Заговор в бытовом и поэтическом отношениях
З. (или наговор, заклятие, примолвка) принадлежит к обл. Народных верований, унаследованных от язычества. При помощи его человек или заговаривает, т. Е. Останавливает, действие благодетельных или вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное или хорошее. Возникший из языческих молитв и заклинаний, З. Основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нем божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении современного простолюдина. Вся сила З. В точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова З. Надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к З.
Весьма часто. С течением времени круг применения З. Сокращался. Наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем. Выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. Д. В дохристианскую эпоху в З. Обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. П. — наиболее часто встречаемые в З. С принятием христианства стали появляться и обращения к Спасителю, Богоматери, святым. Все З. Делятся. 1) на З. С действиями и обрядами и 2) на З. Без них. Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус и т.
Д. Почти на все случаи были особые З. И особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные З., имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках. Несмотря на свое разнообразие, З. Имеют некоторые общие формулы. Так, громадное большинство их начинается словами. "встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток". И оканчивается закреплением. "будьте слова моя крепки и лепка до веку. Нет моим словам переговора и недоговора. Будь ты, мой приговор, крепче камня и железа". Или "замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь. А как у замков смычи крепки, так мои слова метки".
Произносились З. Вначале "зычным голосом", а потом, особенно лечебные З. — "шепотом" (шептания).Заговоры напечатаны у Сахарова в "Сказаниях русск. Народа", т. I. В "Архиве" Калачева, кн. 2. У Тихонравова, "Летопис. Рус. Литер.", т. IV и V. В сборнике Л. Майкова "Великорусские заклинания". У Ефименко в "Сборнике малор. Заклинаний". В ст. Щурова "Знахарство на Руси" ("Чтения Московского общества истории и древностей", 1867 г. № 4). В "Киевской старине" за 1883-1887 г. В "Известиях Импер. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии" (т. XXX, в. 2, и др.).В. Рудаков..
Дополнительный поиск Заговор в бытовом и поэтическом отношениях
На нашем сайте Вы найдете значение "Заговор в бытовом и поэтическом отношениях" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заговор в бытовом и поэтическом отношениях, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 42 символа