчилль Демократия — это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения. Лоренс Питер Демократия — это право делать неправильный выбор. Джон Патрик Демократия. Не ограниченная никакими законами и опирающаяся на прямое насилие власть демократов. Григорий Точкин Демократия спотыкается на к..

Демократия

(греч. Demokratia, от demos - народ, и kratos - власть). Образ государственного правления, когда в нем принимает участие весь народ, без различия звания и состояния.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) народное управление, в отличии от аристократии, когда у власти стоят знатные по рождению, 2) государство, управляемое властью народа, который выражает свою волю через избранных представителей в т. Н. Парламенте или путем всенародного голосо..

Демократия

• настоящая демократия. ..

Демократия

Демократизм, демократическое государство. Народовластие, народоправство. Ant. Тоталитаризм, тоталитарное государство. ..

Демократия

Народовластие, сторонники демократииСр. Аристократы, сервилисты, хотят старого порядка, ибо он для них выгоден. Демократы, либералисты, хотят нового беспорядка, ибо надеются им воспользоваться для своих личных выгод.Карамзин. Мысли об истинной свободе.Ср. S'il ó avait un peuple de dieux, il se gouvernait démocratiquement. Un gouvernement si parfait ne convient pas aux hommes.J. J. Rousseau. Du contrat social.О”О·ОјОїОєПЃαП„ОЇα = О”О®ОјОїП‚ - народ, ОєПЃαП„О­П‰ - управляю.см. Демократ.см. Аристок..

Демократия

Ж. греч. народное правленье. народодержавие, народовластие, мироуправство. Противопост. Самодержавие, единодержавие или аристократия, боярщина и пр. Демократический, народодержавный, народоуправный, народовластный, мироуправный. Демократ м. Демократка ж. Приверженец мироуправства.. ..

Демократия

1. Ж.Политический строй, при котором власть принадлежит народу. Народовластие.2. Ж.Принцип организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается равноправное и активное участие в ней всех членов коллектива.. ..

Демократия

-и, ж. 1. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Принципы, идеалы демократии. Борьба за демократию. 2. Принцип организации коллективной деятельности, при к-ром обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива. Внутрипартийная д. II прил. Демократический, -ая, -ое. Д. Строй. Демократическая республика. Демократическая партия (название нек-рых партий в ряде стран). Демократические преобразования.. ..

Демократия

Демократии, ж. (греч. Demokratia) (книжн., полит.). 1. Только ед. Форма правления, при к-рой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения. В буржуазных странах демократия существует только формально. Советский переворот дал невиданный в мире толчок развитию демократии,. Демократии социалистической (для трудящихся), в отличие от демократии буржуазной (для эксплоататоров, для капиталистов, для богатых). Ленин. 2. Государство с такой формой пра..

Демократия

Заимствованное из французского это слово восходит к греческому demokratia, где было образовано сложением demos – "народ" и kratos – "власть". Буквально – "власть народа".. ..

Демократия

Заимств. В XVII в. Через польск. Посредство из франц. Яз., где démocratie <. Греч. Dēmokratia «народовластие» — сложения dēmos «народ» и kratos «власть» + суф. -ia. Ср. Аристократия (от aristos «относящийся к знати»), технократия, бюрократия и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Демократия

Французское – demokratie.. ..

Демократия

Демокра́тия из франц. Démocratie или нем. Demokratie. См. Горяев, ЭС 4451. Стар. Димократия, с эпохи Петра I (см. Смирнов 101), под влиянием ср.-греч. Произношения – δημοκρατία. Вопреки Смирнову (там же), не через польск. Demokracja. •• 1 У Горяева так. Гр. Δημο-κρατ-ία "народовластие". -Прим. Ред.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Демократия

(греч. Demokratia - власть народа) - форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства. Д. Как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением Афинского государства. В современном о..

Демократия

(греч. Demokratia - власть народа) - форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства. Д. Как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением Афинского государства. В современном ..

Демократия

(греч. Demos народ, kratos – власть) – народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными призна..

Демократия

Понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. Включает в себя следующие элементы:. ..

Демократия

(греч. Demokratia, букв. Народовластие от demos - народ и kratos - власть). ..

Демократия

(греч. Demokratia, букв. Народовластие от demos - народ и kratos - власть)1) форма (разновидность) политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав. Наиболее часто под Д. Понимается государство, характеризующееся единством демократической формы правления (как правило, республиканской), демократического правового режима (ме..

Демократия

- власть большинства над меньшинством.. ..

Демократия

— государственный строй, при котором власть юридически принадлежит народу и провозглашается свобода и равноправие граждан. Существовала Д. Рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. Отличается от авторитарных и тоталитарных режимов формальным признанием равенства всех перед законом, провозглашением политических прав и свобод в рамках Конституции страны, выборностью представительских органов власти, всеобщим избирательным правом, соблюдением прав человека.. ..

Демократия

(греч. Dnmokratia, букв.- власть демоса, т. Е. Народа, народовластие) - одна из форм гос-ва, при к-рой власть либо формально-юридически (в эксплуататорских гос-вах), либо юридически и фактически (в гос-вах социалистич. Типа) принадлежит народу, а также обществ. И гос. Строй, характеризующийся совокупностью определ. Прав и свобод граждан. Впервые встречаясь у Геродота, термин "Д." утвердился (как обозначение одной из форм гос-ва) и перешел в науку нового времени от Аристотеля.Первым типом Д. Была..

Демократия

- форма государственного устройства, тип политического режима, основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.. ..

Демократия

(от греч. Demos - народ, kratos - власть, правление) - форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. Основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д. При непосредственной Д. Основные решения принимаются самими избирателями (напр., посредством референдумов), при представительной Д. Решения принимаются выборными учреж..

Дополнительный поиск Демократия Демократия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Демократия" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демократия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа