Мандевилль Бернард

88

(Bernard de Mandeville, 1670-1733) — английский писатель, по профессии медик, по происхождению француз. М. Написал целый ряд сочинений, частью медицинского содержания, но известностью своей и влиянием обязан исключительно "Басне о пчелах", с приложениями к ней. Эта сатира, заключающая всего 200 стихов, появилась в 1705 или 1706 г. И, путем контрафакции, быстро распространилась в виде копеечного листка, под заглавием "The grumbling hive or Knaves turned honest" (Ропщущий улей, или мошенники, превратившиеся в честных людей). Впоследствии М. Дополнил ее комментариями (Remarks), трактатами "Enquiry into the origine of moral virtue", "Search into the nature of society", "Essay on charity a. Chanty schools" и 6 диалогами (6-е изд., Л., 1732).

М. — самый последовательный представитель учения об эгоизме, как основной пружине человеческой деятельности. В "Басне о пчелах" он рисует общество, в котором личные пороки членов являются основой процветания целого. Как только пчелы, по воле Юпитера, стали честными, они обеднели, и их государство пришло в полный упадок. Мораль басни — что пороки частных лиц благодетельны для общества (private vices — public benefits). В этическом и социологическом учении М. Опирается на эпикуровское мировоззрение. Предшественники М. — Гассенди, Гоббс, Ларошфуко, Монтень, Бейль. Оригинально у М. Лишь приложение эпикуровского естественного права к явлениям хозяйственной жизни. В прибавлениях к "Басне о пчелах" крупное место занимает полемика с этическим оптимизмом Шефтсбери (см.).

Эгоизм, по М., есть выражение естественного закона самосохранения, личного или видового. Склонность человека к общественности вытекает исключительно из несоответствия между многообразными потребностями человека и его ограниченными личными силами. Не на добрых свойствах людей покоится общество, а на их нужде, несовершенствах и различии в их стремлениях. "То, что мы на этом свете называем злом, моральным или физическим, есть великое начало, делающее нас общественными существами". Без "зла" общественное развитие остановилось бы. В другом трактате, о "происхождении нравственной добродетели", М., мало заботясь о последовательности, определяет порок как всякое эгоистическое действие во вред обществу, а добродетель — как всякое действие, не согласное с естественными побуждениями и направленное на благо общества.

В основе добродетели М. Видит эгоистический мотив, чаще всего — тщеславие. В руках государственных людей добродетель — политическое средство для управления обществом. "добродетели — политические дети, происшедшие от связи между лестью и гордостью". М. — замечательный юморист. Часто очень трудно разобрать, иронизирует ли он или говорит серьезно. Большинство современников и некоторые новейшие писатели считают его просто циником. Другие в его глубоко-пессимистическом воззрении на человеческую природу видят любопытный пример теоретического и практического совпадения эпикурейской точки зрения с христианским учением о греховности человеческой природы. И действительно, в полемике с Шефтсбери чувствуется богословская задняя мысль.

Ланге видит в М. Предшественника новейшего экономического либерализма (манчестерства). Но у М. Нет ни практического идеализма и гуманности Ад. Смита, ни апологетических тенденций эпигонов класс. Пол. Экономии. Наоборот, он с поразительно-наивной откровенностью заявляет, что богатство свободной нации обусловливается бедностью и невежеством народной массы. Низкую заработную плату и нищету рабочих он считает выгодными для общества. Ему чужда вера в спасительность государственного невмешательства. Никто до М. Так ярко не выдвинул того положения, что рост потребностей есть основное условие и главный двигатель материальной культуры. А. Смит кое-что заимствовал у М. В учении о разделении труда. Влияние М. Было вообще велико. Большинство английских моралистов XVIII века считали нужным опровергать его.

Берклей посвятил ему 2-й диалог в своем "Minute philosopher", Адам Смит — главу о "легкомысленных системах" в своей "Теории нравственных чувств". Систематическим и самостоятельным продолжателем этики М. Явился Гельвеций.См. Vorländer, "Geschichte der philosophischen Moral, Rechts— und Staatslehre d. Engländer und Franzosen" (Марбург, 1855). Leslie Stephen, "History of english thought in XVIII Century" (т. II, Л., 1880). Fr. Jodl, "Geschichte d. Ethik in d. Neueren Philosophie" (т. I, Штуттгардт, 1882. Русск. Пер. Под ред. Вл. Соловьева, М., 1895). W. Hasbach, "Die allgem. Philos. Grundlagen der von Quesnay u. Smith begründeten pol. Oekonomie" (Лпц., 1890). Его же, "Larochefoucault und Maudeville" (в "Schmollers Jahrbuch für Volkswirtschaft".

XIV, 1890).П. Струве..

Значения в других словарях
Мандаринская утка

(Aix, Dendronessa, Lampronessa galericulata) — см. Утки.. ..

Мандат

См. Поручение.. ..

Мандевилль Джон

(Mandeville или Maundeville) — вероятный составитель популярного рассказа о путешествиях, род. Ок. 1300 г., занимался медициной и математикой, из страсти к приключениям в 1327 г. Оставил родину, пошел через Францию в Святую Землю, служил у египетского султана и якобы у великого хана в Катае (Китае). После 34-летних путешествий он вернулся на родину, описал свои путешествия и ум. В 1372 г. М. — грубый литературный фальсификатор, бывший лишь в Египте, а относительно других стран списывавший своих ..

Мандега

(санскр. Mandehas) — злые демоны Ракшасы в позднейшей индийской мифологии. Брахма наложил на них такое проклятие. Не имея возможности окончательно погибнуть, М. Должны умирать каждый день и оживать опять ночью. Отсюда описываемые в Вишну-Пуране старания их уничтожить солнце, чтобы избежать необходимости умереть днем. Ваю-Пурана насчитывает их три крора (т. Е. 30 млн.).С. Б-ч.. ..

Дополнительный поиск Мандевилль Бернард Мандевилль Бернард

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мандевилль Бернард" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мандевилль Бернард, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа