Немоевский Андрей

76

(Niemoiewski) — выдающийся польский поэт и драматург. Род. В 1864 г. Окончил курс в дерптском университете. Служил на заводе в Сосновце, и жизнь рабочих дала ему материал для лучших его рассказов. "Listopad" (1891). Сборники его стихотворенийi. "Poezye" и "Poezye prozą" (1891), "Majówka" (1895), "Polonia irridenta" (1895), "Listy czlowieka szalonego", "Prometeusz" (1900) и конфискованные львовской прокуратурой "Legendy" (1902 и 1903). Живо сочувствуя польскому хлопу и фабричному люду, убежденный в том, что труд делает "малых" "великими", враг общественного затишья, верующий в конечное торжество "человека" над темными силами, — Н. В каждом своем произведении будит мысль вдумчивыми и красивыми образами. Труд для него — синоним религии.

С первыми христианами, служившими Богу в катакомбах, он сравнивает рудокопов, которые "спускаются в мрачные недра земли за силой, за жизнью и пропитанием для голодных, для облегчения тяжелой нужды, царствующей на земле" ("Šwięto podziemia"). Изображая печальные плоды капитализма в сценах из быта рабочих, Н. Требует, чтобы человек, "создавший этот ад, перестал быть его слугой и положил бы ему конец" ("Papierowy djabeł"). A что человек может творить чудеса и повелевать даже собственным организмом — видно хотя бы из того, что его мысль не знает пределов ("Tragedya"). В человеческой душе заключается та самая бесконечность, которая "низвергает старые истины и создает новые — великие, как вселенная, грозные, как вечность" ("Ołowianka").

Необходимо стремиться к деятельной любви, так как без нее человечество обречено "на гибель, смерть и вечное исчезновение" ("Kocham"). В лучшем случае человек делается ничтожным, слабым, человеком-толпой или человеком "в футляре" ("Człowiek pracy"). При всем своем демократизме Н. Интересуется только "новыми Прометеями", которые принесут миру желанное освобождение и низвергнут "кумиры Аполлона", "смелые духом", сами станут божествами и поведут людей "туда, к Олимпу", чтобы свергнуть Юпитера ("Prometeusz"). А пока глаза Прометея еще не "пламенеют, как звезды, и светлый взор его не вдохновлен восторгом", земля остается юдолью страданий. Особенно тяжело тем народам, которых угнетают другие (т. Е.полякам). Они привязаны к "родному тополю" с осыпавшимися листьями и не хотят покидать его ради "теплых и неизвестных стран" ("Listopad").

Современные поляки-интеллигенты, представляющиеся Н. "больными гениями в стране немощей", должны брать пример со своих предков, которые, видя полное отчаянье потомков, выходят из могил и показывают, как под их скелетами еще бьется то самое сердце, которое молчит у живых ("Lampa"). Светлее Н. Смотрит на польское простонародье, обладающее физической и нравственной мощью и с особенной любовью оберегающее свою землю-коханку, в то время как старопольские магнаты "предали свою землю бельгийцам, французам, москалям и немцам, увозят ее в кошельках в Монако". Из-за них Польшу наводнили "орды вандалов и германских звероловов", которые "впрягают простой народ в ярмо труда, унижения и голода", прикрываясь лозунгом "великой культуры Запада".

Будущее панов Н. Изображает мрачными красками. Пропасть, отделяющая народ от интеллигенции, кажется Н. Опасной для национального вопроса. "мы живем, мыслим и чувствуем как будто в облаках..., а когда спускаемся на землю, то не умеем даже заговорить с народом и робко останавливаемся, словно люди иного мира" ("Na morzu"). С целью ознакомить польское общество с бытом крестьян и рабочих, Н. Посвятил ему несколько лучших рассказов и стихотворений "Листопада" ("Starowina", "Automaty", "Žmija", "Maszinista", "Stara warjatka", "Południe") и "Неосвобожденной Польши" ("W ciszy wiejskiej", "Stolica", "Podziemia". Разбор последних у Т. Пини. "Nasza współczesna poezya", Львов, 1902). "Легенды" Н., за исключением двух-трех — сцены из Евангелия, облеченные в художественную форму, с философской трактовкой в духе Ренана и Штрауса ("Wysłaniec", "Kusiciele", "Majłach", "Dwaj uczniowie", "Ząb za ząb", "W ostatniej chwili","Skowronek","U grobu", "Przeklęty".

Разбор их у J. Stena, "Pisarze polscy", Львов, 1904). Из остальных стихотворений Н. Лучшими считаются. "Sielanka", "Branka", "Wesioło žeglujmy". В берлинском издании "Russen über Russland" (1906) H. Принадлежит очерк о Царстве Польском. Меньшее значение имеют его драмы. "Familia" (1889), "Bajka" (1900), "Szopka" (1901), "Rokita", "Dzień on, dzień gniewu Pańskiego" (1902) и др.А. Яцимирский..

Значения в других словарях
Немировский конгресс

См. Белградский мир.. ..

Немка

(Mutilla) — род насекомых из отряда перепончатокрылых (Hymenoptera), подотряда жалоносных (Aculeata), семейства Heterogyna. Особенности семейства. Толстые сяжки у самцов длинные, у самок обыкновенно короткие и коленчатые. Глаза овальные или с выемкой на внутреннем краю. Первый членик груди доходит по бокам до основания крыльев, которые у самок часто укорочены или вовсе не имеются. Ноги обыкновенно короткие, волосистые. Самки вооружены жалом. Самцы часто резко отличаются от самок окраской, меньше..

Немок

(Anser brenta Bernicla brenta) — см. Гусь.. ..

Немоляки

Беспоповщинская секта, появившаяся на Дону в недрах старообрядства, как реакция против исключительной привязанности к букве обряда. Основателем ее был казак Гавриил Зимин, сосланный за пропаганду на Кавказ в 1837 г. Название свое H. Получили оттого, что они не совершают молений наружно. Возможность в настоящее время молитвы только духом Н. Обосновывают своеобразным учением "о временах века". Таких "времен века" четыре. Период от сотворения мира до Моисея — это весна, век праотеческий. От Моисея ..

Дополнительный поиск Немоевский Андрей Немоевский Андрей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Немоевский Андрей" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Немоевский Андрей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 17 символа