Добрыня Никитич

62

Наиболее популярный после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Преимущественно перед другими он изображается служилым богатырем при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, которая находится в связи с его природным "вежеством". Часто князь накидывает на него службу. Собирать дани, отвозить дани, выручать княжую племянницу и проч. Часто и сам Д. Вызывается охотой исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Вообще между всеми богатырями Д. — лицо самое близкое к князю и его семье, исполняющее их личные поручения и отличающееся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Иногда Д. Называется князем (Киреев. II, стр. 11) и племянником Владимира (Киреев.

II, 19, 22, 45). Он учился читать и писать (Киреев. II, 49) и отличается разнообразием дарований. Он ловок, на ножку поверток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поет, играет на гуслях. Былинные сюжеты, прикрепленные к имени Д. 1) Д. Бьется со змеем Горынычем на р. Пучае (иначе Израе) и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну или его дочь Марфиду, или сестру Марью Дивовну. 2) Д. Вместе с Дунаем едет к королю Ляховицкому, чтобы посвататься от имени Владимира за Апраксу-королевичну, которую затем и привозит в Киев. 3) Д. Встречается с паленицей Настасьей, бьется с ней в затем женится на ней. 4) Д. Уезжает надолго от жены, которая собирается выйти замуж за Алешу Поповича. Приезд Д. Расстраивает свадьбу.

5) Д. Оскорбляет волшебницу Марину, которая обращает его в тура. Возвратив свой прежний вид, Д. Казнит Марину (подробное изложение перечисленных сюжетов см. В книге Д. Я. Ровинского. "Русские народные картинки", т. IV, стр. 128 сл.). Былины о Д.-змееборце рассматриваются Всев. Миллером в его "Экскурсах в область русского народного эпоса" (М., 1892, стр. 32-54). Указав на сходство между Д. И змееборцами наших духовных стихов, Георгием и Федором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию. Подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Д.-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Д., по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым крещением язычников.

Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Якимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Д. Намеки на крещение автор видит в купанье Д., в названии реки — Пучае (т. Е. Почайне). Летописная связь Д. С Путятой (выразившаяся в известной пословице. Путята крести мечем, а Д. Огнем) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасенной Д. От змея. Отголоски летописного сказания о добывании Д. Рогнеды-Гориславы для Владимира (см. Летопись по Лаврент. Списку под 1128 г.) указывает тот же исследователь в статье "Д.-сват" ("Этнографическое Обозрение", 1893, кн. XVII). Параллели к былинам об отъезде Д. И выходе его жены за Алешу Поповича указаны Вс.

Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе (см. "Экскурсы" — приложение, стр. 22-25 и "Ж. M. H. Пр.", 1893, № 1, отд. 2, стр. 233 и сл. См. Также О. Миллер, "Илья Муромец", стр. 523. Кирпичников, "Поэмы ломбардского цикла", стр. 179, 182. Дашкевич, "Алеша Попович", стр. 49. Халанский, "Великорусские былины", гл. III, стр. 13). Подробный анализ обращения Д. Мариной в тура — золотые рога представил проф. H. Сумцов в "Этнографическом Обозрении" (1892, кн. XIII и XIV, стр. 143 и сл.), где автор приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией (см.

"Материалы для истории былинных сюжетов" VI, в "Этнографическом Обозрении", кн. XIII — XIV, стр. 112-115). Перечисленные исследования сюжетов, прикрепленных к имени Д., позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода кн. Владимира Д. Наиболее древний мотив, прикрепленный к имени Д. В былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах еще могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски. Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чем свидетельствует новгородское предание о змияке (см. Вс. Миллера, "Материалы для истории былинных сюжетов", X, "К былинам о Д.-змееборце", в "Этнографическом Обозрении", кн.

XV, стр. 129-131). Может быть, и основная былина о добывании Д. Жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Д. В отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Д. Неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI в.) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошел в репертуар скоморохов. Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, напр. Обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII в. Наконец, имя Д. Внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам.

Это — песнь о добром молодце и р. Смородине (Киреев. II, стр. 61). Мотивом введения имени Д. (вместо доброго молодца) послужило то, что Д. В былинах также подвергается опасности утонуть в р. Пучае.Всев. Миллер..

Значения в других словарях
Добрыня Никитич

богатырь, один из главных героев русского былинного эпоса (см. Былины). Вместе с Ильей Муромцем (См. Илья Муромец) Д. Н. Стоит на богатырской заставе и охраняет русскую землю от нашествия врагов. Былины рисуют его могучим, честным, прямодушным, верным в дружбе и любви. Он образован, он «вежливый-увежливый, знает как речь вести, как себя блюсти». Д. Н. Ведёт переговоры с чужеземными королями, с каликами перехожими, с разгневанным Ильёй Муромцем. Былины о Д. Н. Возникли в Киевской Руси 12 в., про..

Добрыня Никитич

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ - богатырь, герой русских былин ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Добрыня в ссоре с Владимиром" и др.).. ..

Добрыня Никитич

Русский былинный богатырь. Долгая придворная служба сделала отличительным его качеством «вежество», при дворе он то «стольничает», то «чашничает», то «пословничает». «Грамотой вострый», «на речах разумный», «с гостями почестливый», он в то же время искусный гусляр и даже играет в шашки-шахматы. В общем, различные варианты былины о Добрыне говорят о следующих его подвигах. 1) Добрыня бьется на р. Пучае (т.е. Почайне) со Змеем Горынычем, освобождая после этого племянницу кн. Владимира, Запаву Путя..

Добрынкин Николай Гаврилович

(1835—1902) — местный историк и археолог. Был частным землемером, жил в Муроме. Первые его произведения — "Топографо-статистический альбом Смоленской губ." и "Слобода Мстера". В 1873 г. Д. Познакомился с граф. Уваровым, вместе с которым производил раскопки. Другие труды Д. "Географическо-статистические описания уездов Меленковского и Муромского", "Жизнь, нравы и обычаи крестьян", "Из прошлого города Мурома с округой", "Державные гости в Муроме 1445—1837", "Следы пребывания доисторического челове..

Добрыня

Воевода Владимира святого, брат матери его Малуши. Когда в 970 г. В. Кн. Святослав разделил Киевскую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Д., выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим. Отправляясь в 979 г. Из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Д., который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать ее за Владимира. Ответ Р..

Добрэ

(Gabriel-Auguste Daubrée) — французский геолог. Род. В 1814 г. По окончании курса в Политехнической школе был горным инженером и профессором минералогии в Страсбургском университете (1839—1852). Научные путешествия по Швеции и Норвегии и др. Странам, многочисленные работы по геологии и минералогии, например геологическая карта департамента Нижнего Рейна (1852), дали Д. Право на избрание в члены Французской академии наук в 1861 г. Тогда же Д. Получил кафедру Геологии в Парижском музее естественно..

Добрэ (дополнение к статье)

(Gabriel-Auguste Daubré e) — французский геолог. Умер в 1896 г.. ..

Добрыня Никитич

Богатырь, герой русских былин ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Добрыня в ссоре с Владимиром" и др.).. ..

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич - см. В статье Богатыри .. ..

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич - см. В статье Богатыри .. ..

Дополнительный поиск Добрыня Никитич Добрыня Никитич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добрыня Никитич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добрыня Никитич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа