Ипатий Поцей

68

Пропагандист унии, род. В 1541 г., вырос в русской правосл. Семье, получил очень хорошее образование, сначала в кальвинской школе, устроенной кн. Радзивиллом, а затем в Краковской акд. Поступив на службу к кн. Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, И. Сделался кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. И. Снова сделался православным и оставил службу у кн. Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 г. И. Получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г.

Был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные, не находя поддержки в своих пастырях, целыми массами переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформационными идеями, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги "О единстве церкви Божией", написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с римской церковью, увлекла очень многих и в том числе И. Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом.

В 1594 г. И. Овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа Владимирского. Еще за два года до этого И. Вместе с четырьмя другими западно-русскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. И. Вместе с Кириллом Терлецким, епископом Острожским, отправился в Рим с соборной грамотой западно-русских епископов к Папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали И. Убежденным католиком. Уния, привезенная им из Рима, совершенно не соответствовала поэтому идеалу кн. Острожского и других православных, которые, "скорбя о церкви Божией", желали только иерархического соединения церквей, требуя полной неприкосновенности догматов и обрядов.

Между тем уния, бывшая делом Ипатия, заключала в себе католическое учение. Из православных обрядов были оставлены только те, которые не противоречили этому учению. Несмотря на всеобщее неудовольствие, И. Горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях он обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели И. Не отступал перед насилиями и интригами. Литература тоже служила ему средством для борьбы. С этой целью Ипатий издал в 1605 году брошюру. "Уния греков с костелом римским", в 1608 г. — "Гармонию вост. Церкви с костелом римским", в 1598-1600 гг. Три раза издавал составленное по его поручению сочинение "Антиррисис", в приложении к которому помещал свои статьи.

Его проповеди (изданы после смерти И. В 1674 г. И переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности И. Полемические приемы И. Очень резки, тон раздражительный, грубый. Ср. Ор. Левицкий, "И. Поцей" ("Памятники рус. Старины в Зап. Губ.", изд. П. Батюшкова, вып. VIII). Н. Трипольский, "Униатский митр. И. Поцей" (Киев, 1878 г.). "Archivium domus Sapiehanae", т. I. (Львов, 1892).В. Б..

Значения в других словарях
Ипабог

У вендов (см.) бог охоты. Его представляли с лучами и 2 рогами на голове и с орудиями звероловства на спине.. ..

Ипакои

Особая группа богослужебных песней в православ. Церкви, говорящих о том, как ангелы возвестили мироносицам, мироносицы — апостолам, а те и другие — всему миру о воскресении Христовом. Название И. (от ύπακούω — слушаю) указывает на то особое внимание, с каким христиане должны слушать воспоминание о воскресении Христовом. И. Составляют принадлежность утреннего и всенощного богослужения.Н. Б.. ..

Ипатовичи-Горанские

Белорусский дворянский род, восходящий ко 2-й половине XVII в. И внесенный в VI и II части родословной книги Могилевской и Ярославской губ.. ..

Ипатьев

(Владимир Николаевич) — химик, ординарный профессор Михайловской артиллерийской академии. Род. В 1867 году. Среднее образование получил в 3-й военной московской гимназии, а затем окончил в 1887 году Михайловское артиллерийское училище. По окончании в 1892 г. Курса в Мих. Артиллер. Академии был оставлен там репетитором и помощником заведующего химической лабораторий. В том же году работал по органич. Химии в СПб. Университете в лаборатории проф. Фаворского. С 1893 г. Преподавал химию в Мих. Артил..

Ипатий Поцей

(в миру Адам Львович) — униантский митрополит киевский, род. В 1541 г., умер 18 июля 1613 г. Сын литовского подскарбия, православного вероисповедания, родился в с. Рожанке (седлецкой губернии). Учился в кальвинской школе и в Краковской академии. Поступив на службу к кн. Радзивилу, Поцей сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста. Затем перешел на государственную службу, причем возвратился (около 1574 г.) в православие. В 1580 г. Он был уже земским судьею в Бресте, а в 1589 г. — ..

Дополнительный поиск Ипатий Поцей Ипатий Поцей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ипатий Поцей" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ипатий Поцей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа