Итальянский язык

69

Так называется обыкновенно литературный яз. Италии, которым говорят образованные классы. В основе это только тосканское или флорентийское наречие. Народ говорит на множестве других диалектов, происшедших из народного латинского яз. И составляющих его наречий и говоров. Так, в южной Италии видны остатки оскского наречия (í = ẹ, ú = ọ), а в Сардинии и северной Италии чувствуется влияние кельтского произношения (напр. Выпадение d между гласными). В центральной Италии (Тоскане) латинский яз. Сохранился в самом чистом виде и из него непосредственно выросло тосканское наречие, совершенно так же, как из старофранцузского — современный французский яз., или из среднеанглийского — современный английский. Известия о существовании народного языка (volgare), уже разнящегося от латинского, восходят к VI в., но первый И.

Писанный памятник относится к Х в. Разговорным яз. Образованного общества И. Язык стал только в XII в., а через век появилась и И. Литература. И. Язык определяется обыкновенно относительно классической латыни, причем имеется в виду развитие народной латыни. Вот главнейшие факты этого развития или перехода звуков. Из гласных под ударением. Ī (долгое) классической латыни переходит очень часто в ẹ (закрытое) и даже ę(открытое). Lenza, prence, ĭ (короткое) класс. Лат. Стало ę. Che, veggio, letteratura, glustessa (ē класс. Лат. = ẹ, народн. Лат., сохранилось по-итал. Vero, letto, stella, но иногда стало ę crudele, scena, ĕ = ę народ. Лат. В открытых слогах дифтонгизируется в ie. Pietra, tiene, diet и сохраняется в закрытых. Tegno, tempo, vecchio, иногда сохраняется и в открытых.

Sei, prete, pecora. Ū осталось обыкновенно без изменения. Luna, pura, а иногда перешло в ọ и даже . Sordo, lotta, как и ŭ. Giovane, moglie, colonna, в словах dubbio, turba, rude и др. Ŭ осталось. Ō сохранилось, так же как и ē, в виде ọ. Ancora, feroce, nome, forma. Ŏ, подобно ĕ, > нар. Лат. Дифтонгизировалось в ио. Buono, fuoco, suole. Однако, если ŏ только по положению, оно остается. Costa notte, grosso. Сохранилось также в простых словах. Do, sto, cio. Многие слова, как fonte, monte, golfo и др., имеют ọ вместо . Латинское ае образовало, как ę, ie. Cielo, cieco, chiedere. Au превратилось в ọ. Niccolo, gode, poco. От этих основных изменений гласных отступают ученые слова, где удерживается первоначальный звук, напр. Paolo. Из гласных, стоящих после ударения, большинство сохранилось, кроме i, перешедшего в е, ẹ в i и и в о.

Conto, buono, ove, venti, из гласных до ударения е и i дают по-итал. I. Так, в проклитиках mi, ti, si, in, ri, di и словах sicuro, mighore, vicino и др. А перед r перешло в е. Amero, meraviglia, о дало и в открытых слогах. Ufficio, ubbidire. Перед губными е и i стали о. Romita, domanda. Выпадение произошло после n, как в bontà, santa, после l в суффиксе lmente и перед r. Avrò, potrò и т. П. В начале слова отпали e, i, ае перед s + согл. Stesso, verno, stato, но i в этом случае опять появляется, если перед словом стоит non, in, con. На изменение внешности слова особенно повлияли переходы согласных. C + е или i, звучавшее, как русск. Ц, перешло в звук ч (русск.) — cielo, ricevere, dieci. Со и са иногда смягчаются в ga, go. Gastigare, gonfiare, bottega, рядом с t смягчающимся в d.

Strada, spada, grado. Лат. J стало звучать, как дж. Gia, peggio, maggio. G также перешло в дж. Fugge, legge, или выпало, как в paese, reina, перед r с смягчилось в g. Gradella, gridare, magro, то же случилось и с t. Padre, ladro, но после ie и it сохранилось. Pietra, p + r перед ударением стало v + r. Sovrano, levriere, a после ударения осталось без изменения. Sopra, copra. G иногда выпадает перед r. Nero, parezza. B перед r усиливается. Labbro, а между s и r развивается в d. Sdruzzalare. В сочетаниях pl, fl, cl, gl, bl — l перешло в i. Chiamare, ghiaccia, fiamma, appio. Большое влияние на итал. Консонантизм имеет y после ударения. Губные усиливаются. Vendemmia, seppia, bibbia, зубные ty = zz, sty = sc (ш русск.), dy = gi, sy = sy и c, ny = gn (нь русск.), ly = gl (l mouillée).

Piazze, nozza, angoscia. Oggi, baccio, degno, meglio. R иногда пропадает перед у. Muojo, pajo. Qu, сохраняющееся перед а и о, перед е и i = ch quale, sequo, chiedere, che, chi. G + n и g + l дают n и l mouillées. Кроме этих главнейших изменений согласных нужно упомянуть и об особенно распространенной в И. Яз. Ассимиляции ct = tt. Tetto, nd = nn и пр. Грамматические формы также подверглись изменениям. Современный итал. Глагол делится на три спряжения, по гласной неопределенного наклонения. Are, ere и ire. Первое осталось близко к латыни. Amo, amava, amai, amare. Второе делится на ēre и ĕre, по неопред. Наклонению, а по образованию прошедшего — на слабые глаголы, оканчивающиеся на ei, etti. Vendei, credetti и сильные, изменяющие гласную основы.

Feci, оканчивающиеся на si. Piansi и на i. Caddi. К 3-му спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на isco, io и о. Florisco, floriva, florii, florire, sento, sentiva, sentii, sentire. Некоторые из изменений, отличающих И. Глагол от латинского принадлежать народной латыни. Так, напр., перебой ударения в глаголах 2-го и 3-го латин. Спряжения. Muovere, fulgere и употребление страдательных форм в действительном смысле, столь распространенное во всех романских языках. Ho amato. В склонении И. Язык утратил падежи и сохранил только обозначение числа. Склонений в И. 6. 1-е скл. Имеет в единств. Числе а, во множ. Е. Donna, donne. 2-е имеет а и о и во множ. I. Mano, mani, dramma, drammi, 3-е имеет е и i. Fiore, fiori. 4-е имеет о и а. Uovo, nova. 5-е о и множ.

Ora. Tempo, tempora, подобно такому сохранению типа лат. 3-го склонения сохранилось еще в uomo, uomini, но s как показатель множ. Числа 3-го скл. Исчезло совершенно в И. Яз. 6-е скл. Имеет в единств. Числе о и в множ. Е. Падежи заменил в И. Яз. Член. Il, lo, la gli, i, le, развившийся из местоимения ille, употреблявшегося проклитически. От члена падежи образуются путем приставки предлогов. Del, al, degli, dei, agli, ai, alle, dal, nel и пр.Наречия современной Италии проф. Асколи делит на 4 группы. К 1-й относятся диалекты, принадлежащие к какой-либо неолатинской системе чуждой Италии, таков франко-провансальский язык (на севере Пьемонта между Дорой Рипарией и Дорой Балтеей) и ладинские нар. На склоне Альп у р. Эч и на СВ от Венеции также на склоне Альп.

Ко 2-й группе относятся диалекты посторонние И. Типу, но не относящиеся ни к какой другое языковой системе. Сюда принадлежат так наз. Галло-италийские наречия — лигурийское, пьемонтское, ломбардское и эмилийское, и сардинские наречия — логудорийское, кампидонийское и галлурийское. В первых замечается выпадение конечных гласных вне ударения, как по-французски, и влияние конечного i на предшествующую гласную. Boin вместо boni. Отличительные черты вторых. Сохранение конечных s и t, сохранение сочетаний cl, pl и пр., ll дает dd, qu и gn = bb. Ebba вместо acqua. Выпадение d между гласных свойственно всем нар. Этой группы. 3-ю группу составляют диалекты более или менее разнящиеся от типа средне-И. Наречий, но могущие, однако, входить в одну с ним языковую семью.

Сюда принадлежат венециан. И корсиканское наречия, диалекты Сицилии и Неаполя и наконец диалекты Умбрии, Мархии и Романьи. Первое делится, в свою очередь, на городское и сельское венетское, находящееся под сильным влиянием ладинского. Городской венециан. Говор отличается частым введением d. Cruo = crudo. Сочетание cl дает с (ч русск.) (ćalve, oreća). G (ж русс.), se (ш русск.) дают z (з и ц русск.). Zovane, çielo. Ly превращается в g. Famega. Особенности корсиканского наречия. Ĕ и ŏ не дифтонгизируются, ar перед согласной = er. Berba, ll = dr, v = b, gu = bu и пр. Общие признаки диалектов Сицилии и Неаполя состоят из сохранения t среди гласных, смягчения с, р, s после m n, nd = nn, mb = mm и превращения pi, bi, fi в ч, ж и ш.

В сицилийском наречии дифтонгов нет, е = i, о = u, li = ghi. Fighiu, ll = dd, r = d. Калабрийское наречие может считаться распространением сицилийского, в Апулии же появляются дифтонги. Относительно распределения неап. Наречий важную роль играют Апеннины, разделяя их на вост. И зап. Среднее положение занимает Базиликата. Собственно неаполитанский говор отличается распространением гласных. Addio = adejo, altro = avoltro. Диалекты Умбрии, Мархии и Романьи примыкают к зап. Группе и главным образом к наречию Абруццев. Здесь. Ll = ld. Callu вместе caldo, nd = nn, mb = mm, но дифтонгизирование весьма распространено даже и в закрытых слогах. Особенность Рима составляет перебой l в r. 4-ю группу составляет, по классификации Асколи, тосканское наречие, разобранное выше.

Теперешний говор Флоренции, допускающий с = h (fuoho вместо fuoco, hosa вместо cosa), не вполне тождественен с литературным языком, как это предполагал Манцони. Литературный язык более архаичен и стремится приблизиться к языку Данте, Петрарки и Боккаччо, никогда не перестававших служить образцами для И. Писателей. Однако и до великих поэтов XIV в. Существовал литературный яз. В песнях поэтов "сицилийской школы" (см. И. Литература), которые, хотя содержат много форм чисто сицилийских, в общем все-таки мало отличаются от позднейшего литературного яз. Ученые старались приписать несицилийские формы в песнях поэтов этой школы тосканским переписчикам. Но средне-И. Формы встречаются тут и в рифмах, которых не могли изменять переписчики.

Проф. Гаспари говорит, что многие поэты при дворе Фридриха II были вовсе не сицилийцы и поэтому вносили средне-И. Формы. Таким образом и создался особый литературный язык. В XVIII в., особенно в комедиях Гольдони, И. Язык подвергся франц. Влиянию. Введено в обиход множество галлицизмов. Это чуждое влияние придало, однако, И. Яз. Легкость и разрушило отчасти тяжеловесность латинизованного синтаксиса И. Языка, вошедшего в моду со времени Боккаччо и достигшего апогея в XVI в. Современный И. Язык считается самым полнозвучным языком Европы. Известна его необыкновенная пригодность для пения.По истории И. Языка из русских сочинений можно указать на очерк, посвященный ему в I т. Соч. Проф. Будиловича. "Общеславянский язык" (1892). Полную библиографию и первые основы филологии см.

"Grundriss der Rumanischen Philologie" Groeber'a (Страсбург, 1888). Дальнейшую литературу — в "Arcbivio Glottologico italiano" проф. Асколи. Из учебников и грамматик по-русски существует маленькая книжка де Виво. Научные грамматики. Vockeradt, "Lehrbuch der italienischen Sprache" (Б., 1878), и Fornaciari, "Grammatica italiana dell' uso moderno" (1879). Лучшие словари — французский Буттура и немецкий Валентини.Е. Аничков..

Значения в других словарях
Итальянский язык

принадлежит к романской группе индоевропейских языков. На нём говорят в Италии (около 54 млн. Чел., 1971, оценка), в государстве Сан-Марино, в швейцарской кантоне Тессии, на Корсике, на острове Мальта, в среде итальянских эмигрантов (свыше 7 млн. Человек), большая часть которых находится в США, Канаде и Австралии, в Сомалийской Республике, где И. Я. Является одним из официальных языков. И. Я. Развился из народной латыни после падения Римской империи. Первые письменные памятники на различных ита..

Итальянский Язык

ИТАЛЬЯНСКИЙ язык - официальный язык Италии, Ватикана (наряду с латинским), Сан-Марино, Швейцарии (наряду с немецким, французским и швейцарским ретороманским). Относится к романской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита.. ..

Итальянские походы Бонапарта

См. Революционные войны.. ..

Итальянский поход Суворова

Когда образовалась вторая коалиция против французской республики, с участием России, театр предстоявших военных действий захватывал, между прочим, и сев. Италию, где, при открытии кампании 1799 г., Австрия имела до 86 т. Чел., под начальством Меласа. В подкрепление этой армии должен был прибыть вспомогательный русский корпус, а общее командование собранными в Италии союзными войсками вверено было, по настояниям венского двора, гр. Суворову-Рымникскому. Французы располагали в Италии 2 армиями. Ше..

Итальянское искусство

Архитектура. — Итальян. Искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской базилики (собор в Пизе, С.-Миньязо во Флоренции) и в применении византийской формы (собор св. Марка в Венеции, в виде греческого креста с пятью куполами). Кроме того, украшения, употреблявшиеся только внутри храма, переносятся на наружные части, на ст..

Итальянское искусство*

— Архитектура. — Итальян. Искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской базилики (собор в Пизе, С.-Миньязо во Флоренции) и в применении византийской формы (собор св. Марка в Венеции, в виде греческого креста с пятью куполами). Кроме того, украшения, употреблявшиеся только внутри храма, переносятся на наружные части, н..

Итальянский Язык

Официальный язык Италии, Ватикана (наряду с латинским), Сан-Марино, Швейцарии (наряду с немецким, французским и швейцарским ретороманским). Относится к романской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита.. ..

Итальянский язык

ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК - один из романских языков, развившийся на основе живого разговорного латинского языка Италии (так называемой вульгарной латыни) в период времени после падения римского государства. Область распространения современного И. Яз. Составляют Италия, республика Сан-Марино, Корсика, так. Наз. Итальянская Швейцария (кантон Тессин и несколько южных пунктов Граубюндена) с общим числом населения, для которого И. Яз. Является родным, свыше 39 млн. (по статистике Л. Теньера на 31 декабря 19..

Дополнительный поиск Итальянский язык Итальянский язык

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Итальянский язык" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Итальянский язык, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 16 символа