Думы

62

Песни вольного размера, исполняемые под звуки бандуры или кобзы, произведения малорусского казацкого эпоса, одно из замечательнейших явлений славянской поэзии. Д. Резко отличаются от великорусских былин. Былины уже издавна забывались народом и сохранились только в захолустьях, незатронутых исторической жизнью. Д. До последних десятилетий оставались фактом народной жизни, хотя и были достоянием не всего народа, а кобзарей, странствующих певцов-слепцов (см. Вересай, Крюковский). Д. Выросли из живых событий, еще свежих в народной памяти, изображенных с неостывшим еще возбуждением народной борьбы. При всем поэтическом колорите этих произведений в них нередко с точностью может быть указан исторический факт, послуживший им основанием, лицо, выбранное в герои, наконец, общественные и бытовые отношения эпохи казачества.

Д. Рассказывают о борьбе с турками и татарами в степях и на Черном море, о войнах с Польшей, рисуют одинокую смерть раненого казака в степи, бедствия невольничества. С особенной любовью описываются образы народных героев, которые каким-либо необычным способом избавили себя и товарищей от ужасной неволи, как, напр., в Д. О Самойле Кошке или Кишке, замечательнейшей и по своему объему, и по своим поэтическим достоинствам. Главный мотив в Д. — идея свободы личности от всякого рода насилий. В Д. Воспроизводится тот момент в истории казачества, когда оно не выделилось еще в привилегированное сословие. Одна только Д. О Ганже Андыбере изображает сословную рознь в среде самого казачества. Все ее симпатии на стороне казака-нетяги (неудачника), презираемого "дуками-серебряниками".В Д.

Ярко отражается душевный склад малороссиян, заключающийся в лирическом отношении к явлениям жизни и выражающийся то в элегическом, то в сатирическом настроении, то в соединении того и другого. В полном соответствии с этим внутренним строем Д. Находится стихотворная их форма, поддающаяся всем оттенкам господствующей над нею мысли. В этой неразрывной связи вольного стихотворного размера и внутреннего строя Д. И кроется тайна их поэтической привлекательности. В Д. Редко встречаются стихи, равномерные по объему. Есть стихи более чем в 40 слогов и стоят они рядом со стихами в 7 и 8 слогов. Иногда стих в 20 слогов стоит рядом с 10-сложным, а этот последний — с 5- и 4-хсложным. Каждый стих Д., каков бы ни был его объем, заключает в себе одно риторическое ударение.

Для более отчетливого отличения одного стиха от другого служит рифма, преимущественно глагольная, причем одна и та же рифма соединяет иногда более десятка стихов. От однообразия рифм получается впечатление текучей, плавной речи. Все Д. Поются одним заунывным напевом, чрезвычайно типичным, но по музыкальному рисунку очень незамысловатым [А. С. Фаминцын ("Домра и сродные ей музыкальные инструменты", СПб., 1891), затронувший вопрос о музыке Д., находит, что мелодии их "основываются по большей части на своеобразных гаммах, хроматически украшенных. Эти гаммы, с их напряженными чрезмерными интервалами, совсем неизвестны и чужды великорусскому слуху и мало свойственны малорусскому народному пению". Нет, однако, основания предполагать непосредственные иноземные влияния на стиль бандуристов-слепцов, так как в самом быту южнорусск.

Казачества было немало вост. Элементов, начиная хотя бы с кобзы, заимствованной у татар.]. Пользуясь подвижностью стиха, для которого необязательна соразмерность частей, исполнитель Д. Является его истолкователем, придавая ему то или другое выражение сообразно с настроением собственного чувства. Отсюда лирический, страстный тон, который вносит особую задушевность в музыкальное исполнение Д. Нередко в самом конце Д. Певец прерывает нить рассказа, чтобы высказать свою мысль, обыкновенно содержания нравоучительного. Логическим требованиям мысли, стремящейся к выражению всестороннему, законченному, вполне соответствует и периодическая речь, которая преобладает в Д., постоянное употребление сложных предложений, переполненных предложениями придаточными и всякими пояснительными словами, отчего течение речи замедляется и она делается тягучей.

Встречаются часто образцовые периоды, как будто составленные по всем правилам риторического искусства. Только неподдельная искренность, присущая народному слову, заставляет верить, что эти периоды созданы народом, а не написаны рукой опытного стилиста. В самом языке Д., который позднейшие кобзари сами не считали языком простым, обыкновенным, замечаются черты, сближающие Д. С произведениями старинной южнорусской письменности (книжные, церковнославянские элементы речи, постановка глагольных сказуемых в конце предложения). Эти отражения книжных влияний, давно уже подмеченные исследователями, но с особенною силою выставленные П. Житецким ("Мысли о народных Д.", Киев 1893), проливают некоторый свет на происхождение Д.

Певцы Д. Стояли на высоте национального самосознания, представителем которого было в свое время казачество. Д. Вышли из той полународной, полукнижной среды старцев, или дидов, и странствующих школьников, которая сосредоточивалась в шпиталях и школах старинной Малороссии, стоявших под попечением церкви. Эта среда и послужила почвой для взаимодействия песенного и виршевого творчества, на которой выработалось своеобразное поэтическое творчество Д., народное по мировоззрению и языку и в то же время книжное по особенному складу мысли и способам ее развития и выражения. Самый язык Д. Представляет замечательное приспособление книжных элементов речи к народным. Д. Предназначались для широкого круга слушателей, которые искали в них серьезного ответа на вопросы жизни семейной, общественной и политической.

Вот почему творцы Д. И облекали свою мысль в поэтические образы, почерпнутые из близкого народу песенного материала. Влияние песни наиболее сильно в Д. Более ранней эпохи. Если событие, изображенное в Д., было совсем не заурядное или же слишком известное поэту, который мог быть очевидцем и даже непосредственным участником его, то песни теряли свое значение. Творец Д. Предоставлен был самому себе и должен был искать вдохновляющего настроения в самом событии. Таковы, напр., Д., изображающие эпоху Богдана Хмельницкого. Они отличаются ярким колоритом, так как слагались под непосредственным впечатлением событий, и в то же время сухим реализмом, в котором слышится жесткий смех над побежденным врагом. Нет в них почти ничего, что напоминало бы тонкий и нежный рисунок народных песен.

В XVIII в. Быстрый натиск кровавых событий заставил, по-видимому, певцов перейти к более подвижной форме поэзии, чем Д., да и в сознании самих гайдамаков помутились уже старые идеалы казачества, поэтому и деяния их не могли быть воспроизведены в Д. С их обычным окончанием — прославлением героев. Д. Сохранились в гетманщине, где в среде мелкого хуторного панства не утратились поэтические предания казацкой старины, воспетой в Д. Здесь приютились певцы народных Д., но в XVIII в. Они уже не обладали творческой силой. Ни одно событие XVIII в. Не воспето в Д. Лишь из первых годов этого ст. Мы имеем полупесню, полу-Д. О популярнейшем герое старинной Малороссии — Семене Палии. Но уже в самом смешении двух разных стилей выразилось падение творчества Д.Впервые о Д.

Упоминается в анналах Сарницкого под 1506 г., т. Е. Почти в одно время с первыми литературными известиями о самом казачестве. Ныне название это почти неизвестно в народе. Позднейшие кобзари называли Д. Пса'льмами или же песнями про старовину. Первый опыт собирания Д. Сделан кн. Н. А. Цертелевым в 1819 г. Затем Д. Появились в сборниках Максимовича, Срезневского, Лукашевича, Метлинского, Костомарова, Антоновича и мн. Др. При издании Д. Не обошлось дело без обмана. Вместе с подлинно народными Д. Пущено было в обращение и несколько подложных, но последние были окончательно выделены Костомаровым ("Вестник Европы", 1874 г., № 12). В Галиции слово Д. Сохранилось в древнем южнорусском значении в смысле песни вообще. Указания на литературу см.

В вышеназванном соч. П. Житецкого, который приводит и исследует варианты Д. По замечательной рукописи А. А. Котляревского. Ср. Еще Neyman, "Dumy ukrainskie" (Odbitka z "Ateneum", 1885). Лисовский, "Опыт изучения малорусских Д." (Полтава, 1890). Музыка Д. Записана Лисенко в "Записках юго-западного отдела Имп. Русск. Географ. Общ." (т. I, Киев, 1874) и в "Киевской Старяне" (1888 г., № 7)..

Значения в других словарях
Думы

эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального фольклора. Исторические по содержанию Д. Возникли и развивались в специфических условиях казацкой военной демократии 15—17 вв. Отличаются отсутствием деления на строфы, свободой ритмики, импровизационностью развития, ладовым своеобразием (увеличенная секунда в мелодии). Д. Составляли важнейшую часть репертуара слепых певцов-кобзарей (бандуристов). Исполнялись напевным речитативом в сопровождении кобзы (бандуры). При этом и в текст и в музы..

Думы

ДУМЫ - лирико-эпический жанр украинского словесно-музыкального фольклора. Возникли у казаков в 15-17 вв. Воспевали борьбу против турецких, татарских и польских захватчиков, выражали социальный протест народа. Думам свойственны речитативная (реже распевная) мелодика, интонации плача и патетической речи, мотивное варьирование, хроматизированный дорийский лад. Исполнялись кобзарями (бандуристами).. ..

Думы

Малороссийские героические народно-эпические произведения, близкие по тематике и идейности историческим песням, но отличающиеся своеобразной формой и способом исполнения (строки думы имеют различную длину, несколько смежных строк объединяются единой рифмой, исполняются думы речитативом). Термин имеет народное происхождение. Так в Малороссии в XVI—XVIII вв. Называли и собственно думы, и песни, гл. Обр. С исторической тематикой. В науку в применении исключительно к думам впервые этот термин ввел М..

Думрейхерит

Минерал из группы квасцов. В виде корок в фумаролах Capverden-Insel S.-Antão. Химический сост. 4MgSO4.Al2S3O12.36H2O.. ..

Думсдэй-бук

(Domesday book) — опись всех земель Англии (кроме северн. Графств), оконченная при Вильгельме I Завоевателе около 1086 г. И состоящая из 2 томов, маленького и большого. Маленький том, касающийся лишь нескольких графств, представляет собою, вероятно, подлинник самой переписи, которая в большом томе (Exchequer Domesday) является в сокращенном виде. Опись каждого графства начинается перечислением собственников (король, крупные церковные и светские собственники, мелкие собственники по классам. "serv..

Дуна-Фельдвар

(мадьярск. Duna-Földvár) — город в Толненском комитате в Венгрии, на р. Дунае. Главная школа, францисканский монастырь, жит. Около 13000. Ловля белуги, разведение винограда. В Венгрии на Дунае есть еще города Д.-Патаи и Д.-Серекче, менее значительные.. ..

Дунаевский

(Юлиан Dunajewski) — австр. Госуд. Деят. Род. В 1822 г. В Галиции. Занимал кафедры политич. Наук и статистики в Львове и Кракове. С 1864 г. Был членом галицийского сейма, а в 1873 г. Избран в рейхсрат, где в качестве вожака польской фракции имел большое влияние при обсуждении бюджета. С 1880—91 г. Был министром финансов и главной опорой кабинета Таафе. В 1891 г. Назначен пожизненным членом австр. Палаты господ.. ..

Думы

Лирико-эпический жанр украинского словесно-музыкального фольклора. Возникли у казаков в 15-17 вв. Воспевали борьбу против турецких, татарских и польских захватчиков, выражали социальный протест народа. Думам свойственны речитативная (реже распевная) мелодика, интонации плача и патетической речи, мотивное варьирование, хроматизированный дорийский лад. Исполнялись кобзарями (бандуристами).. ..

Думы

ДУМЫ - украинские исторические песни особой формы (свободные по ритму и лишенные строфического членения), создавшиеся в казацкой среде XVI-XVII веков и записанные в XIX в. От профессиональных певцов (кобзарей). Как пережиток прошлого сохранились в УССР до наших дней. Название «дума» подобно великорусской «былине» - позднейшего происхождения, хотя с иным значением встречается у польских писателей в применении к украинскому песенному творчеству еще в XVI в. (Сарницкий в своей летописи под 1506 го..

Думы

Малороссийские героические народно-эпические произведения, близкие по тематике и идейности историческим песням, но отличающиеся своеобразной формой и способом исполнения (строки думы имеют различную длину, несколько смежных строк объединяются единой рифмой, исполняются думы речитативом). Термин имеет народное происхождение. Так в Малороссии в XVI-XVIII вв. Называли и собственно думы, и песни, гл. Обр. С исторической тематикой. В науку в применении исключительно к думам впервые этот термин ввел М..

Думы

Укр. Героич. Нар.-эпич. Произведения, близкие по тематике и идейности ист. Песням, но отличающиеся своеобразной формой и способом исполнения (строки Д. Имеют различную длину, несколько смежных строк объединяются единой рифмой, исполняются Д. Речитативом). Термин имеет нар. Происхождение. Так на Украине в 16-18 вв. Называли и собственно Д. И песни, гл. Обр. С ист. Тематикой. В укр. Науку в применении исключительно к Д. Впервые этот термин ввел М. Максимович. Термин "Д." упоминается уже в польской..

Дополнительный поиск Думы Думы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Думы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Думы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа