Исмаилиты

91

Мусульманская секта, ветвь шиитов (см.), верующая, что имамы (непогрешимые "папы-императоры") должны быть из наследников Алия, зятя пророка. У шестого имама, Джафара Садыка, старшим сыном был Исмаил, младшим — Муса. За пьянство отец не признал прав Исмаила и назначил имамом Мусу, но часть шиитов, считая все поступки имама безгрешными, осталась при Исмаиле и по смерти Джафара (765) образовала особую ветвь — И. Потомки Исмаила, боясь аббасидских преследований, удалились в Хорасан и Кандахар, но секта не распалась благодаря энергии нескольких персидских патриотов, между которыми главную роль играл хитрый Абдаллах ибн-Меймун "Каддах" ("окулист"). Сам он держался учения Бардесана (одна из ересей парсизма), арабов и их религию ненавидел, но наружно исповедовал ислам.

Для освобождения Ирана от арабского владычества Каддах (в 864 г.) реформировал секту исмаилитов таким образом, чтобы в нее вошли и враги ислама, и искренние мусульмане, и чтобы вторые были слепым орудием в руках первых. Для этого он ввел не одну, а несколько стадий посвящения. Нововведением его было также учение о скрывающемся имаме (мессианизм). Некоторое время мир лишен имама, который где-то таится, но затем придет и водворит свое царство (см. Махди), а пока Абдаллах ибн-Меймун — его апостол. Искренними, доверенными помощниками Каддаха были только зороастрийцы, манихеи, бардесаниты, фильсуфы (приверж. Греч. Филос.) и вообще вольнодумцы. Из них он организовал миссионеров ("даыев"), которые должны были пользоваться именем Алидов для отвода глаз и вербовать прозелитов для секты, держась правила, что цель оправдывает средства.

Наружно даыи должны были вести крайне строгую жизнь. Овладев доверием мусульманина даы должен был внушать ему мысль, что в Коране многие места имеют сокровенный смысл и что он — даы — владеет ключом к ним. Если прозелит клялся соблюдать молчание и вносил положенную сумму денег, даы посвящал его в первую степень учения и, рассыпая каждую минуту хвалы Мухаммеду, истолковывал Коран далеко не правоверно. По отношению к лицам грубым и неразвитым пропаганда на этом и останавливалась. Но если даы считал своего ученика способным на большее, он продолжал лицемерить, опутывал сетями душу неофита и осторожно доводил его до второй степени (всех степеней посвящения было 9). На второй и на третьей степени смысл Корана еще более извращался, а на четвертой прозелит узнавал, что Мухаммед не есть последний, заключительный пророк.

Он стоит выше Иисуса и Моисея, но ниже грядущего имама (значит, посвящаемый переставал быть с этого момента мусульманином). Восходя по дальнейшим степеням, посвящаемый понемногу узнавал, что нужно смотреть в глубь религии, а не на внешность, что обряды — пустая формальность, что все религии мира — в сущности одинаковы, что религ. Предписания обязательны только для грубой черни, а не для того, кто знает их мистич. Смысл. Тут же прозелиту внушалось, что философия выше религии. Посвященные до конца делались вольнодумцами и исповедовали идеи, близкие к Пифагоровым, Аристотелевым и Платоновым, или идеи магизма, манихейства, бардесанизма. Впрочем, Каддах и его преемники вполне посвящали в тайны секты лишь немногих.

Главную массу составляли адепты первых стадий, которых Каддах называл ослами. Даже не каждый даы знал о конечных доктринах секты и, распространяя учение известной степени, не подозревал, что доктрина еще не исчерпана. В силу своей крепкой организации исмаилизм медленно, но прочно опутывал невидимой цепью весь халифат, втягивая в себя парсов, мохаммедан, иудеев, христиан и др. Когда Абдаллах (живший в сирийском городе Селамии) умер, верховным даы (гроссмейстером) сделался его сын Ахмед, избравший резиденцией ту же Селамию. При нем секта приобрела огромное политическое значение. Один из его даыев, посланный в Ирак (887),обратил в исмаилизм некоего Кармата, и тот образовал особую группу И. — карматов. В 890 г.

Карматы овладели областью Севад, а вскоре и Бахрейном, и стали грозой соседей. Высланные против них войска халифа были разбиты (900). Затем даыи проникли в Африку, возвещая скорое пришествие "махди". Они подняли берберское племя кетамов (около нын. Константины) против династии Аглабидов и свергли ее. В качестве махди явился к берберам (902) из Селамии тогдашний гроссмейстер И., Абу-Сеид, который принадлежал к роду Каддаха, но выдавал себя за потомка Алия и принял имя Обейдаллаха. Провозглашенный (909) халифом, он начал собой знаменитую династию Фатымидов (Фатыма — дочь пророка, жена Алия). В руки Фатымидов затем попал Египет. О дальнейшей истории И. См. Карматы, Фатымиды, Друзы, Ассасины, Носейриты.Литература. Новейри и Макризи (фр.

Перев. С. De Саси в I т.) "Exposé de la rel. Des Druzes" (Пар., 1838). Статья Дози в его "Essai sur l'hist. De l'isl." (Лейд., 1879. Русск. Перевод этой статьи у Уманца, в "Очерке развития религ. Мысли", полон грубых ошибок). Гюйяр (Guyard), "Un grand maître des Assassins" ("Journ. Asiat.", 1877 и отд.).А. Крымский..

Значения в других словарях
Исмаилиты

приверженцы мусульманской шиитской секты (см. Шиизм), возникшей в Халифате в середине 8 в. И названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), сына которого они, в отличие от других шиитов-исмаилитов, считали законным седьмым имамом. В условиях роста классовых противоречий в Халифате секта И. Выражала настроения той части шиитов, которая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям народных масс. В 9 в. И. Разделились на две подсекты, одна из которых приз..

Исмаилиты

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. И названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.. ..

Ислуга

(Isluga) — вулкан (5200 м) в Зап. Кордильерах, на границе Чили и Боливии, к В. От Писагуа. У подошвы его проход Пихута.. ..

Исмаил

Св. Мученик, из Персии, пострадал в 362 г. При имп. Юлиане в Халкидоне. Память 17 июня.. ..

Исмайлов

Филипп Филиппович (1794-1863) — проф. Физико-математических наук и франц. Яз. В Вифанской семинарии. Окончил курс в Моск. Дух. Акад. Был прокурором Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Оставил интересные воспоминания. "Взгляд на собственную прошедшую жизнь" (М., 1860). Продолжение их напечатано в "Правосл. Обозрении" (1870 г., № 7).. ..

Исмена

(Ίσμήνη) — беотийская героиня, считавшаяся основательницей одной из беотийских общин. В разных вариантах сказаний об Эдипе (см.) И. Является его дочерью то от Иокасты, то от Евриганеи. У Софокла ("Эдип в Колонне") И. В Аттике присоединяется к отцу своему, странствующему с Антигоной. Поэт Мимнерм передавал, что И. Была в любовной связи с неким Феоклименом и была убита во время свидания с ним, по внушению Афины, у источника, который также стал называться И.А. Щ.. ..

Исмаилиты

(араб. "аль-исма'илийа"), одна из ветвей шиитского ислама, приверженцы которой верят, что лишь потомки шестого имама Джафара ас-Садика (ум. 765) и его сына Исмаила унаследовали имамат. Поскольку исмаилиты ограничивают количество имамов числом семь, их называют также "семеричниками". Большинство шиитов полагают, что Исмаил был недостоин служить имамом, но исмаилиты возражают, что непогрешимый имам, поставленный самим Богом, не может лишиться своего статуса из-за какого-либо проступка (например, у..

Исмаилиты

Тоже, что ассасины.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Исмаилиты

Приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. И названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.. ..

Исмаилиты

— приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в середине VIII в. И названной по имени Исмаила, старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка, которого они, в отличие от древних шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной религиозно-философской системе И. Заметно влияние неоплатонизма, неопифагореизма, христианского гностицизма и др. Учение И. Носило оппозиционный характер в отношении ортодоксального ислама.. ..

Исмаилиты

Приверженцы крайней шиитской мусульм. Секты (см. Шиизм), возникшей в сер. 8 в. В Багдадском халифате.Шестой шиитский имам Джафар ас-Садик (ум. 765) лишил своего старшего сына Исмаила права наследования имамата и назначил своим преемником четвертого сына - Муса Казима, но часть шиитов продолжала считать Исмаила законным наследником имамата. За нею и удержалось имя И. (хотя Исмаил умер раньше отца, после смерти к-рого И. Признали седьмым имамом сына Исмаила, Мухаммеда).Причиной появления исмаилизм..

Исмаилиты

Представители одной из шиитских сект. Они, как и иснаашариты, признают всех имамов до Джафара ас-Садика. Однако после него, возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара - Исмаилу, которого тот, по их мнению, прямо и недвусмысленно назначил имамом. Однако Исмаил умер раньше своего отца. После смерти Исмаила же имамат, согласно их вере, перешел к его сыну Мухаммаду Мактуму, который стал первым «сокрытым» имамом исмаилитов, которые верят, что имамы могут скрываться и при этом подч..

Дополнительный поиск Исмаилиты Исмаилиты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исмаилиты" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исмаилиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа