Оппман Артур

93

(Oppman) — выдающийся польский поэт, пишущий под псевд. Or — Ot. Род. В 1867 г. Учился в Варшаве, редактирует "Wędrowiec". Мягкий по натуре, уравновешенный, склонный к мечтательности и слезливости, изящный в своей тоске, О. Заметно выделяется среди энергичных, стремящихся к абсолюту или влюбленных в себя молодых польских модернистов. Его нежные и ласкающие стихи, задушевные и жалобные песни не открывают новой области мысли и чувства. О. Поет лишь о том, "как шумит печальный лес, когда его будит дрожащая песнь, когда с него падают листья от ветра". "как вздыхает полевой цветок, напоенный кровавой росой, окутанный тенью и мглой". "как ангелы летят в небесный край бриллиантовых звезд и несут к Богу скорбь из печальных хат" и т.

Под. ("О, graj"). Он не борется с враждебной людям стихией и покорно верит в приход благоуханной весны, "королевы с улыбкой на устах", которая прогонит зиму. Поэтому "напрасно по полям мечется вихрь и своей унылой песнью пугает людей". Они чуют, что близок день весны ("Z tematów ludowych"). Когда О. Подражает модернистам, его стих, при всей красоте, звучит фальшью. "Я вырву его из солнечной страны прежде, чем он заблестит в светлом кругу звезд. Я буду рвать тело ребенка, дух юноши. Под натиском моих жадных когтей порвется нить возвышенных мечтаний" ("Demony"). В общем, лирика О. Напоминает "чистый, благородный, тонкий и нежный тон скрипки" или же "альбомные стихи барышень" (В. Фельдман). В эротических стихотворениях О.

Женщина представлена "каким-то белым ангелом", а мужчина всегда клянется, что "без нее был бы живым трупом". Наиболее характерные для О. Произведения — "Варшава в рифмах" и "Stare Miasto. Obrazki z niedawnych lat" (1892 и 1903), с идеализацией местной старины, с тяготеньем к средневековой эпохе и цельным, мощным ее натурам. Картины "Стараго Мяста" больше всего напоминают виды допетровской Москвы Ап. Васнецова. Та же верность археологии, отсутствие фантазии, влюбленность в архитектурные формы. Сравнительно с аналогичными произведениями В. Гомулицкого, у О. Нет исторического драматизма, яркой пластики, глубокой психологии. Свои "Старосветские" песни О. Посвящает "сердечной тихой подруге", с которой соединена вся его жизнь.

"Когда в осенние сумерки стихал шум городской толпы, над домами подымался серп месяца и фантастически серебрил Старое Място", то "каждый камень говорил их сердцам". "песня старых заборов, шум серебряной Вислы, вера простых сердец" с раннего детства проникали в душу поэта, и он "воспевал стародавние дела, будил давно уснувшие тени" ("Ofiarowanie"). Старый костел живет для О. Полной жизнью. Из-под его сводов "несется дух былого, встают истлевшие кости из саркофагов, а печальный ангел тоски, поэт ангелов, рассыпает цветы воспоминаний, мистические розы сердец". Из гробов поднимаются блестящие рыцари, сенаторы в красных мантиях, спесивый ратман, "златоустый" Скарга ("Fara"). Лучшее произведение О. В том же роде — стихотворная "Kronika mieszczańska о Malchrze Gąsce, rajcy warszawskim, о pięknej Zofce, córce Gąskowej, и о piórkosie z Francyej — historya wielce žałosna" (1903).

Выдержанное настроение "жалостной гистории" XVI века, образный и архаичный язык гармонируют с эпическим тоном повести о прекрасной горожанке Зофке, соблазненной французским щеголем и убитой отцом, советником из славного рода Гонсков. Такого же характера "Z teki Jana Olszewskiego miłośnikom pamiątek, z wierzem wstępnym и zakończeniem" (1905). Юмор О. В таких произведениях лучше всего характеризуется "незримыми миру слезами". Изображая трех старых дев, которые ходят по костелам, сплетничают, пьют кофе и живут какими-то остатками капитала и воспоминаниями, О. Возбуждает в читателе сочувствие к пани Домицеле, у которой "нет воспоминаний", которую "никто не любил". "жизнь ее всегда была серая, монотонная, и от колыбели у нее не было ни одной светлой мысли" ("Trzy bogime").

O. Называют "певцом стародавней мещанской культуры, мало-помалу исчезающих древних памятников. Конец XVIII в., двор Станислава, городской редут, мещанские совещания, домашняя жизнь, типы людей, потерпевших жизненное и историческое крушение, но не исчезнувших еще в этом самородном музее Варшавы, — такова любимая область фантазии и чувства О." (Стен). "Темперамент О. Всегда приобретает новую мощь, как только он воспевает прошлое своего Старого Мяста и Варшавы" (Фельдман). Стихотворения О., изданные отдельно. "Poezye" (1888 и 1903, в "Biblioteka dziel wyborowych"). "Na obcej ziemi" (1891), "Pieśni" (1895), "Wiosenne kwiecie" (1896), "Wyhor poezyi" (1900), "Bajki Ezopa" (1902. Рец. А. Шыцувной, "Ksiąžka", 1902, № 12.

"Tygodnik illustr.", 1902, № 49), "Ciekawa książeczka" (1902. Рец. "Ksiąžka", 1902, № 8), "Monologi", "Monologi и deklamacye staroswieckie", "Monologi i deklamacye z Raptularza Zagłoby" ("Teatr Amatorski", 1903, № 73 — 75), "Czerwony kapturek. Baśń w 2 aktach" (1905), "Jaś i Malgosia. Baśń w 4 aktach" (1905).А. Яцимирский..

Значения в других словарях
Опплер Эдвин

(Oppler, 1831 — 80) — немецкий архитектор, образовался под руководством Газе, в Ганновере, а затем изучал архитектурные памятники Франции. Был представителем готической архитектуры новейшего времени. Им построен дворец кн. Сольмс-Браунфельса, в Ганновере, окончена постройка замка Мариенбург, в том же городе, и сооружены синагоги в Бреславле и Ганновере.А. А. С — в.. ..

Оппман

(Артур Oppman) — выдающийся польский поэт, пишущий под псевдонимом Or — Ot. Род. В 1867 г. Учился в Варшаве, редактирует "W ę drowiec". Мягкий по натуре, уравновешенный, склонный к мечтательности и слезливости, изящный в своей тоске, О. Заметно выделяется среди энергичных, стремящихся к абсолюту или влюбленных в себя молодых польских модернистов. Его нежные и ласкающие стихи, задушевные и жалобные песни не открывают новой области мысли и чувства. О. Поет лишь о том, " как шумит печальный лес, ко..

Оппозиция

(от лат. Oppositio — противопоставление). — Слово О. Обозначает, во-первых, противодействие, борьбу против какой-либо господствующей силы. Во-вторых, ту группу или те группы людей, которые ведут эту борьбу. Объектом О. Могут быть господствующие в обществе религиозные, философские, политические, литературные и всякие другие идеи. Нередко говорят также об О. В акционерных и др. Обществах. Всего чаще слово О. Употребляется как термин государственного права. Во всяком государстве существуют элементы..

Оппольцер Иоганн

(Oppolzer, 1808—1871) — один из величайших клиницистов XIX ст. Род. В Богемии, проходил гимназическое и университетское образование в Праге. Выдающимися способностями обратил на себя внимание проф. Кромбгольца и был назначен ассистентом медиц. Клиники в общей больнице. В 1835 г. Д-р медицины за диссертацию "Observationes de febri nervosa intestinali". С 1839 г. Практиковал в Праге, где скоро приобрел репутацию одного из лучших врачей. В 1841 г. Профессор в Праге, в 1848 г. В Мюнхене, а в 1850 г...

Дополнительный поиск Оппман Артур Оппман Артур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оппман Артур" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оппман Артур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 12 символа