Мебель

60

(франц. Meuble, нем. Möbel, от лат. Mobile — подвижное, движимое) — в настоящее время представляет работу столяра или же производится совместно столяром и обойщиком. В древности же, и на Востоке, как и в Греции и Риме, материалом для нее служили нередко мрамор и металлы. Кровати делались преимущественно из бронзы и застилались богатыми покрывалами и подушками. Много образчиков таких постелей, добытых при раскопках Геркулана и Помпеи, хранится в музее в Неаполе. М. Из бронзы вышла из употребления за время великого переселения народов, вместе со общим падением технического производства всякого рода. Последний уцелевший до настоящего времени образец подобных вещей представляет собой хранящееся в Лувре, в Париже, тронное кресло франкского короля Дагоберта.

С наступлением Средних веков для М. Предпочтительным материалом сделалось дерево. Сначала, в пору существования романского стиля, т. Е. Вплоть до XIII ст., деревянная мебель изготовлялась гладкая, и самым обычным украшением ее служили узорчатые орнаменты и пестро раскрашенные фигуры. Но уже к концу процветания романского стиля берет над этим украшением решительный перевес рельефная (выпуклая) резьба, которая, в особенности на Севере, носила со своими драконами и змеями довольно своеобразный характер. Это украшение М. Резьбой становится в готическом стиле руководящим правилом, хотя и в старом соединении с архитектурными и в виде растений орнаментами этой эпохи, причем ко всему этому может быть и не быть присоединена окраска, разрисовка и даже позолота.

Разрисовка сундуков и ящиков, напр. Гербами и фигурами, дольше всего держится в Италии, где переходит уже в интарсию (см. Соотв. Статью). Готический стиль в отношении М. Представляет ту особенность, что отдельные предметы из М., напр. Сундуки, скамьи, кровати, прочно соединяются с деревянной обшивкою стен, так что составляют как бы часть дома и из М. Делаются недвижимостью, что еще до сих пор нередко замечается в крестьянских домах некоторых стран, в том числе в России и Германии. Ренессанс изменил орнаменты, сохранив прежнюю конструкцию, соединение стремящихся вверх, поддерживающих и поддерживаемых, разделяющих и соединяющих частей и гладкие заполнительные пространства. Но уже скоро ренессанс переступил пределы этого соответствующего предмету архитектурного элемента, придав в то же самое время М., в особенности высоким сундукам и шкапам, очевидно архитектурный характер, полное подражание дворцовым фасадам.

Этот род держался до XVII ст. К концу XVII ст. Над рельефным орнаментом одерживает решительную победу новый род украшения — маркетри (франц. Marqueterie), уже с XII ст. Употребительный в Италии и состоящий в отделке различных деревянных предметов домашней утвари особого рода мозаикой из небольших кусочков дерева разных цветов и слоновой кости. А знаменитый своими мебельными работами Буль (Boulle) к этим украшениям присоединяет еще металлические и черепаховые части. Наиболее простой род подобных украшений удержался еще и до нашего времени, как доживание, в виде накладного фурнитурового дерева. И с формой М. В XVIII ст. Происходят изменения. Стиль рококо, или рокайль (Rokoko, Rocail), искривлявший и закруглявший М.

Для сидения, сделал то же самое с сундуками и в особенности со столами и консолями, которые принимают теперь самые причудливые формы линий. К этому времени относится происхождение комодов. От этих форм стиль Людовика XVI значительно отступает. В эту пору М. Снова подчиняется прямым линиям и только приобретает особенную изящность. Этот стиль, вместе с некоторыми другими изменениями, ввел еще в большое употребление украшение М. Позолоченной бронзой. Что стиль Людовика XVI начал, то стиль империи (Empire) довел до крайности и чопорности, но лишь на короткое время. Тщетны были также его попытки ввести снова в употребление мотивы античных форм, напр. В М. Для сиденья. В начале XIX в. Снова оживают мотивы стиля рококо. С недавнего времени в области художественно-столярного производства стали выделывать М.

Самых различных стилей, которые уживаются все одновременно. В настоящее время французы крепко держатся в М. Своих стилей XVII и в особенности XVIII в. И только формы их украшают бронзой, маркетри, лакировкой и живописью. В Германии борются между собой так наз. Немецкий ренессанс и попытки в стиле рококо, в то время как Австрия придерживается итальянских образцов. Англия имеет свой собственный стиль и манеру и украшает свою М. Очень изящной и дорогой маркетри в стиле империи (Empire).Литература. Jacquemart, "Histoire du mobilier" (Пар., 1877). Schwenke, "Ausgeführte M. Und Zimmereinrichtungen der Gegenwart" (2 т., Берл., 1880-84). Champeaux, "Le meuble" (2 т., Пар., 1885). Caspar, "Deutsche Kunst— und Prachtmöbel neuester Zeit" (Эрфурт, 1885).

Ad. Hoffmann, "Holzskulpturen und M. In Rokoko" (120 таблиц фотографий, Берл., 1885-1888. 2 изд., 1891). Gurlitt, "M. Deutscher Fürstensitze" (40 светопечатных таблиц, Берл., 1886-88). Streitenfeld, "Moderne Polstermöbel" (Берл., 1889). Oelmaier, "Moderne M." (Штуттгардт, 1890 и сл.). Villeneuve, "Kunstmöbel verschiedener Stile" (32 таблицы фотографий, Берл., 1891). Симонов, "Мебельный альбом" (СПб., 1891)..

Значения в других словарях
Меандрина

(Maeandrina) — род коралловых полипов из группы Astraeaceae (см. Многощупальцевые коралловые полипы), семейства Astracidae, отличающегося всегда зубчатым краем радиальных перегородок и ребер и массивным полипняком. У М. Чашечки отдельных неделимых сливаются между собой, образуя неправильно извитые желобки на поверхности полипняка (отсюда ввиду сходства с извилинами мозга название мозговиков, Gehirnkorallen). Животные тоже сливаются между собой, и число их можно различать по числу ртов, расположе..

Меарим

(Mearim, Miarim) — р. В Южн. Америке, в Бразильском штате Мараньяо, из южных областей которого течет в Атлантический океан, впадая в зал. Сан-Маркос. Богата притоками. На берегу ее г. Того же имени.. ..

Мебельное производство

Между столярными изделиями наибольшее значение имеет мебель, которая требует со стороны рабочих особого искусства, в особенности высокие сорта. Столяры, занимающиеся изготовлением изящной мебели, называются краснодеревцами. Название это произошло от того что в старину мебель и другие деревянные убранства комнат изготовлялись преимущественно из красного дерева, которое для этой цели применялось в цельном виде. Впоследствии, кроме красного дерева, стали входить в употребление и другие ценные пород..

Мебиус Август-Фердинанд

(Mobius) — геометр и астроном (1790-1868). В 1815 г. Защитил в Лейпциг. Унив. Диссертацию "De computandis occullatiouibns fixarum stellarum per planetas" (Лпц., 1815), в следующем году получил в том же Унив. Кафедру астрономии. Был вместе с тем директором Лейпцигской астрономической обсерватории. Из сочинений М. Самым замечательным считается "Der barycentrische Calcul etc." (1827). Вариоцентрическое исчисление (см. Соотв. Статью), по объяснению автора, "выведенное из понятия центра тяжести", пол..

Дополнительный поиск Мебель Мебель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мебель" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мебель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа