Логос

159

(филос.). — Греч. Λόγος первоначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее смысла или мысли, связывающей отдельные ее части. В философии λόγος первоначально означал "рассуждение" как в объективном, так и в субъективном смысле, т. Е. Как слово о каком-либо предмете, так и способность рассуждения вообще. По Гераклиту, вся природа устроена согласно "истинному рассуждению", открытие которого составляет задачу философа. Уже у Гераклита мы находим основное положение позднейшего идеализма. Если природа познаваема "истинным рассуждением", или Л., если она сообразна ему, то, значит, в самом основании ее лежит разумное начало, Л. Иначе объективное познание немыслимо. Самая субъективная способность познания или рассуждения производится Гераклитом из всеобщего Л., или "смысла" всей природы (см.

Гераклит). По мере развития умозрения философский Л. Становится все более и более отвлеченным. Природа вещей отлична от того, что нам представляется. "сущее" отлично от "явления". Первое постигается только нашей мыслью или рассуждением, второе воспринимается нашими обманчивыми чувствами. Отсюда элейские философы с Парменидом во главе противополагают истинное сущее, как постигаемое одним умом, ложному явлению, мысль отвлекается от явления и противополагается ему в своей диалектике. Действительность, как она существует, не тождественна с нашими понятиями, точно так же, как она не тождественна с нашими чувственными представлениями и восприятиями. В связи с этой диалектикой, а также с развитием греческой словесности вообще, возникает формальное изучение "искусства слова", т.

Е. Риторики и диалектики. Первыми преподавателями "искусства слов" (τέχνη λόγων) были софисты — профессиональные филологи, риторы и диалектики. Главнейшие из них были скептиками, отрицавшими всякую объективную истину как в теоретической, так и в практической области. Победить такую софистику можно было путем открытия логики, т. Е. Посредством указания некоторых всеобщих и объективных норм в самом принципе человеческого слова — в нашем познающем рассудке. Такою нормою или началом является, как это указал Сократ, самая логическая мысль, самое понятие. Возводя все человческие "речи" — суждения и рассуждения — к этому началу, он указал в нем источник и критерий объективного знания и задумал построить на нем систему истинного поведения, дающего человеку истинное высшее благо.

После Сократа термин Л. Получает преимущественно значение понятия, и в известном смысле весь аттический идеализм, развившийся из учения Сократа, характеризуется как философия понятия. Раз человек познает сущее лишь посредством понятий, оно сообразно этим понятиям, оно определяется ими как нечто умопостигаемое. Сущее есть идея, т. Е. Объект понятия. Таково зрение Платона. Самые явления, поскольку они познаются нами в своих общих свойствах и отношениях, определяются понятиями. Они суть то, что они суть, лишь "по приобщению" к идеям. Мир есть чувственное явление, видимость идеи, ее отражение. Мысль ничего не может познать, кроме мысли. Все сущее, поскольку оно познаваемо нами, определяется как объективная мысль или идея.

То, что отлично от мысли или идеи, есть совершенно непознаваемая и неопределенная материя, субстрат явлений, та среда (χώρα), которая обусловливает собою различие явлений от идей — призрачных, чувственных отражений от умопостигаемого "сущего". Аристотель преобразовал это учение. Для него, как и для Платона, понятие, или Л., которым определяется какая-либо вещь, есть подлинная сущность этой вещи, ее объективная форма (μορφή, έιδος=τό τι ήν είναι, τό τι έυτι). Но действительная "сущность" не может быть вне того, чего она есть сущность, не может быть отвлеченной идеей, которая существует только в нашем уме. Поэтому Аристотель не противополагает действительности заоблачный "мир идей" Платона. Истинная философия не отвлекается от действительности, не отрицает, а познает ее.

Если понятие объективно определяет собою то, что есть, то ему принадлежит подлинная действительность. Оно не есть лишь отвлеченная идея, противополагающаяся явлению или материи, но действующая сила, или энергия, воплощающаяся в материи, образующая, организующая ее. Л. Есть, таким образом, не только форма, внешним образом определяющая собою вещи, но их производящая причина и вместе конечная цель, изнутри определяющая генезис вещей, их эволюцию и строение. Таким образом, весь мир представляется Аристотелю закономерным целым, проникнутым творческою мыслью. Логосом понятием определяется все то, что познаваемо в действительности, — ее форма, ее производящая причина, ее конечная цель. Вне этой творческой мысли остается только абсолютно неопределимое начало, находящееся как бы за пределами познаваемой действительности.

Это — материя, отвлеченная от каких бы то ни было мыслимых форм. В системе Аристотеля мы не выходим из подобного дуализма, который отражается на всей его философии и составляет ее капитальное затруднение. Взаимодействие между идеальным и материальным началом, соотношение между Л. И конкретными чувственными вещами не получает окончательного объяснения.Стоики по-своему разрешили это затруднение, признав единство обоих начал. Они признали в Л. Не только идеальное начало, определяющее собою форму или понятие вещей, их генезис и конечную цель, но также и самое материальное начало. Иначе необъяснимо взаимодействие между духом и материей, формой и веществом, познающим и познаваемым. Уже Аристотель признал, что мысль, или идея, выражающаяся в наших понятиях, не есть что-либо внешнее вещам.

Раз она определяет их собою, она есть их подлинная сущность, их действительность, или энергия. Стоики сделали еще один шаг. Чтобы быть сущностью вещей, Л. Должен обнимать в себе и их материю. Таким образом, Л. Есть все в философии стоиков. Божество, природа, разум, стихия мира. Чувственность и разум имеют один общий источник. Дух есть физическая, телесная энергия, а материальная природа — живая, одухотворенная стихия. Как и у Аристотеля, природа изображается лествицей форм, но все эти формы наделяются более или менее грубой или тонкой телесностью. Каждый Л., воплощающийся в низших формах материи, есть живое и в то же время материальное семя (λόγος σπερματικός). Закон природы есть разумный божественный закон. Естественная необходимость есть необходимость провиденциальная.

Учение о Л. Получает здесь впервые религиозную окраску, становится нравственно-богословским учением о промысле, в признании которого философ мирится с жизнью и судьбою. Материалистический панлогизм стоиков скорее разрубал, чем разрешал затруднения аттической "философии понятия". Поэтому стоицизм вызвал справедливую критику как со стороны последователей прежних школ, так и со стороны материалистов (эпикурейцев) и в особенности скептиков, которые подкопали самые основания стоического пантеизма и стоической теории познания. Божество, тождественное с материальным миром, не есть Божество. Л., тождественный с неразумной материей, не есть логос. Чтобы объяснить согласие познающего разума с познаваемой природой, стоики догматически утверждают безразличное тождество того и другого вопреки очевидному различию.

Критерий истинного знания не может заключаться ни в чувственности, ни в рассудке. Отсюда был один шаг к философии веры, искавшей источника достоверного гнозиса (ведения) в откровении. В этой религиозной философии (развившейся, главным образом, в Александрии, где зап. Философские учения встречались с религиозными идеями Востока) наиболее значения имела система иудея Филона (в начале нашей эры), который пытался соединить результаты греческого умозрения с законом Моисея и откровением Ветх. Завета. Понятие Л., заимствованное от стоиков, но видоизмененное в интересах религиозного теизма, послужило ему к решению этой задачи. Единому, сверхразумному Божеству, познаваемому только путем экстаза, противопоставляется вечная, бесформенная и безвидная материя, которая не может вступить в какое-либо соприкосновение с ним.

Мироздание, промышление, откровение Божества предполагает ряд посредствующих деятелей, сил и начал. В этом качестве являются Филону идеи Платона, λογοι σπερματικοί стоиков, ангелы евреев и демоны эллинов. Они представляются то как свойства — эманации самого Божества, то как отдельные от него личные посредники (ангелы), то, наконец, как физические энергии (логосы стоиков), действующие в мире и являющиеся в нем. Все эти силы (δυνάμεις) совмещаются в Л., посредствующем между Богом и миром. Л. Филона есть. 1) сила и разум самого Божества, Его непосредственная эманация, заключающая в себе совокупность всех других сил. 2) идея мира, заключающая в себе совокупность творческих первообразов творения (идеальный план творения).

3) творческая энергия, которая созидает собою и одушевляет мир наподобие Л. Стоиков, проявляясь во всех его многообразных формах и видах. 4) наконец, для всех причастных Логосу разумных существ — посредник откровения, при чем он является иногда как личный посредник, верховный "ангел" Божий. Филон называет его также "первосвященником", "единородным Сыном Божиим" или "вторым богом" в отличие от первого, нерожденного Божества и от "третьего бога" — сотворенного мира, в котором он воплощается. Как человеческая мысль есть внутреннее невысказанное слово (λόγος ενδιάθετος), отличное от высказанного (λόγος προφορικός) и вместе тождественное с ним, так и божественное Слово в одно и то же время тождественно с миром (как его умопостигаемая сущность) и отлично от него (как идея).

Точно так же определяется и отношение Л. К единичной человеческой душе. Он отличен от нее, хотя сообщает ей ее жизнь, силу, разумность и познание — и в то же время отдельные праведные души могут уподобляться ему, как бы воплощая его в себе. Мало того. Они могут путем экстаза достигать непосредственного соединения с Божеством (таковы пророки). Филоном заканчивается дохристианский период истории Л. Последующий платонизм пытался точнее обособить это начало от мира и в то же время точнее определить его отношение к Божеству. Как универсальный творческий разум, Л. Является Филону высшим понятием философии и вместе ключом к пониманию открывания Ветх. Завета. В этом смысле учение Филона в связи с другими особенностями его философии имело громадное влияние и на христианскую мысль.

Филонов Л. Занимает среднее место между Л. Греческой философии и глубоко отличающимся от него Л. Евангельского учения (у Иоанна Богослова). Содержанием Л. Философов является совокупность всего мыслимого, всего познаваемого — идеальная сущность и основание мира. Л. Евангелия есть совершенное откровение Существа Божия, предвечный образ Божий. В Евангелии говорится, что Слово было от начала у Бога и к Богу, "и Бог бе Слово". Напротив того, Л. В смысле философском есть от начала космическая потенция, предметом и содержанием которой является мир. Он относится к миру (как идея мира или энергия мира). Философское учение о Л. Есть результат продолжительного и последовательного развития греческой мысли, которая постепенно пришла к такой идеалистической гипотезе.

Религиозное учение о Л. Есть результат религиозного опыта — веры в откровение, в Бога, сказывающегося в словах Христовых, веры в личность Христа как в самое слово Божие, т. Е. Полное воплощение и раскрытие Бога в человеке. Несмотря на это существенное отличие, между философской и богословской концепциями существует несомненный параллелизм. Философы либо отождествляли свой Л. С Божеством, либо видели в нем эманацию Божества. Некоторые из философов, полемизировавших с зародившимся христианством (Цельс, неоплатоники), подобно Филону, называли Л. "Сыном Божества". С другой стороны, и богословы видели в совершенном откровении и воплощении Божества конечную цель, а след. И творческое начало мира ("Им же вся быша"). Поэтому в развитии христианского богословия естественно встретились элементы религиозный и философский.

См. Heinze, "Die Lehre vom Logos in d. Gr. Philos." (Ольденбург, 1872) и сочин. О Филоне по-русски — прекрасную книгу М. Муретова, "Философия Филона Алекс. В отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе", М., 1885). Затем общие сочинения по истории догмата и богословия, напр., Dorner. "Lehre von d. Person Christi" (1845), или новейшую "Dogmengeschichte" Harnack'a.Кн. С. Трубецкой..

Значения в других словарях
Логографы

Первые греч. Историки до Геродота названы у Фукидида (I, 21,1) логографами и поныне так называются историками литературы. Родиной Л. Была Иония и о-ва — место расцвета ранней поэзии и науки. По духу повествования Л. Примыкают к Гомеру и эпикам, на что указывает и характер их языка. Обычными темами их сочинений были так назыв. "основания городов" (κτίσεις), генеалогии, описания обычаев отдельных народов и географических достопримечательностей. Сочинения Л. Были общедоступны. В большинстве случаев..

Логойск

Мст. Минской губ., Борисовского у. Упоминается в летописях еще при Владимире Мономахе. В 1519, 1535 и 1655 г. Л. Занимали русские войска, а в 1708 г. Его выжгли шведы. Около Л. Много курганов. Часть их разрыта гр. Тышкевичем и Киркором, нашедшими монисты, кольца, браслеты и др. Вещи, относящиеся ко времени не поздне XI в. Дворов 148, жит. 1180 (евреев 685). Првсл. Црк., костел, синагога и 2 еврейских молитв. Дома, школа, кожевенный зав., водяная млнц., 14 лавок, 3 ярмарки.. ..

Логофет

Название одной из церковных должностей в средневековой Византии и вообще в восточных церквах. Это был хранитель патриаршей печати, заведовавший патриаршей канцелярией и ее архивом. На нем же лежала денежная отчетность по патриархии. Наконец, он часто состоял членом патриаршего суда. Великий Л. Был чем-то вроде канцлера великой (т. Е. Константинопольской) церкви. См. Иером. Павла, "О должностях и установлениях Константинопольской церкви" (СПб., 1855).. ..

Логроньо

(Logroño) — прежняя крепость, ныне город в Испании, в плодородной, богатой вином и зерном местности, на правом берегу Эбро. Около 16 тыс. Жит. Кожевенные изделия, свечи, седла.. ..

Дополнительный поиск Логос Логос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Логос" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа