Кадетские корпуса

172

Iимеют целью (Св. Воен. Пост., 1869 г., кн. XV, по третьему продолжению, приложение, ст. 1) "доставлять малолетним, предназначаемым к военной службе в офицерском звании и, преимущественно, сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Внутренний порядок в корпусах и, отчасти, внешняя организация их несколько напоминают соответствующие условия войсковых частей. Такой характер, в еще более, впрочем, резкой форме, придан был К. Корпусам при самом учреждения первого из них, в 1743 г., и держался неизменно до коренной реформы 1863—66 гг., в основу которой легло признание, что будущие офицеры должны получать, прежде всего, общее образование и воспитание, а затем уже специальное.

В виду этого, К. Корпуса были разделены на учебные заведения двух родов. Военные училища, заменившие высшие (специальные) классы корпусов, и военные гимназии, образованные из низших, общих, классов. Училища получили вполне военную организацию, а военные гимназии были сближены с гражданскими учебными заведениями (см. Военно-учебные заведения и Гимназия). Наименование корпусов сохранили только два военно-учебных заведения — Пажеский корпус и Финляндский, так как в них высшие, специальные классы не были выделены. Но на самом деле общие классы Пажеского корпуса представляли собой военную гимназию, а специальные — военное училище. В 1882—1886 гг. Была произведена обратная реформа военно-учебных заведений. В 1882 г. Последовало переименование военных гимназий в К.

Корпуса, а в 1886 г. Вышло положение о К. Корпусах. Вполне, однако, прежняя система восстановлена не была. Корпусами были заменены только военные гимназии, училища же остались. Всего ныне существует, кроме Пажеского и Финляндского, 20 К. Корпусов (перечень их см. В соотв. Статье. Надо лишь исключить из перечня 4-й московский корпус, ныне упраздненный, и вместо "Владимирский, Киевский" читать — "Владимирский-Киевский"). Каждый К. Корпус состоит из 7 классов с одногодичным курсом. К. Корпуса подчиняются главному начальнику военно-учебных заведений, непосредственное же управление каждым из них в отдельности вверено директору, ближайшие помощники которого. По учебной части — инспектор классов, по части воспитательной — ротные командиры.

При корпусах состоят комитеты педагогический и хозяйственный. Кадеты разделяются на интернов и экстернов. Первые подразделяются на казеннокоштных, стипендиатов, содержащихся на проценты с капиталов, пожертвованных разными учреждениями и лицами, и своекоштных. В составе кадет-экстернов полагаются только обучающиеся на свой счет и стипендиаты. Казеннокоштные кадеты полагаются во всех корпусах, кроме Николаевского (в СПб.), в числе, определенном по штату для каждого корпуса. Стипендий в 1886 г. Имелось около 1200. Число стипендиатов ежегодно увеличивается. Кадеты-экстерны могут быть принимаемы и сверх штата. Всего к 1-му января 1892 г. В К. Корпусах и в общих классах Пажеского и Финляндского корпусов состояло воспитанников 8104 (казеннокоштных — 62,11 %, своекоштных — 15,95 %, стипендиатов — 13,05, приходящих — 8,89 %).

Содержание каждого воспитанника (за 1891 г.) обошлось, в среднем. В Николаевском К. Корпусе — в 460 руб., в 3-м московском — в 459 руб., в прочих корпусах — в 406 руб. К приему в корпуса допускаются малолетние от 10 до 18-летнего возраста. Интернами на казенный счет во все корпуса (кроме Сибирского и Донского, для которых существуют особые правила) принимаются дети служащих или служивших в войсках или при войсках (а также при К. Корпусах), по очереди или вне очереди. Очередь определяется старшинством 14 разрядов, а в каждом разряде — временем поступления просьб. Вне очереди принимаются малолетние на вакансии, замещаемые по особым постановлениям. Своекоштными интернами принимаются, кроме малолетних, удовлетворяющих общим условиям для определения на иждивение правительства, сыновья всех вообще офицеров, чиновников, принадлежащих к потомственному дворянству, и неслужащих потомственных дворян.

В Николаевский корпус допускаются также сыновья личных дворян, купцов и почетных граждан. Прием в стипендиаты, как интернами, так и экстернами, определяется положением о каждой отдельной стипендии. Своекоштными экстернами принимаются. А) во все И. Корпуса, кроме Николаевского, Симбирского, Сибирского и Донского — лица, могущие поступить своекоштными интернами. Б) в Николаевский и Симбирский, сверх того, сыновья личных дворян, купцов и почетных граждан. В) в Симбирский — сыновья лиц всех сословий. Г) в Донской — на основания особых правил. Для поступления в К. Корпуса, малолетние должны выдержать приемные экзамены в соответственные по возрасту классы. Если число кандидатов превышает число вакансий, прием производится по конкурсу.

Не подлежат ему только поступающие на стипендии и подходящие под условия первых четырех разрядов очередного расписания. Независимо от распределения по классам, кадеты каждого корпуса делятся на роты (в Донском корпусе — на сотни). Каждая рота располагается в здания корпуса особо и подразделяется на отделения. К числу внеклассных занятий в корпусах принадлежат строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение и танцы. В лагерь выводятся, на время от 5 до 6 недель, все кадеты старшей роты, а из прочих рот, на все летнее время — не уволенные в отпуск. В корпусах преподаются. Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и русская словесность, французский язык, немецкий язык, математика, начальные сведения из естественной истории, физика, космография, география, история, основы законоведения, чистописание и рисование.

При успешном окончании полного курса кадеты получают права. А) на поступление в военные училища без экзамена. Б) на отбывание воинской повинности вольноопределяющимися первого разряда или по жребию, со льготой по образованию первой степени (этим правом пользуются также перешедшие успешно в VII класс, но выбывающие до окончания курса), и в) оказавшиеся не способными к военной службе — на чин XIV класса. Кадеты, не достигшие 17 лет, в случае неспособности к продолжению курса или дурного поведения, возвращаются на попечение определивших их лиц, причем интерны, с согласия этих же лиц, могут быть переведены в военные школы. Меры эти, однако, могут быть применяемы лишь по истечении года со времени определения кадета, достигшего 14 лет, а в отношении не достигших 14 лет — не раньше как через два года по определения их в корпус.К.-К.II(дополнение к статье)В организации К.

Корпусов (см. Соотв. Статью) с 1894 г. Произошли следующие важнейшие изменения. В 1894 г. Во всех корпусах (кроме Пажеского и Николаевского) увеличен прием малолетних, поступающих на казенное содержание по конкурсу, и освобождены от платы все своекоштные и экстерны, пользующиеся правом на казенное воспитание. В 1898 г. Изданы новые программы К. Корпусов, сократившие несколько объем курса по всем предметам, кроме законоведения и Закона Божьего. Общее число недельных уроков понижено с 202 до 196. Обращено большое внимание на физическое развитие воспитанников. В 1899 г. Утверждены новые правила о приемных, переводных и выпускных испытаниях. Годичные устные испытания для первых шести классов отменены, а письменные испытания в них производятся только по языкам и математике.

В 1900-х годах выработаны новые программы, в основу которых положены ослабление излишней книжности учения, перенесение тяжести учебной работы учащихся на классное время, развитие в них активного мышления и самодеятельности. Новые программы введены в виде опыта с 1903—4 учеб. Года в трех корпусах. В 1899 г. Утверждены новые правила для испытания лиц, желающих преподавать в К. Корпусах (исключены кандидаты со средним образованием, кроме преподавателей иностранных языков). 1 мая 1900 г. Утверждено положение о педагогических курсах для подготовления офицеров к воспитательской деятельности в К. Корпусах. Занятия организуются при Педагогическом музее военно-учебных заведений и продолжаются 9 месяцев. На курсах преподаются.

А) основы анатомии и физиологии человека, б) школьная гигиена в связи с гигиеной телесных упражнений и историей физического воспитания, в) начала логики и психологии и психофизиология, в применении к делу воспитания, и г) исторический очерк развития педагогических идей и современное учение о воспитании. На курсы принимаются офицеры-воспитатели, ежегодно в числе 25. 22-го августа 1903 г. Учреждены курсы для подготовления кандидатов на учительские должности в К. Корпусах, ежегодно в числе 12. Занятия на курсах продолжаются 2 года и распадаются на общепедагогическую подготовку и специально-учительскую. К приему допускаются лица, получившие высшее образование (по иностр. Языкам — и со средним образов.). По изданному 24 февраля 1905 г.

Новому положению об этих курсах допускаются к приему из чинов военного ведомства, имеющих соответствующий образовательный ценз, строевые обер-офицеры, прослужившие в строю не менее 2 лет, офицеры и чиновники, занимающие военно-административные должности, и офицеры-воспитатели военно-учебных заведений. В течение 1895—1904 гг. Открыто 7 новых корпусов. В Ярославле (преобразован в 1895 г. Из Военной школы), Одессе (1899), Варшаве (1899 г., именуется Суворовским), Сумах (1899), Хабаровске (преобразован в 1900 г. Из Приготовительной школы), Владикавказе (1901) и Ташкенте (преобразован в 1904 г. Из Ташкентской приготовительной школы 2-го оренбургского К. Корпуса). В 1903 г. Закрыт Финляндский К. Корпус. Всех К. Корпусов в настоящее время (1905 г.) 28.

К 1 января 1903 г. Обучалось в 26 К. Корпусах и общих классах Пажеского и Финляндского корпусов 10010 чел. Кроме того имеются Иркутская приготовительная школа (см. Соотв. Статью) и Школа (Приют) Императора Александра II в СПб., подготовляющая малолетних детей убитых и раненых офицеров в К. Корпуса. В 1904 г. Открыты при 1-м и 2-м К. Корпусах в СПб. Пансионы-приюты, на 20 мальчиков каждый, в возрасте 7—10 лет, для подготовки их в средние учебные заведения. В приюты принимаются дети офицеров, священнослужителей и чиновников, находящихся в армии на Дальнем Востоке..

Значения в других словарях
Кадетские корпуса

в России средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа. Ведут своё начало со 2-й половины 17 в., когда в Пруссии были созданы кадетские школы для подготовки дворянских детей к военной службе. В России первый К. К. Был основан в 1732 в Петербурге под названием «Корпус кадет» (с 1752, после основания Морского корпуса, стал называться Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, позднее — 1-й К. К.). Создавая К. К., правительство Анны Ивановны шло навстречу дворянству, которое в ч..

Кадес

Также Кадес-Варни — местность на границе между страною Израиля и Едомом, соответствует нынешнему Аин-Кадис, на плоскогорье бедуинов Ацацимех, приблизительно в 30 км к Ю от Вирсавии (см. Соотв. Статью). С К. Связано много библейских событий. Здесь израильтяне провели продолжительное время перед вступлением их в Палестину, отсюда посланы были соглядатаи для осмотра земли Обетованной, здесь было возмущение народа по случаю недостатка воды и изведение воды из скалы.Ср. "Zeitschrift des deutschen Pal..

Кадет

(от франц. Cadet — младший, несовершеннолетний). — В дореволюционной Франции так назывались, до производства в офицеры, молодые дворяне, зачисленные в военную службу. Из Франции название К. Перешло во все европейские государства. В России слово К. Появилось одновременно с учреждением первого военно-учебного заведения (Шляхетского корпуса). Кадетами стали именовать воспитанников корпусов. По преобразовании кадетских корпусов в училища и гимназии наименование это исчезло. В 1882 г. Оно восстановле..

Кадетские корпуса (дополнение к статье)

— В организации К. Корпусов (см. Соотв. Статью) с 1894 г. Произошли следующие важнейшие изменения. В 1894 г. Во всех корпусах (кроме Пажеского и Николаевского) увеличен прием малолетних, поступающих на казенное содержание по конкурсу, и освобождены от платы все своекоштные и экстерны, пользующиеся правом на казенное воспитание. В 1898 г. Изданы новые программы К. Корпусов, сократившие несколько объем курса по всем предметам, кроме законоведения и Закона Божьего. Общее число недельных уроков пони..

Кадетские школы

(дворянские) — закрытые общеобразовательные учебные заведения, подготовляющие детей потомственных дворян к поступлению в юнкерские училища. Согласно положению 2 апреля 1903 г., основанному на проекте особого совещания по делам дворянского сословия, дворянские К. Школы открываются по ходатайствам и на средства дворянских обществ, с назначением из государственного казначейства пособий. Единовременного — на сооружение зданий и на первоначальное обзаведение школ — до 150 т. Р. На каждую школу, и пос..

Кадетские Корпуса

Средние военно-учебные заведения, с 7-ми летним курсом, для детей дворян и офицеров.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Кадетские Корпуса

- в России до 1918 г. Закрытые средние военно-учебные заведения преимущественно для детей офицеров.. ..

Кадетские Корпуса

Закрытые средние военно-учебные заведения для детей офицеров, военных и гражданских чиновников. 1-й Московский Кадетский корпус (основанный в 1778 как Шкловское благородное училище) переведён в Москву в 1824 и расквартирован в Екатерининском дворце. Площадь перед дворцом получила название Кадетский плац (ныне Краснокурсантская площадь). В 1849 в том же дворце был создан 2-й Московский Кадетский корпус (решение о его учреждении было принято ещё в 1837). В 1850—63 на Знаменке помещался Александров..

Кадетские корпуса

в России привилегированные средние военные училища заведения закрытого типа. В К. К. Принимались преимущественно дети дворян. В XVIII—середине XIX вв. Большей частью К. К. Выпускала офицеров. В 60 х гг. XIX в. К. К. Реорганизованы. На базе старших специальных классов созданы военные училища, общеобразовательные классы превращены в военные гимназии. В 1882 К. К. Восстановлены как военизированные общеобразовательные школы (срок обучения 7 лет). Их выпускники имели преимущественное право на посту..

Кадетские Корпуса

– закрытые средние военно-учебные заведения в России, преимущественно для детей офицеров. 1-й К. К. Открыт в 1732 г., к середине XVIII в. Было открыто 18 К. К. В 1863-1882 гг. Вместо них действовали военные гимназии. К 1917 г. Имелось 29 К. К. Упразднены в 1917 г.. ..

Кадетские Корпуса

(от франц. Cadet - младший) - средние общеобразоват. Закрытые воен.-уч. Заведения. Первоначально возникли в Пруссии в 1653 как школы для подготовки дворянских детей к воен. Службе. Первый К. К. В России открыт в 1732 в Петербурге по инициативе фельдм. Б. X. Миниха под назв. Корпус кадетов (позже Сухопутный шляхетский корпус). До 60-х гг. 19 в. К. К. Соединяли в себе общее среднее и спец. Воен. Образование. Реформой 1863 К. К. Были реорганизованы. На базе старших спец. Классов созданы воен. Уч-ща..

Кадетские Корпуса

(от франц. Cadet — младший), ср. Общеобразоват. Закрытые воен.-уч. Заведения. Первоначально возникли в Пруссии в 1653 как школы для подготовки дворянских детей к воен. Службе. Первый К. К. В России открыт в 1732 в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха под назв. Корпус кадет (с 1743 Сухопутный шляхетский корпус, с 1800 1-й С.-Петербургский К. К.). Создавая К. К., правительство Анны Ивановны шло навстречу дворянству, к-рое в числе др. Привилегий для себя требовало права служить в арми..

Дополнительный поиск Кадетские корпуса Кадетские корпуса

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кадетские корпуса" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кадетские корпуса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа