Мебель
(франц. Meuble, нем. Möbel, от лат. Mobile — подвижное, движимое) — в настоящее время представляет работу столяра или же производится совместно столяром и обойщиком. В древности же, и на Востоке, как и в Греции и Риме, материалом для нее служили нередко мрамор и металлы. Кровати делались преимущественно из бронзы и застилались богатыми покрывалами и подушками. Много образчиков таких постелей, добытых при раскопках Геркулана и Помпеи, хранится в музее в Неаполе. М. Из бронзы вышла из употребления за время великого переселения народов, вместе со общим падением технического производства всякого рода. Последний уцелевший до настоящего времени образец подобных вещей представляет собой хранящееся в Лувре, в Париже, тронное кресло франкского короля Дагоберта.
С наступлением Средних веков для М. Предпочтительным материалом сделалось дерево. Сначала, в пору существования романского стиля, т. Е. Вплоть до XIII ст., деревянная мебель изготовлялась гладкая, и самым обычным украшением ее служили узорчатые орнаменты и пестро раскрашенные фигуры. Но уже к концу процветания романского стиля берет над этим украшением решительный перевес рельефная (выпуклая) резьба, которая, в особенности на Севере, носила со своими драконами и змеями довольно своеобразный характер. Это украшение М. Резьбой становится в готическом стиле руководящим правилом, хотя и в старом соединении с архитектурными и в виде растений орнаментами этой эпохи, причем ко всему этому может быть и не быть присоединена окраска, разрисовка и даже позолота.
Разрисовка сундуков и ящиков, напр. Гербами и фигурами, дольше всего держится в Италии, где переходит уже в интарсию (см. Соотв. Статью). Готический стиль в отношении М. Представляет ту особенность, что отдельные предметы из М., напр. Сундуки, скамьи, кровати, прочно соединяются с деревянной обшивкою стен, так что составляют как бы часть дома и из М. Делаются недвижимостью, что еще до сих пор нередко замечается в крестьянских домах некоторых стран, в том числе в России и Германии. Ренессанс изменил орнаменты, сохранив прежнюю конструкцию, соединение стремящихся вверх, поддерживающих и поддерживаемых, разделяющих и соединяющих частей и гладкие заполнительные пространства. Но уже скоро ренессанс переступил пределы этого соответствующего предмету архитектурного элемента, придав в то же самое время М., в особенности высоким сундукам и шкапам, очевидно архитектурный характер, полное подражание дворцовым фасадам.
Этот род держался до XVII ст. К концу XVII ст. Над рельефным орнаментом одерживает решительную победу новый род украшения — маркетри (франц. Marqueterie), уже с XII ст. Употребительный в Италии и состоящий в отделке различных деревянных предметов домашней утвари особого рода мозаикой из небольших кусочков дерева разных цветов и слоновой кости. А знаменитый своими мебельными работами Буль (Boulle) к этим украшениям присоединяет еще металлические и черепаховые части. Наиболее простой род подобных украшений удержался еще и до нашего времени, как доживание, в виде накладного фурнитурового дерева. И с формой М. В XVIII ст. Происходят изменения. Стиль рококо, или рокайль (Rokoko, Rocail), искривлявший и закруглявший М.
Для сидения, сделал то же самое с сундуками и в особенности со столами и консолями, которые принимают теперь самые причудливые формы линий. К этому времени относится происхождение комодов. От этих форм стиль Людовика XVI значительно отступает. В эту пору М. Снова подчиняется прямым линиям и только приобретает особенную изящность. Этот стиль, вместе с некоторыми другими изменениями, ввел еще в большое употребление украшение М. Позолоченной бронзой. Что стиль Людовика XVI начал, то стиль империи (Empire) довел до крайности и чопорности, но лишь на короткое время. Тщетны были также его попытки ввести снова в употребление мотивы античных форм, напр. В М. Для сиденья. В начале XIX в. Снова оживают мотивы стиля рококо. С недавнего времени в области художественно-столярного производства стали выделывать М.
Самых различных стилей, которые уживаются все одновременно. В настоящее время французы крепко держатся в М. Своих стилей XVII и в особенности XVIII в. И только формы их украшают бронзой, маркетри, лакировкой и живописью. В Германии борются между собой так наз. Немецкий ренессанс и попытки в стиле рококо, в то время как Австрия придерживается итальянских образцов. Англия имеет свой собственный стиль и манеру и украшает свою М. Очень изящной и дорогой маркетри в стиле империи (Empire).Литература. Jacquemart, "Histoire du mobilier" (Пар., 1877). Schwenke, "Ausgeführte M. Und Zimmereinrichtungen der Gegenwart" (2 т., Берл., 1880-84). Champeaux, "Le meuble" (2 т., Пар., 1885). Caspar, "Deutsche Kunst— und Prachtmöbel neuester Zeit" (Эрфурт, 1885).
Ad. Hoffmann, "Holzskulpturen und M. In Rokoko" (120 таблиц фотографий, Берл., 1885-1888. 2 изд., 1891). Gurlitt, "M. Deutscher Fürstensitze" (40 светопечатных таблиц, Берл., 1886-88). Streitenfeld, "Moderne Polstermöbel" (Берл., 1889). Oelmaier, "Moderne M." (Штуттгардт, 1890 и сл.). Villeneuve, "Kunstmöbel verschiedener Stile" (32 таблицы фотографий, Берл., 1891). Симонов, "Мебельный альбом" (СПб., 1891)..
Дополнительный поиск Мебель
На нашем сайте Вы найдете значение "Мебель" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мебель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа