Знахари и знахарки

75

("знающие люди") — те волхвы или ведуны (см.), которые преимущественно занимаются лечением. Они одни, по народному преданию, не знаются с нечистой силой, ходят в страхе Божием и прибегают к помощи креста и молитвы. Иногда, впрочем, им приписывали способность "наводить" болезни, "напускать". Те из З., которые лечили исключительно травами (зельями), назывались зелейщиками (см.). З.-заклинатели, умеющие заговаривать змей и злых животных и могущие сообщить спрашивающим их "некая неизреченная", носили название обаянников. Затем, З.-лекари специализировались и по способам лечения и по болезням. Главнйшие из способов лечения. 1) шептанье (см. Заговор) — самый распространенный способ. 2) массаж, употребляемый б. Ч. Вместе с шептаньем, при заболеваниях брюшной полости и при болях спины.

3) водолечение, употребляемое во всевозможных случаях и видах (ванны паровые и теплые, иногда соленые, общие и местные, холодные души, горячие и холодные компрессы и др.), особенно часто против детских болезней, и 4) травки — в чистом виде, в отваре или микстуре с другими предметами. З. Более других пользовались уважением народа и, при всеобщем гонении на волхвов, поощрялись даже самими московскими царями, напр. К собиранию трав. Вплоть до конца XVIII в. Они были главными лекарями почти всех слоев русского общества. Вера в них сохранилась во многих местах и поныне. Число их значительно превышает число медиков. Многие из них кормятся знахарством и передают свои знания по наследству из рода в род. Существует предание, что З., не успевший передать своего искусства, испытывает тяжкие предсмертные муки и нередко встает, после смерти, из гроба.

Некоторые лечат даром, "для Бога", "для спасения души".См. Гринцевич, "Народная медицина" (в "Вестнике Евр." 1892 г., № 8). "Малорусские знахари и их способы лечения" (в "Правительственном Вестнике", 1892 г., № 66). И. Иванов, "Знахарство, шептанье и заговоры" (в "Киевской Стар." 1885 г. № 12), и литературу под словами. Волхвы на Руси и Заговор.В. Рудаков.Знахарями назывались также в древней Руси послухи-свидетели, призывавшиеся при решении спорных вопросов о границах земельных участков..

Значения в других словарях
Знание с.-петербургский журнал

— научный, критико-библиографический журнал, издавался в СПб., с октября 1870 г. По апрель 1877 г., ежемесячно. Имел в виду знакомить читателей с результатами всех отраслей положительной науки, в общедоступном изложении. С 1873 г. Программа была расширена включением отделов политико-экономического и юридического. Сотрудниками журнала были Ю. Янсон, Ю. Жуковский, И. Лучицкий, М. Драгоманов, В. Майнов, Ф. Бредихин, Н. Гезехус, П. Каптерев, М. Венюков, П. Хлебников и др. Из переводных статей в "З."..

Знать

См. Аристократия, Дворянство, Нобилитет.. ..

Значко-Яворские

Малоросс. Дворян. Род, герба Косцеша, предки которого в начале XVII в. Переселились из Польши в Малороссию. О Михаиле З.-Я. См. Соотв. Статью. Род З.-Яворских внесен во II часть родосл. Книги Полтавской и Херсонской губ.В. Р.. ..

Значко-Яворский

(Михаил, в монашестве Мельхиседек, около 1716—1809) — поборник православия, учился в Киевской академии, рано принял пострижение, в Мотронинском монастыре (в нынешнем Чигиринском уезде Киевской губернии). В ту пору положение православия в правобережной Украйне, принадлежавшей к Польше, было очень незавидное. З. Я., назначенный правителем всех украинских православных церквей, принял под свою защиту возвращавшихся из унии. Униатское духовенство начало преследовать отпадавших и жаловалось на З.-Явор..

Дополнительный поиск Знахари и знахарки Знахари и знахарки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знахари и знахарки" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знахари и знахарки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 18 символа