Равенна город в Италии

100

(Ravenna) — главный город итальянской провинции того же имени, в 7 км от Адриатического моря. 18½ тыс. Жителей. Виноделие, шелководство, мукомольное дело. В 1894 г. В Равеннскую гавань вошло 1512 судов, в 52893 тон. Академия художеств, библиотека. В археологическом отношении Р. Является наряду с Римом, Константинополем и Солунью одним из важнейших пунктов для изучения древнехристианского искусства в эпоху перехода в искусство византийское. От эпохи первого процветания Р. Во времена Гонория и Галлы Плацидии, а затем Теодориха, сохранилось сравнительно мало памятников. Две крещальни, арианская и православная, два надгробных памятника — Галлы Плацидии и Теодориха. Вот все, что дошло до нас от этой эпохи приблизительно в первоначальном виде.

Храм Аполлинария Нового, построенный Теодорихом и вначале посвященный св. Мартину (S. Martino in Coelo aureo), сохранил украшения уже, по-видимому, более позднего, Юстиниановского времени, и не ранее начала VI в. Крещальни представляют круглые здания, напоминающие подобные же римские сооружения. Православная (Battistero degli Ortodossi), сооруженная еще при Галле Плацидии и являющаяся, таким образом, древнейшим зданием Р., сохранила, кроме мозаики купола, изображающей в центральном медальоне Крещение (с чисто античным олицетворением Иордана в виде старца), а в окружающем его поясе фигуры 12 апостолов, еще богатое штукатурное убранство, остатки прежней мраморной облицовки, надписи и различные, отчасти мозаичные орнаменты.

В арианской крещальне, построенной Теодорихом, сохранилась только мозаика купола такого же содержания, как и православной. Надгробный мавзолей Г. Плацидии — небольшая капелла, имеющая в плане форму латинского креста, перекрестье крыто куполом довольно необычайного устройства. В ней находятся три саркофага. Самой Г. Плацидии, Гонория и Валентиниана III. Все своды капеллы и люнеты под ними одеты роскошной мозаикой, своими орнаментальными деталями и фигурными сюжетами весьма сильно напоминающей древнейшее христианское искусство катакомб и отчасти даже позднее античное. Так, напр., встречающееся здесь изображение голубей, пьющих воду из сосуда, весьма близко напоминает античную мозаику капитолийского музея, а большое изображение Доброго Пастыря всецело переносит нас в катакомбы, равно как и изображения оленей, пьющих из источников (ср.

Псал. 41, 2). В люнете восточной ниши изображен св. Лаврентий (почитание которого в Италии очень древне и специально засвидетельствовано для семьи Федосия Вел.), идущий на мученическую смерть с крестом и книгой в руках. Кроме того, мы видим на этих сводах символы Евангелистов, 12 апостолов и богатую орнаментику. Надгробный памятник Теодориха не имеет никаких украшений внутри. Снаружи это — круглый храм античного типа (вроде так назыв. Храма Весты в Риме), поставленный на высокий десятиугольный постамент. Как и античные храмики подобного рода, он был окружен колоннами (ныне несуществующими), поддерживавшими выступающие края крыши, купол которой изваян из одного колоссального камня. Гораздо роскошнее и крупнее в Р.

Памятники эпохи второго процветания этого города, именно — времен царствования Юстиниана. Достаточно остановиться на трех главных из этих памятников — на Базилике св. Аполлинария Нового, храме св. Виталия и базилике св. Аполлинария в Гавани, бывшем приморском поселке Р., месте стоянки некогда знаменитого императорского равеннского флота, в настоящее время отстоящем на 5 км от моря. Базилика св. Аполлинария Нового, как уже сказано выше, построена еще Теодорихом в честь св. Мартина и была посвящена арианскому культу. При имп. Юстиниане и еписк. Анвелле (556—569) она обращена в католический храм. С IX в., после того как были перенесены в нее мощи св. Аполлинария, она стала называться его именем. Вся апсида базилики модернизирована в эпоху барокко, и лишь верхние стенки среднего корабля, поддерживающиеся превосходными древними колоннами, сохранили свои мозаики, происхождение которых относят обыкновенно к эпохе Юстиниана (Е.

К. Редин видит в них произведение начала VI в.). Они образуют три горизонтальных пояса. Нижний изображает две большие процессии, одну свв. Мужей, другую свв. Жен. Первые выходят из дворца Теодориха и шествуют по направлению к Христу, восседающему на престоле, вторые выходят из гавани и идут к Богоматери, также сидящей на престоле, с Младенцем на руках. Во главе процессии свв. Жен идут три волхва с дарами. Второй пояс (между окнами) занят изображениями апостолов и пророков. Верхний пояс изображает в небольших квадратах ряд эпизодов земной жизни Спасителя. Церковь св. Виталия — бесспорно самый замечательный из всех памятников Р., как в архитектурном отношении, так и по своему художественному убранству. Построенная (в 526—547 гг.) по обету Юстиниана, быть может, на его личные средства, она представляет по своему плану и расположению ближайшую аналогию с современной ей церковью свв.

Сергия и Вакха в Константинополе. Это — центральное купольное сооружение с осьмиугольным двухъярусным обходом, открывающимся в центральное пространство полукруглыми нишами на колоннах. Профили капителей этих колонн могут считаться, наравне с капителями константинопольского храма св. Софии, изящнейшими образцами ранневизантийского стиля, еще сохранившего античное чутье форм, но трактующего их уже своеобразно. Все своды и купол были покрыты мозаиками, ныне исчезнувшими, за исключением мозаик алтарной апсиды (конхи, по визант. Терминологии) и предшествующего ей пространства (бемы). Эти последние изображают. Гостеприимство и жертвоприношение Авраама, жертвоприношения Авеля и Мельхиседека, сцены из жизни Моисея, пророков, Евангелистов и некоторые орнаментальные сюжеты, снова отзывающиеся стилем римских христианских памятников (напр.

Агнец Божий, города Иерусалим и Вифлеем). В апсиде — Христос Еммануил (юношеский тип) на престоле, окруженный святыми. На боковых стенах алтаря — особо важные в историко-археологическом отношении изображения Юстиниана и Феодоры с их свитами (другой портрет Юстиниана, в более преклонном возрасте, хранится в црк. Св. Аполлинария Нового. Он также мозаичный и, по - видимому, некогда украшал собой фасад этого храма). Базилика св. Аполлинария в Гавани — построена также в эпоху Юстиниана, но ее мозаичное убранство уже относится отчасти к VII в., к эпохе имп. Константина Погоната (668—685). Круглая башня — колокольня при этой церкви, равно как и подобная башня при црк. Св. Аполлинария Нового — суть древнейшие образцы подобных церковных башен в Италии.

Мозаичные изображения распределены по триумфальной арке, своду и стенам апсиды. На первой — обычные для таких арок сюжеты (Христос в медальоне, символы Евангелистов, агнцы, Иерусалим и Вифлеем). В апсиде — символическое изображение Преображения в виде креста в ореоле и трех агнцев, изображающих Петра, Иакова и Иоанна. В нижней части полукупола — св. Аполлинарий и 12 агнцев. На боковых стенах апсиды — опять ветхозаветные жертвоприношения и процессия с изображением имп. Константина и его свиты. Художественную оценку равеннских мозаик см. В статье "Древнехристианское искусство". Кроме произведений мозаики, Р. Обладает в своих древних храмах еще рядом скульптурных памятников. Это, во-первых, саркофаги, значительно уклоняющиеся по своим формам и изваянным на них сюжетам от римских саркофагов.

Уклонение это выказывается более всего в орнаментации и символик, противополжных чисто фигурному убору римских памятников. Попадаются сюжеты, заимствованные из мозаик. Особняком стоит замечательнейший памятник резьбы из слоновой кости — кафедра еп. Максимиана (546—552). На ней в длинном ряде сцен изображены события из земной жизни Христа и из жизни Иосифа Прекрасного, как прообраза Спасителя. Сверх того на передней стороне кресла изображены в более крупных размерах Иоанн Предтеча и 4 Евангелиста (и пророки). Все это — в богатом орнаментальном обрамлении. Некоторые из пластинок, принадлежавших к креслу, находятся в настоящее время в различных коллекциях. Ср. Diehl, "Ravenne. Études d'arché ologie byzantine" (П., 1885).

A. Щукарев.История. — Древнейшие сведения о Р. Сообщает Страбон. По его рассказу, Р. Основана была фессалийцами. Ее дома были построены на сваях, каналы частью заменяли собою улицы. Затем Р. Поочередно переходила в руки этрусков, сабинян, галлов, пока в 254 г. До Р. X. Не досталась римлянам, давшим ей самоуправление и различные привилегии и льготы. В эпоху империи Р. Была одной из важных стоянок римского флота благодаря устроенному Августом порту (Portus classis) и пользовалась особым покровительством римских императоров. Разделенная на 5 больших кварталов, она носила название Pentapolis. Затем Р. Сделалась резиденций епископа (существует предание, будто бы первым епископом Р., с 44 г., был ученик ап. Петра св. Аполлинарий), а с 432 г.

— архиепископа. Император Гонорий, убегая от Алариха, прибыл в Р. И избрал ее своей столицей (402 г.). После падения Зап. Римской империи Р. Взята была Одоакром, королем герулов, а в 493 г. Ею овладел после продолжительной осады Теодорих Великий. В 555 г. Р. Перешла под власть Византии, господство которой продолжалось здесь около двух веков. В 752 г. Р. Перешла в руки лангобардов, а через два года принесена была Пипином Коротким вместе с экзархатом в дар папе. С 1275 г. Р. Перешла в полную собственность знатной фамилии Полента, раньше находившийся в вассальной зависимости от папы. В 1441 г. Р. Овладели венецианцы и удерживали господство над ней до 1509 г., когда Р. Снова перешла в руки папы. В эпоху наполеоновских войн Р. Пришла в полный упадок.

В l860 г. Она включена в состав итальянского королевства. В. П—ий..

Значения в других словарях
Равелин

Вспомогательная постройка в виде исходящего угла (обращенного вершиною в поле), состоящая из вала и рва. Располагается перед серединой наиболее важных сторон или фронтов крепостной ограды (см. Лит. Б на рисунке статьи Крепость). Служит лишней преградой для штурмующих, содействует перекрестной обороне доступов к ограде и прикрывает собою позади расположенные крепостные ворота.. ..

Равене

Симон-Франсуа (Ravenet, 1721 или 1706 — 1774) — франц. Гравер на меди, ученик Леба, в 1750 г. Отправился в Англию, где научился работать с большим вкусом, чем прежде. Его многочисленные гравюры, из которых можно указать, как на особенно удачные, на "Поклонение пастырей" с Д. Фетти, "Товию" с Карраччи и "Мадонну" с Г. Рени, отличаются опрятностью исполнения, колоритностью и блеском. Они доныне ценятся любителями искусства. Сын этого художника, Симон Р. (1755—1813) — также гравер. Он образовался п..

Равенна Марко

(Marco da Ravenna), или M. Равеннский, а также М. Денте — итальянский гравер, один из лучших учеников Маркантонио. Род. Во второй половине XV столетия, был убит при взятии Рима немецко-испанскими войсками в 1527 г. Он удивительно близко подражал своему учителю, обладал уверенностью и чистотою штриха, но уступал Маркантонио в правильности рисунка и при передаче экпрессии лиц впадал в утрировку. Всех исполненных им гравюр насчитывается до 77. Главные между ними — "Избиение младенцев" с Баччо Банди..

Равенна Марко да

(Marco da Ravenna), или M. Равеннский, а также М. Денте — итальянский гравер, один из лучших учеников Маркантонио, род. Во второй половине XV стол., был убит при взятии Рима немецко-испанскими войсками в 1527 г. Он удивительно близко подражал своему учителю, обладал уверенностью и чистотою штриха, но уступал Маркантонио в правильности рисунка и при передаче экпрессии лиц впадал в утрировку. Всех исполненных им гравюр насчитывается до 77. Главные между ними — "Избиение младенцев" с Баччо Бандинел..

Дополнительный поиск Равенна город в Италии Равенна город в Италии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Равенна город в Италии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Равенна город в Италии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 22 символа