Севериан (епископ гавальский)

87

— (в Сирии), один из замечательных проповедников IV в. (умер, по мнению Филарета Черниговского, в 415, по Тильемону — в 430 г.). Прибыв из своей епархии в столицу, С. Приобрел большое явление, особенно на императрицу Евдоксию. Сам Иоанн Златоуст, в то время архиеп. Константинопольский, настолько уважал его, что во время своих отлучек передавал ему управление епархией. С., однако, стал интриговать против Иоанна. Узнав о том, Иоанн лишил С. Права проповеди в Константинополе и настаивал на совершенном удалении его. На время между ними состоялось соглашение, и оба противника сказали по речи о благе мира, но затем интрига возобновилась и окончилась удалением Иоанна из Константинополя. Неблагоприятный образ действий С.

По отношению к Иоанну заставил забыть проповедническую деятельность С., о которой, однако, с большой похвалой упоминают древние историки — Сократ, Созомен, Палладий, Исидор Севильский. Проповеди С. Часто смешивались с проповедями Василия Beл., Иоанна Златоуста и Хризолога. И доселе еще не решен вопрос, кому принадлежат проповеди, изданные в ХVI — ХVII вв. В числе Златоустовых, но имеющие в рукописях надпись имени С. Всего известно всех проповедей С., в целом виде или в отрывках, больших или малых, 107 — 109 заглавий. Из них напечатана лишь часть. В шести беседах о книге Бытия С. Старается каждое творение пояснить с точки зрения современного ему естествознания. Это — не столько нравоучительные проповеди, как у Златоуста, сколько лекции по тогдашней натурфилософии.

Современные ученые считают С. Человеком обширного богословского и общего образования. В догматических и полемических "словах" С. (против еретиков) виден диалектик весьма искусный и тонкий. В этом сходство С. С Григорием Богословом. Вопрос о том, к какой богословской школе своего времени принадлежал С., остается пока нерешенным, за недостаточным исследованием специалистами его сочинений, доселе большей частью неизданных. Но судя по тем сочинениям С., которые уже изучены, его можно признать апологетом никейского символа. Некоторое пристрастие к аллегорическому методу толкования Св. Писания указывает на близкое отношение С. К школе александрийской. По внешнему строю его проповеди отличаются большой логичностью, хорошим схематизмом.

Не только "слова", но и "беседы" имеют почти все заранее начертанный оратором или указываемый ходом мысли план. В этом отношении С. Очень близко сходится с Астерием Амасийским, Евсением Кесарийским (как проповедником) и другими ораторами церковными IV в., которые установили тематизм и строго-систематическое изложение речи, хотя и не по всем правилам древней риторики, так как давали место в проповеди религиозному экстазу и профетизму. При силе, яркости и остроумии мысли, у С. Не всегда изящна и правильна стилистически фраза. Недостаточно ли хорошо знал по гречески этот сириец, или он не имел обыкновения тщательно обрабатывать фразу в проповедях — еще не решено. Можно предполагать и то, и другое. На русский яз.

Переведено (Эминым, в 1878 г.) слово С. На текст из Евангелия от Луки (см.). Н. Б—в..

Значения в других словарях
Севергин

(Василий Михайлович, 1765—1826), химик и минералог. Обучался в Академической гимназии и Академическом университете, а в 1785 г. Был отправлен в Геггинген, для изучения минералогии. В 1789 г. С. Был избран адъюнктом по кафедре минералогии, а в 1793 г. Он был возведен в звание академика или профессора минералогии, и в этом звании оставался до самой своей смерти. Как ученый, С. Стоял на высоте современного ему развития естествознания в европейском ученом мире и, вместе с тем, он постоянно имел в ви..

Северж

(Siewierz) — пос. Бендинского у. Петроковской губ., на р.Чарна Пржемша. Древний замок, со всех сторон окруженный водою. С. Был некогда столичным городом княжества Северского, принадлежавшего епископам краковским. После первого раздела Польши дотоле цветущее княжество пришло в упадок. В 1899 г. В С. Было 3070 жит., почти все католики. Катол. Црк., богадельня, школа. Завод гончарных изделий. В окрестностях С. Железная руда, бурый уголь, галмей и раковистый известняк. Почта и телеграф.. ..

Севериан (епископ гавальский)

(в Сирии), один из замечательных проповедников IV в. (умер, по мнению Филарета Черниговского, в 415, по Тильемону — в 430 г.). Прибыв из своей епархии в столицу, С. Приобрел большое явление, особенно на императрицу Евдоксию. Сам Иоанн Златоуст, в то время архиеп. Константинопольский, настолько уважал его, что во время своих отлучек передавал ему управление епархией. С., однако, стал интриговать против Иоанна. Узнав о том, Иоанн лишил С. Права проповеди в Константинополе и настаивал на совершенно..

Севериан (святые)

— святые православной церкви. 1) один из 40 севастийских мучеников (см.). 2) св. Мученик. Видя страдание великомуч. Георгия, открыто исповедал себя христианином, за что был усечен мечом, в 303 г., в Никомидии. Память 18 апреля. 3) св. Мученик, пострадал в Галлии, в I в., при Клавдии. Память 4 июня. 4) св. Мученик, был умерщвлен близ Халкидона, при Maксимиане. Память 22 августа. 5) св. Мученик, происходил из знатного рода и жил в Севастии. Когда взяты были на суд 40 мучеников, то св. С. Убеждал и..

Дополнительный поиск Севериан (епископ гавальский) Севериан (епископ гавальский)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Севериан (епископ гавальский)" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Севериан (епископ гавальский), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 29 символа