Поклоны
Символическое действие, служащее выражением чувства почтения перед высшими и благоговения перед Существом Высочайшим — Богом. Употребляются в христианской церкви с древних времен. Правильное, неторопливое, совершенно сообразное с ходом молитвы наклонение главы иначе называется метанием (от греч. Μετάνοια — покаяние). По уставу церкви П. Бывают великие и малые. Малым поклоном называется обыкновенное наклонение главы, при котором можно рукою достать до земли. Употребительно, напр., при чтении Евангелия, при перенесении Святых Даров с жертвенника на престол, при принятии благословения от епископов или священников. Большим поклоном называется склонение главы и тела до земли. Большие поклоны — иначе земные — требуются церковным уставом во время великопостных богослужений и вообще при усиленной молитве.
Малые поклоны употреблялись в церкви ветхозаветной еще при Аврааме и Моисее. Раб Авраамов поклонился Господу, когда узнал о назначении Ревекки быть женою Исаака (Бытие, XXIV, 48). Поклонились и евреи, когда выслушали заповедь Божию о заклании пасхального агнца (Исход XII, 27. См. Также Матф. II, 2. Ib., XIV, 33. Ib., XXVIII, 17. Марк., V, 6. Лук., XXIV, 52 и мн. Др.). В христианской церкви, как видно из Постановлений апостольских и из слов Иоанна Златоуста, с наклонением головы до земли молились оглашенные, кающиеся и одержимые злым духом, а иногда и верные. По своему началу обычай преклонять колена во время молитвы принадлежит церкви ветхозаветной. Так молился Соломон в новосозданном храме (3 Цар. VIII, 54) и Даниил в плену вавилонском (кн.
Прор. Даниила VI, 10). Этот обычай был освящен Иисусом Христом (Лук. XXII, 41) и вошел в практику церкви христианской (см. Деян. XII, 60. Ib., XX, 86. XX 1, 5. Ефес. III, 14). В Апостольских Постановлениях (кн. VIII, гл. 9) и у св. Ионнна Златоуста указываются и самые молитвы, которые возносились в собраниях христиан с коленопреклонением. Василий Вел. Составил на день Пятидесятницы для вечернего богослужения особые молитвы, которые должны быть возносимы с коленопреклонением. В настоящее время коленопреклонения особенно употребительны на литургии преждеосвященных даров, а также при молитвословиях по случаю общественных бедствий и воспоминания великих Божиих благодеяний. Коленопреклонение и восстание, по объяснению Василия Вел., знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.
Как внешнее выражение внутренней молитвы, П. Служат также орудием или средством наказания. По Уставу духовных консисторий П. Полагаются за одно только преступление — за неуважение к дому Божию и освященным вещам, неприличными словами или действием оказанное в первый раз (ст. 182, изд. 1883 г.). Но на практике оно налагается за весьма разнородные проступки. П. Могут быть публичные или келейные. Ср. Свящ. В. Нечаев (епископ Виссарион), "О различных телесных положениях и действиях при молитве и богослужении" ("Душепол. Чтение", 1860, сентябрь). П. Лебедев, "Наука о Богослужении православной церкви" (М., 1890). Архим. (епископ) Гавриил, "Руководство по литургике" (Тверь, 1886). H. Суворов, "О церковных наказаниях" (СПб., 1876)..
Дополнительный поиск Поклоны
На нашем сайте Вы найдете значение "Поклоны" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поклоны, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа