Заговор в бытовом и поэтическом отношениях

146

З. (или наговор, заклятие, примолвка) принадлежит к обл. Народных верований, унаследованных от язычества. При помощи его человек или заговаривает, т. Е. Останавливает, действие благодетельных или вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное или хорошее. Возникший из языческих молитв и заклинаний, З. Основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нем божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении современного простолюдина. Вся сила З. В точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова З. Надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к З.

Весьма часто. С течением времени круг применения З. Сокращался. Наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем. Выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. Д. В дохристианскую эпоху в З. Обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. П. — наиболее часто встречаемые в З. С принятием христианства стали появляться и обращения к Спасителю, Богоматери, святым. Все З. Делятся. 1) на З. С действиями и обрядами и 2) на З. Без них. Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус и т.

Д. Почти на все случаи были особые З. И особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные З., имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках. Несмотря на свое разнообразие, З. Имеют некоторые общие формулы. Так, громадное большинство их начинается словами. "встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток". И оканчивается закреплением. "будьте слова моя крепки и лепка до веку. Нет моим словам переговора и недоговора. Будь ты, мой приговор, крепче камня и железа". Или "замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь. А как у замков смычи крепки, так мои слова метки".

Произносились З. Вначале "зычным голосом", а потом, особенно лечебные З. — "шепотом" (шептания).Заговоры напечатаны у Сахарова в "Сказаниях русск. Народа", т. I. В "Архиве" Калачева, кн. 2. У Тихонравова, "Летопис. Рус. Литер.", т. IV и V. В сборнике Л. Майкова "Великорусские заклинания". У Ефименко в "Сборнике малор. Заклинаний". В ст. Щурова "Знахарство на Руси" ("Чтения Московского общества истории и древностей", 1867 г. № 4). В "Киевской старине" за 1883-1887 г. В "Известиях Импер. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии" (т. XXX, в. 2, и др.).В. Рудаков..

Значения в других словарях
Загнитков

М. Подольской губ., Ольгопольского у. Ж. 3134, прав. Црк., еврейск. Молит. Дом, народное уч., сахароваренный и винокуренный зав., паровая и водяная млнц.. ..

Заговенье

Так называются в русск. Народе. 1) последний день мясоястия (на церковном яз. — мясопуст), воскресенье перед масленицей, и 2) последний день употребления скоромной пищи вообще — воскресенье Сырной недели или масленицы. Заговенье соблюдается православными и перед прочими тремя главными постами, установленными церковью.Н. Б.. ..

Заговор в юриспруденции

(Complot, Conspiration, Verschwörung) — соглашение между несколькими лицами о плане действий для достижения преступной цели. З. Отличается от шайки (см.) тем, что последняя предполагает организацию, образовавшуюся для целого ряда преступных действий, неопределенных по времени, без заранее составленного плана для каждого отдельного случая. З. Же характеризуется, главн. Обр., определенностью намеченных заговорщиками действий. В этом отношении русский угол.-технический язык заговору противополагает..

Заговор декабристов

Наименование декабристов присвоено в рус. Истории членам различных тайных обществ, которые образовались в России в царствование Александра I, с1816 г., и существование которых обнаружилось открытым восстанием в Петербурге 14-го декабря 1825 г. После преобразовательных намерений Александра I, продолжавшихся с большими или меньшими колебаниями до 1812 г., последовал решительный перелом в его миросозерцании. Юношеские идеалы Александра стали уступать место другим убеждениям, существование которых в..

Дополнительный поиск Заговор в бытовом и поэтическом отношениях Заговор в бытовом и поэтическом отношениях

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Заговор в бытовом и поэтическом отношениях" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заговор в бытовом и поэтическом отношениях, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 42 символа