Молитвы

61

Составляют неизменную принадлежность всякого религиозвого культа. У древних греков и римлян М. Играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни. Пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. П.) установлены были особые формулы М., которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. М. Вообще приписывалась чудодейственная сила. Обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и вншние обряды, сопровождавшие М. К ней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. Древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою. Ср. Lasaulx, "Ueber die Gebete der Griechen und Römer" (Вюрцб., 1842).

Индусы считают свои М. По шарикам или кораллам, в чем усматривают прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к М. Достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. По Р. Хр. Это — деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями. На бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется М. Ламаитов. Ом-мани и т. Д. (см. Ламаизм). Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой М. Столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре. У мусульман М. Считается делом особенно благочестивым.

Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. Обряды, сопровождающие М. Мусульмане читают М., главным образом, про себя. В состав общественного богослужения они почти не входят. М. Носят у них более характер славословий и благодарений, чем прошений. Во время М. Мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается M. Y суннитов пять раз, а у шиитов — три раза в сутки (см. Намаз). В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения М. (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы М. Установлены в нем лишь на случай представления десятины (Второзак., XXVI, 13—15). Лишь в эпоху после первого изгнания М. Подверглись тщательной регламентации. Еще до пришествия Христа установлены были часы для совершения М.

Третий (наш девятый по полуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою, в филактериях (см.), предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (т. Е. Имющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М. Читаются исключительно на древнееврейском языке. В числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своею пространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие и малосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5—8), преподав, вместе с тем, совершеннейшую из всех М. Христианских. Об этой молитве Господней см.

Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии, — это молитва Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному". Еванг. От Луки, XVIII, 13), переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примером Своим, так и в поучениях Своих Спаситель постоянно указывал на спасительное значение М. "бдите, молитеся, не весте бо, когда время будет" (Ев. От Марка, XIII, 33). "бдите на всяко время молящеся" (Ев. От Луки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила, определяющие порядок совершения М. Как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25), только кающимся это было запрещено.

От иудейского же культа заимствовано было и коленопреклонение (см. Поклоны). Уже в апостольские времена христиане стали осенять себя при М. Крестным знамением (см.). В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками. Ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греч. Обычай молиться с непокрытой головою. Но для женщин установлено было противоположное правило (I Посл. К Коринф. XI, 4 и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М. Христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части.

1-й (наш 7-й час по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии (см.), издревле установлены 8 ежедневных служб. Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы (см. Эти сл. И Часы). В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. По 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью в три времени дня. Утром (полунощницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Различают М., совершаемую без слов и др.

Внешних знаков — одним умом и сердцем (М. Внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (М. Внешняя, наружная). По содержанию своему М. Распадаются на славословия, прошения и благодарения. Есть еще М. Ходатайственная за других. В отношении формы, М. Распадаются на три главные группы. Ектении (XI, 592), псалмы и песнопения (см.). Ср. Stäudlin, "Geschichte der Vorstellungen uud Lehren von dem Gebet" (Геттинген, 1825). Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885). Christ, "Die Lehre v. Gebet nach d. Neuen Testament" (Лейден, 1886). А. Никольский, "Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковном употреблении" (Москва, 1884)..

Значения в других словарях
Молитвенные дома

Здания, где собираются для богослужения раскольники или иноверцы. О М. Домах или молельнях раскольников см. Раскол. О М. Школах евреев см.. ..

Молитвослов

Одна из богослужебных книг, относящихся к частному богослужению и содержащих в себе, главным образом, извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении. М. Содержит в себе молитвословий более, нежели каждая из четырех книг, относящихся к частному богослужению (Правильник, Акафистник, Каноник и Святцы). В М. Помещаются. 1) службы общественного богослужения, находящиеся в Часослове (напр. Вечерня, утреня, полунощница). 2) молитвословия, составляющие содержание Акафистника (собрание а..

Молитвы апокрифические

(в индексе отреченных книг "ложные молитвы") — составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические М. Отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа. Чаще всего встречаются молитвы-заговоры от лихорадки, причем упоминаются обыкновенно имена св. Сисиния и дочек — иродовых лихорадок. В малорусских апокрифических М. Роль Сисиния часто играют Авраамий или Исааки..

Молитор Вильгельм

(Molitor, 1819—60) — нем. Писатель, каноник в Шпейре. Участвовал в подготовительных работах к Ватиканскому собору. Напеч. "Ueber kanonisches Gerichtsverfahren gegen Kleriker" (M., 1856), "Das Theater in seiner Bedeutung und in seiner gegenwärtigen Stellung" (Франкф., 1866), "Ueber Goethes Faust" (Майнц, 1869), "Brennende Fragen" (Майнц, 1874), "Die Dekretale "Per venerabilem" vor Innocenz III etc." (Мюнст., 1876). Ряд поэтических произведений (частью под псевдонимами Рислера и Броннера), в том ч..

Дополнительный поиск Молитвы Молитвы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Молитвы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Молитвы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа