Рождество Христово

102

Великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского. Он совершался там 6 января под именем богоявления (Έπιφανή), а на Западе праздновался 25 декабря, под названием Natalis. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему именно западная церковь стала праздновать его в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта).

Отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие c обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Христова считается вторым после Пасхи ("трехдневная пасха"), а на Западе он стоит даже выше Пасхи.А. Л.К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова (см. Посты). Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. Е. Сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий, патриарх константинопольский, в VII в.

Софроний и Андрей иерусалимские, в VIII в. Св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх цареградский и др. Написали для праздника Р. Христова многие священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в IV в. Было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (Феофила Александр. Прав. 1-е). В навечерие издревле совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь воспоминает многоразличные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р. Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время.

Царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни. "яко с нами Бог". В православной церкви русской торжественность богослужения праздника возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднества и попразднества праздник Р. Христова продолжается 12 дней.См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890). Прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882).

Прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888). Ф. Смирнов, "Происхождение и значение праздника Р. Христова" (Киев, 1883).К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы. Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, "Памятники стар. Рус. Литературы", III. Калитовский, "Матер. До литер. Апокр." и др.). В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла.

Уже в древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX в. На Востоке и Западе пользуются огромной популярностью следующие изображения Р. Христова. В горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос. Над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, например Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему.

Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского народа передается почти дословно. Научная литература предмета — у академика Веселовского, в "Сборнике Академии Наук", 1891 г., у Потебни во II т. "Объясн. Малор. И срод. Песен", у Сумцова в "Очерках ист. Южнор. Апокр. Сказ. И песен", "Этнографическом Обозрении" (см. По указателям Куликовского, I—XVI, 36. XVI—XXXI, 49)..

Значения в других словарях
Рождество Богородицы

Двунадесятый праздник, 8 сентября, в память рождения Пресвятой Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось только в церковном предании и представляется в таком виде. Родители Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского рода, и Анна — из рода первосвященнического. Пресвятая Дева была единственное дитя их, рожденное ими в преклонных летах, по особому обетованию Божию. Имя ее было предуказанно ангелом, предвозвестившим родителям и самое рождение ее. О времени ус..

Рождество Иоанна Предтечи

(24 июня) — под этим именем известен праздник, установленный с первых времен христианства в воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки (I, 24—25, 57—68, 76, 80). Древние христиане восточной и западной церкви особенно прославляли Предтечу в песнопениях и "похвальных словах" в дни его рождения и мученической кончины. Описывая нравственную высоту жизни и мученическую смерть Иоанна, Иосиф Флавий высоко превозносит и восхваляет его. Позднейшие иудейские писатели включают его в число знамени..

Роже Анри-Луи

(Henri Louis Roger) — специалист по детским болезням (1809—1891). Особенно известен он своим учебником диагностики "Traite pratique d'auscultation", составленным им совместно с доктором Бартом и в 1887 г. Вышедшим уже 11 изданием (переведен на русский язык). Другие труды Р. "Recherches clinique s sur les maladies de l'enfance" (1872—83), "Recherches cliniques sur la choré e, la rhumatisme et les maladies du coeur ches les enfants" (1868), "Recherches anatomo-patologiques sur la paralysie enfanti..

Роже Густав Ипполит

(Gustave-Hippolyte Roger) — французский певец-тенор (1815—1879), отличавшийся прекрасным голосом и драматическими способностями. Дебютировал с большим успехом в опере "Eclair", Галеви. Но на сцене Большой оперы, в опере "Пророк" Мейербера, его голос оказался слабым, и утомление, вследствие форсировки, скоро стало отзываться на его пении. Позже Р. Пел в Англии, Голландии, Берлине, Петербурге, всюду восхищая своей манерой петь. В конце жизни был профессором пения в парижской консерватории. См. A..

Дополнительный поиск Рождество Христово Рождество Христово

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рождество Христово" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рождество Христово, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа