Лопатин
Лев Михайлович — философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог, один из лучших философских писателей в России, род. В Москве в 1855 г., окончил московский университет, в котором теперь состоит профессором. Вице-председатель Моск. Психологического общества и один из редакторов журнала общества "Вопросы философии и психологии". Главный труд Л. "Положительные задачи философии" (М., 1886-1891). Ему же принадлежит ряд статей по этике и психологии в редактируемом им журнале. Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму.
Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, т. Е. Как требование производящей, или творческой, причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит, таким образом, Л. К системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике.
Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, т. Е. Субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на чистую последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее самыми основными признаками и распадается в неисцелимых внутренних противоречиях. Выход отсюда один. Субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, т. Е. Она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямой реализацией его существа.
Исходя из понятия о душе как производящей причине, Л. Пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о сущности мирового порядка Л. Примыкает к Лейбницевой монадологии. — Все работы Л. Тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации при простом и одушевленном изложении.Я. Колубовский..
Дополнительный поиск Лопатин
На нашем сайте Вы найдете значение "Лопатин" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лопатин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа