Петрарка

70

Франческо (Petrarco, 1304—1374) — знаменитый итальянский поэт и гуманист, род. В Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Parenzo, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии "белых" (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего П. Переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра. Здесь П. Поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании курса (1319) Петрарка по желанию отца начал изучать право сначала в Монпеллье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но право совсем не интересовало Петрарку, который все более и более увлекался классическими писателями.

По выходе из университета он не сделался юристом, а посвятился в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, П. Сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз. Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур. Он приобрел домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма П.

И его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. П. Выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Будучи пламенным патриотом, П. Увлекся попыткой Кола ди Риенцо и писал ему сочувственные письма, что испортило его отношение с Колонна и побудило его переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—45 и 1347—51), где он завязал многочисленные дружеские связи, между прочим с Боккаччио, П. Навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший П.

Волшебником ввиду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, П. Поселился в Милане при дворе Висконти. Исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого П. Посетил по его приглашению еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. П. Оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—67), где жила его незаконнорожденная дочь с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни П. Провел при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер. Произведения П. Распадаются на две неравные части. Итальянскую поэзию (Canzoniere) и разнообразные сочинения, написанные на латыни.

Канцоньере П. Заключает в себе сонеты и канцоны, изображающие любовь П. К Лауре при ее жизни и после ее смерти, несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта — Триумфы (Trionfi), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее уже до начала XVII в. Около 200 изданий и комментированное целой массой ученых и поэтов от Л. Марсильи в XIV в. До Леопарди в XIX в., определяет значение П. В истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики. Поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства.

Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения П., которые определяют его значение как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии. Одна, неоконченная, в форме письма к потомству ("Epistola ad posteros") излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога П. С блаженным Августином ("De contemptu mundi" или "De secreto conflictu curarum suarum"), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями П. И традиционной аскетической моралью. Отсюда особый интерес П. К этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата ("De remediis utriusque fortunae", "De vita solitaria", "De otio religioso" и "De vera sapientia").

Оставаясь строго верующим католиком. П. В этих трактатах, а также в переписке и др. Произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески П. Не научился) с церковной доктриной, причем резко нападает на схоластиков и на современное ему духовенство (особенно в "Письмах без адреса" — "Epistolae sine titulo"). Критическое отношение П. К церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще. Выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия ("Contra medicum quendam invectivarum libri IV"), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V ("Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia"), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение П.

("Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum") и полемический трактат против авероистов ("De sui ipsius et multorum ignorantia"). Критицизм П. И его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — "De rebus memorandis libri IV" (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. П.) и "Vitae virorum illustrium" — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка П. ("Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV" и "Epistolae seniles libri XVII"), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям.

Многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо). Меньше значения имеют речи П., произнесенные им при разных торжественных случаях, его путеводитель в Палестину (Itinerarium Syriacum") и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории ("Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum), эпическая поэма "Африка", где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение П. В истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с ее критическим отношением к современности и к прошлому, с ее попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.

Наиболее полное собрание сочинений П. — "Opera omnia" (Базель, 1554). Лучшее издание его переписки Fracassett, "Epist. Famil. Et variae" (Флоренция, 1854—63) и в итальянском переводе с многочисленными примечаниями (Флоренция, 1863—67). Полное издание биографий знамен. Людей дал Razzolini (Болонья, 1874). Речи П. Изданы Hortis ("Scritti inediti F. Р.", Триест, 1874). Лучшее издание не любовных стихотворений П. — Carducci ("Rime di F. P. Sopra argomenti morali e diversi", Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии П. "Philologia", ему приписываются находящиеся в рукописях. "Vita Senecae", "Sententia de Terentii vita", "De casu Medeae" и "Comoedia super destructionem Caesenae". Лучшие из новых биографий П. De-Sade, "Mémoires pour la vie de F.

P." (Амстердам, 1744—47). Mézières, "Petrarque" (Париж, 1868). L. Geiger, "Petrarka" (Лейпциг, 1874). Zumbini, "Studj sul P." (Неаполь, 1878). Körting, "P. Leben und Werke" (Лейпциг, 1878). Указатель литературы о П. — Ferrazzi, "Bibliografia Petrarchesca" (Бассано, 1877). На рус. Яз. Де-Губернатис, "Фр. Петрарка и его юбилей" ("Вестн. Европы", 1874 г., кн. 9). Корелин, "П. Как политик" ("Русская мысль", 1888 г., кн. 7 и 8).М. К..

Значения в других словарях
Петражицкий

Лев Иосифович — современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России. Приват-доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая самостоятельная работа его, "Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten" (Б., 1892. Часть ее переведена по-русски под заглавием "Распределение дотальных плодов" в "Киевских универ. Известиях" за 1895 г. И составила магистерс..

Петранович

(Тодор или Божидар Petranovic, 1809—1874) — сербохорватский писатель, родом из Шибеника в Далмации. Был председателем апелляционного суда. В 1836—41 гг. Редактировал журнал. "Сербско-далматинский магазин", посвященный сербской истории, географии, поэзии и сосредоточивавший в себе деятельность православно-далматинских писателей. Много работал по церковной истории своего края, по истории южно-славянского права и культуры, из его работ наиболее замечательная. "Богомили, црьква босаньска и крьстяни"..

Петрашевский Игнатий

(Pietraszewski, 1797—1869) — польский ориенталист. Занимал разные дипломатические должности на Востоке, позже был драгоманом посольства в Константинополе, впоследствии адъюнктом Спб. Университета, затем доцентом в Берлинском университете. Написал "Nummi Mohammedani" (Б., 1843), "Nowy przekład dziejopisów tureckich, dotyczących się historyi polskiej" (Б., 1846), "Abregé de la grammaire Zend" (1861), "Zend a vesta ou plutôt Zan Davasta expliqué d'aprés un principe tout à fait nouveau" (1862).. ..

Петрашевский Михаил

Вернее, Буташевич-Петрашевский (Михаил Васильевич) — род. В 1819 г., умер в Сибири в 1867 г., в 1841 г. Кончил Александр. Лицей. См. Петрашевцы.. ..

Дополнительный поиск Петрарка Петрарка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петрарка" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петрарка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа