Каблиц

136

(Иосиф Иванович) — публицист, более известный под псевдонимом Юзова. Род. В 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в Киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не окончил курса. Увлеченный студенческими волнениями конца шестидесятых и начала семидесятых годов, он сделался одним из самых убежденных представителей народничества, как особого общественно-политического направления, одинаково враждебного либерализму и бюрократии. Свои молодые годы он провел в самоотверженных попытках осуществить свои идеалы в жизни. Он участвовал в "хождении в народ", скитался по разным местам России, в качестве простого сельского работника, и должен был в течение нескольких лет скрываться под разными именами, подвергаясь всевозможным приключениям и опасностям.

Выступив в литературе в конце 70-х годов под псевдонимом Юзова, он обратил на себя внимание своей настойчивою проповедью народнических идей в газете "Неделя". Наибольший успех имела его статья об "Уме и чувстве, как факторах прогресса". Где он впервые пытался теоретически обосновать принципы народничества. В 1881 г. Он издал отдельной книгой свои этюды о "Русских диссидентах" (раскольниках), напечатанные раньше в "Слове" и в других журналах. В этой небольшой книге, богатой фактическими сведениями, он проводит ту мысль, что между народом и государственной властью существовал антагонизм, который и выразился в расколе, и что до сих пор еще значительная часть населения упорно отвергает начала, положенные в основу современного общественного строя.

Раскол является, по его мнению, "протестом русского народа против татарско-немецких нововведений, не соответствовавших ни характеру, ни благу народа". В 1882 г. Вышла его кн. Об "Основах народничества", составившаяся из переработанных им публицистических, философско-критических и полемических статей, помещенных в "Неделе". В этом сочинении К. Восстает главным образом против предполагаемых притязаний интеллигенции "мудрить над народом", навязывать ему новые формы быта, независимо от желаний и мнений народной массы. Элемент чувства играет более важную роль в народной жизни и истории, чем знание и понимание. В области чувства простой народ сильнее и богаче интеллигенции, так как в нем крепко держатся инстинктивные влечения к правде и справедливости.

Поэтому — заключает К. — образованные классы не должны претендовать на руководительство народной жизнью. После издания этой книги Каблиц получил возможность принять свое настоящее имя. Его прежние политические увлечения были забыты, ввиду его спокойной и безобидной литературной деятельности, не представлявшей ничего предосудительного с официальной точки зрения. В 1885 году он выпустил новую книжку, под заглавием. "Интеллигенция и народ в общественной жизни России". Позднее он переработал и значительно дополнил эту книгу, в виде второй части "Основ народничества" (1893), после того как первое сочинение под этим заглавием дождалось второго издания (1888). В последние годы своей жизни К. Состоял на службе, по ведомству государственного контроля.

Он умер 4 августа 1893 г.Труды Каблица грешат отчасти отсутствием системы, односторонностью некоторых взглядов и выводов, избытком полемики, направленной по неверному адресу, но зато проникнуты замечательной горячностью и убежденностью тона. Каблиц олицетворял собою интересный тип "народника" семидесятых годов, и литературная деятельность его представляет любопытный материал для характеристики умственного движения целой эпохи, недостаточно еще освещенной в нашей печати. По своему темпераменту, по складу ума и характера, К. Был прежде всего человек борьбы, и таким он оставался и в литературе. В первом трактате о народничестве нападки на мнимых врагов народа занимают еще сравнительно мало места. Полемика становится резче в книжке "Интеллигенция и народ", еще более усиливается во втором издании "Основ" и доходит почти до болезненной страстности в последнем труде его — второй части "Основ".

По мере того как отодвигается в прошлое период юношеских надежд и порывов, все сильнее выступает потребность заменить чем-нибудь былые увлечения и создать себе хотя бы иллюзию борьбы во имя прежних идеалов. — Каковы бы ни были недостатки рассуждений К., нельзя, однако, не признать, что он создал особую доктрину народничества (см.) и из стихийного тяготения к народной массе вывел общие принципы, которые разрабатывал и защищал до конца своей жизни. Л. Слонимский..

Значения в других словарях
Каблиц

(литературный псевдоним — Юзов) Иосиф Иванович [30.6 (12.7).1848, Требишкис, ныне Радвилишкского района Литовской ССР, — 4 (16).10.1893, Петербург], русский публицист, народник. Из дворян. В 1-й половине 70-х гг. Участвовал в народнических кружках, в «хождении в народ» (См. Хождение в народ). Организовал в Петербурге кружок «вспышкопускателей» (1874), который ставил своей задачей возбуждение местных крестьянских восстаний с целью революционизирования масс. С конца 70-х гг. Сотрудничал в журналах..

Кабира

Древний г. В царстве Понтском, на В Малой Азии, любимое местопребывание Митридата Великого. По всей вероятности, тожествен с позднейшей Неокесарией (нынешн. Никсар), на склонах узкой, похожей на сад долины Лика. На северной гряде холмов обширные развалины крепости.. ..

Кабиры

Древние божества. Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI в. До Р. Хр. По ним нельзя даже твердо установить родину культа К. По одним — этот культ пеласгического происхождения, по другим — он занесен в Грецию из Фригии. Также разнообразны мнения новейших ученых. Большинство склонно думать, что культ К. Заимствован от пеласгов, хотя есть сторонники и семитического происхождения. Проф. Новосадский ("Культ Кавиров в древней Греции", Варшава, 1891 г.) приводит новое (ос..

Каблиц Иосиф Иванович

Публицист, более известный под псевдонимом Юзова, род. В 1848 г., происходил из дворян Ковенской губ., по вероисповеданию лютеранин, получил образование в Киевской гимн. И в Киевском унив., где, однако, не окончил курса. Увлеченный студенческими волнениями конца шестидесятых и начала семидесятых годов, он сделался одним из самых убежденных представителей народничества, как особого общественно-политического направления, одинаково враждебного либерализму и бюрократии. Свои молодые годы он провел в..

Каблуков Иван Алексеевич

Химик, род. В 1857 г. По окончании курса в Московском университете в 1880 г. Был оставлен при нем для приготовления к профессорскому званию по кафедре химии. В 1881—1882 гг. Был командирован в С.-Петербургский унив. Для слушания лекций и занятий в лаборатории у проф. А. М. Бутлерова и там открыл новый способ получения оксиметилена ("Журнал Русск. Физ.-Хим. Общ.", 1881). В 1887 г. Защитил магистерскую диссертацию и в 1889 г. Был командирован за границу и там работал в лаборатории проф. В. Остваль..

Каблиц

Каблиц, О. И. (Юзов) (1848 - 1893) - публицист-народник. В "Основах народничества" восставал против притязаний интеллигенции навязывать народу новые формы быта. Такие писатели, как Михайловский, были в его глазах "либеральные будочники".. ..

Каблиц

(лит. Псевд. - Юзов), Иосиф Иванович (1848 -4.VIII.1893) - рус. Народник. Из дворян Ковенской губ. В нач. 70-х гг. Участвовал в работе народнич. Кружков, ходил в народ. От нелегальной антиправительств. Деятельности эволюционировал к крайне правому крылу либерального народничества. В печати выступал с кон. 70-х гг. Гл. Работы К. - "Основы народничества" (1882) и "Интеллигенция и народ в общественной жизни России" (1885), составившая в переработанном виде вторую часть "Основ народничества" (ч. 1-2..

Дополнительный поиск Каблиц Каблиц

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каблиц" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каблиц, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа