Равенство в политике

165

— Р. Как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан. Рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом, это было равенство с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В Древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой ίσουομία, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских граждан, т. Е. Уничтожил одну из важнейших привилегий древнего миpa.

В области религии принцип Р. Перед Богом был провозглашен христианством (о Христе бо Иисусе несть еллин, ни иудей, раб ни свободь, но всяческая и во всех Христос). Средние и новые века, до XVIII века включительно, были эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств — сословных, классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии воскресила в XVIII в. Идею Р. Наиболее ярким ее выразителем явился Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но и духовно. Воспитание и общественные условия вносят в их среду неравенство. В царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытое цивилизацией. Следовательно, идеал, к которому надо стремиться, — назади. Начало политического Р.

Осуществлено в американской конституции, а затем нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во французской революции. Р., свобода и братство провозглашены основными правами человека и гражданина (см. Декларация прав). Конституция 1791 г., ст. 1, гласит. "Все люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3. "Все люди равны по рождению и перед законом". Конституция 1848 г., ст. 4. "Французская республика признает принципом свободу, Р. И братство". Из французских конституций принцип Р. Перешел во многие швейцарские, частью даже в германские. В течение всего XIX в. Происходила борьба за распространение принципа Р. На все гражданские и общественные отношения.

Философская основа этого принципа (Р. Всех по рождению) давно оставлена, как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. Является главным требованием современной демократии. В противоположность демократии греческой демократия современная проводит его без различия расы, класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию обстоятельств делая те или иные исключения (прежде в Америке для цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. См. Демократия. В принцип Р., как оно понимается ныне, входят. Р. Перед законом и судом (уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно уголовного и процессуального права). Р. Обязанностей по отношению к государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и имущественных (не в смысле абсолютного Р.

Обложения, а в смысле Р. Тяготы). Р. Прав на участие в управлении государством (всеобщее голосование, распространяемое последовательными демократами и на женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые, опираясь. 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в действительности и требуемых в будущем демократией, и, наконец, 3) на невозможность вполне последовательного проведения принципа Р. (малолетние, безумные и т. Д. Требуют опеки и не могут пользоваться равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах. На управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р.

Перед законом и даже Р. В правах на управление остается пустым звуком, пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия. Так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Р. В том виде, как он выставлен французской революцией, критикуется как буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического равенства. См. Социализм. В. В-в..

Значения в других словарях
Равенство

Газета. См. Страна.. ..

Равенство в математике

— см. Уравнение.. ..

Равенство как политический принцип

Играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία ) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан. Рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом, это было равенство с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В Древнем Риме не было даже и термина, соответствовавше..

Равенство математическое

См. Уравнение.. ..

Дополнительный поиск Равенство в политике Равенство в политике

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Равенство в политике" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Равенство в политике, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 20 символа