Санти Рафаэль

55

Или Санцио (Раффаэло Santi, Sanzio) — один из величайших художников всех времен и народов, род. В Урбино, столице маленького итал. Герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью он получил под руководством своего отца Джованни С. И, по-видимому, одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни Рафаэль был отдан в ученье к Пьетро Ваннучи, прозванному Перуджино, стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художника он усвоил себе все лучшие особенности его стиля, главным образом его — характерное для всей умбрийской школы — стремление к выразительной, поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной гармонией красок и благородством форм.

Самых ранних, юношеских картин С. Известно три. "Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже), "Сновидение рыцаря" (в Лондонск. Национ. Гал.) и "Три грации" (в собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С. Относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, так назыв. "Книга эскизов", хранится в Венецианской академии худ. Немного более поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С., надо признать его картины. "Мадонна Солли" (в Берлинск. Музее), "Мадонна со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конестабиле" (в Имп. Эрмитаже) — произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы и близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья у этого последнего, в 1502 г., С.

Написал алтарную икону, изображающую небесное коронование Богородицы (нах. В Ватикане. Эскизы для нее в разных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, что гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. Над Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине "Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "Io Sposalizio" (нах. В миланск. Гал. Брера). Здесь С., близко придерживаясь в отношении композиции картины своего бывшего учителя на ту же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей сравнительно с ним красоты и жизненности.

В 1504 г. Молодой художник переехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находились Леонардо да Винчи и Микеланджело, и начинает работать под новыми, отличными от прежних влияниями. Он усердно изучает в црк. C.-Мариа-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой изображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворное влияние оказывает на Р. И Леонардо — влияние, особенно ярко отражающееся в портретах, вышедших в ту пору из-под кисти Р., каковы, напр., портреты Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти во Флоренции). В 1506 г. Рафаэль пишет в пандан к "Арх. Михаилу" небольшую картину для герцога Гвидобальдо Урбинского "Св.

Георгий убивает дракона" (ныне в Имп. Эрмитаже), а в 1506—8 гг. Создает целый ряд замечательных по красоте изображений Богоматери с Младенцом-Христом на руках, каковы "Великогерцогская Мадонна" (M. Del Gran Duca, в гал. Питти во Флоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии), "Мадонна дома Темпи" (в мюнх. Пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (в колл. Герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в Берлинск. Муз.) и др. Кроме того, он исполняет более сложные картины такого рода, в которых к Богородице и Христу прибавляется младенец Иоанн Креститель. "Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени" (в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. Муз. В Париже) и пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести.

К достоинствам предшествовавших произведений Р., изяществу форм и нежности красок в них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившиеся вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше через непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. Относится также несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а из большего числа фигур. Таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск. Муз.), "Св. Семейство под пальмой" (Лонд. Нац. Гал.), "Мадонна дома Каниджани" (в мюнх. Пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. Перебрался в Рим, куда по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора св. Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце.

По приезде Р. В вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца, известных под названием "Станц" (stanza — комната). Усердно принявшись за эту работу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил ее с удивительным искусством. В первой из этих зал, в "Станц-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическими фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющих собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту, которые были двигательницами итальянского Возрождения. Подле них по четырем углам потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа Аполлона над Марсием" и аллегория астрономии. Самые стены залы заняты большими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спор о таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собранием знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз".

Столь же роскошно украшена живописью и вторая зала, "Станца дель-Элиодоро". На ее потолке написаны разные сцены из ветхозавтной истории, а на стенах многофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одному священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководца Элиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествия Аттилы и гуннов чрез заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождение ап. Петра из темницы ангелом". В "Зале пожара" (Stanza dell'Incendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Р., Перуджино. Ее стены заняты 4-мя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно. Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV.

Во всех этих картинах самому Р. Принадлежит только композиция. Исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале, в "Станце ди-Константино", все четыре стенные картины писаны учениками Р., и только одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками", компонована им самим. В живописи ватиканских зал артистический гений великого художника выказывается в полном объеме и ярком блеске. Смотря на эти фрески, поражаешься уменьем Рафаэля справляться с весьма сложными композициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигур группировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных рельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или прикрытого одеждою, идеально прекрасны и вместе с тем реально жизненны.

Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы сильно, выразительно и естественно. Рисунок, невзирая на огромный размер изображений, отличается такими же точностью, плавностью и изяществом, какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся к той же эпохе его творчества. Одновременно с работами над росписью ватиканских зал из-под его кисти вышел ряд менее крупных произведений разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папы Юлия II (в гал. Питти и Уффици во Флоренции), молодой женщины (будто бы Форнарины, в палаццо Барберини в Риме), пожилого человека (в Имп. Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской Пинакотеке) и др. Затем упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на руках, то представленной среди более или менее сложной композиции, в сопровождении других фигур, каковы, напр., знаменитая Мадонна делла-Седия (в гал.

Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. С диадемой (в Луврском музее), М. Альдобрандини (в Лондонской национальной гал.), М. Делла-Тенда (в мюнхенской Пинакотеке), М. Дель-Дивино-Аморе (в Неаполитанском музее), М. Дель-Пеше (в мадридском музее), М. Ди-Фулиньо (в Ватиканской гал. В Риме) и некотор. Др. В 1519 г. Учениками Рафаэля по его рисункам были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" — длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. Библия Рафаэля), окруженные орнаментом. Стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян.

Точная копия этих лож — в Имп. Эрмитаже. Немного раньше Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Апостолов. Эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этих ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть в берлинском, дрезденском и мадридском музеях. Уцелевшие семь картонов хранятся в лондонском Кенсингтонском музее. Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнозине на темы классической мифологии.

Здесь в целой серии изображений, чарующих зрителя красотою форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большою фрескою, представляющей триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва X с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata", в гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии с четырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.

Наконец, прелестнейшее из олицетворений Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в Дрезденской гал.) — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Самою последней, предсмертной работою Рафаэля было "Преображение Господне" (в Ватиканском музее). Великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть. Остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме 6 апреля 1520 г. Как живописец, С. — по выражению его первого биографа, Вазари — принадлежал к числу тем немногих избранников неба, в личности которых оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров, обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого времени между многими индивидуумами.

Действительно, творчество С. Может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху Итальянск. Возрождения. Будучи наделен от природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной красоты, обладая при мягком, симпатичном характере закаленным трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, несмотря на непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг наконец такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения.

Усердно изучая, с одной стороны, живую натуру, а с другой — произведения своих великих современников и предшественников, С. Далеко опередил этих последних и соединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых ими результатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармонии между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом — его великое преимущество перед другими живописцами эпохи Возрождения, из которых каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства. В этом — причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столетий, несмотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в направлении искусства. Необычайное дарование С. Проявилось не только в живописи, но и в двух других отраслях искусства — в зодчестве и ваянии.

До какой степени был он сведущ по части архитектуры — свидетельствуют изображения зданий во многих из его фресок. Не довольствуясь подобным выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторые из них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчасти под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но изящная црк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное здание Киджи, палаццо Видони, более не существующий ныне палаццо дель-Аквила в Риме и великолепный дворец Пандольфини во Флоренции. Вместе с Браманте он трудился над постройкою в Ватиканском дворце лож, выходящих на двор св. Дамаза, и, будучи по смерти Браманте (в 1514 г.) назначен строителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного продольного корпуса этого храма с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии подвергшийся, однако, существенному изменению.

Неизвестно, произвел ли С. Собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежит сомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По его композициям исполнены мраморные статуи Мадонны-дель-Сассо, стоящая над его гробницей в римском Пантеоне, пророка Ионы, находящаяся в црк. C.-Мариа-дель-Пополо в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином, принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С. Назовем Дж. Романо, Дж.-Фр. Пеини, Пеллегрино да-Модена, Перино дель-Вага и Раф. Даль-Колле. Строгие последователи своего учителя при его жизни, они стали после его кончины гнаться за одной лишь внешней красотою форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались в холодную манерность.Литература, относящаяся до С., очень обширна.

Насчитывается свыше 300 сочинений и статей, посвященных этому художнику. Важнейшие в их числе — Longhena, "Istoria délla vita e delle opere di Raffaello Sanzio" (Милан, 1816). Quatremère-de-Quincy "Histoire de la vie et des ouvrages de Raphael" (Париж, 1835). Z.-D. Passavant, "Raphaël von Urbino und sein Vater Giovanni Santi" (2 т., Лпц., 1839. Франц. Перев., Париж, 1860). Crowe und Cavacaselle, "Raphaël, sein Leben und seine Werke" (2 т., Лпц.). E. Förster, "Raphaël" (Лпц., 1868). Marco Monighetti, "Raffaello" (Болонья, 1885). H. Grimm, "Das Leben Raphaëls" (Берл., 1878). Eug. Muntz, "Raphaël, sa vie, son oeuvre et son temps" (Париж, 1881). A. Вышеславцев, "Рафаэль" (СПб., 1894).А. Миронов..

Значения в других словарях
Санти графский род

Происходящий от пьемонтского уроженца Франца Матвеевича С. (см. Ниже). Из его внуков Петр Львович (умер 1821) был сенатором, а Александр Львович — ген.-интендантом 1-й армии. Род С. Внесен в IV часть род. Кн. Московской губ. (Гербовник, V, 129).. ..

Санти Джованни

(Santi) — итал. Живописец, отец великого Рафаэля, один из главных представителей умбрийской школы. Произведения его кисти, сохранившиеся до нашего времени, немногочисленны. Среди них особенно любопытны. "Посещение Богородицею св. Елизаветы" в црк. C.-Мариа-Нуова, в Фано. "Мадонна дель-Пополо" в Монтефьоре. Несколько изображений Пресв. Девы с Младенцом-Христом и святыми в црк. С.-Кроче в Фано, в црк. С.-Франческо, в Урбино, в црк. Монтефьорентино, Градары и др. Прекрасные фрески (1492) в црк. Св...

Санти Франц Матвеевич

(1683—1758) — граф, родом пьемонтец. После нескольких лет службы у ландграфа гессен-гомбургского был приглашен Петром I в 1724 г. В Россию "для отправления геральдического художества" и тогда же назначен товарищем герольдмейстера. Составил гербы для многих русских городов (в том числе для СПб.) и придал внешние атрибуты старым гербам. В феврале 1725 г. Был назначен обер-церемониймейстером. В 1727 г. За участие в заговоре гр. Толстого, имевшем целью доставить престол по смерти Екатерины I голштин..

Санти, графский род

Происходящий от пьемонтского уроженца Франца Матвеевича С. (см. Ниже). Из его внуков Петр Львович († 1821) был сенатором, а Александр Львович — ген.-интендантом 1-й армии. Род С. Внесен в IV часть род. Кн. Московской губ. (Гербовник, V, 129).. ..

Дополнительный поиск Санти Рафаэль Санти Рафаэль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Санти Рафаэль" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Санти Рафаэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа