Сионизм

96

Так называется в последнее время движение, направленное к национальному возрождению евреев в Палестине. Тяготение туда, где протекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и где, по его верованиям, должны исполниться обетования пророков, не прекращалось среди евреев в течение всего 18-векового периода их рассеяния. В ежедневных молитвах евреи не перестают молить Бога о восстановлении града Давида в прежнем величии и о возвращении рассеянного народа на старую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах и талмудических сказаниях, так и в творениях еврейских поэтов [Особенной славой пользуются в этой области песни-сиониды Иегуды Галеви, частью вошедшие в состав молитв.] тоска по Палестине выражается в ярких образах.

Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых движений, паломничеств и эмиграции в Палестину. В первые века по разрушении храма стремление евреев в Палестину носит характер военно-политический и заканчивается массовым истреблением евреев при подавлении римлянами восстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного века, в который где-нибудь среди евреев не возникло бы палестино-мессианское движение, иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие размеры приняло в XVII в. Мессианское движение Саббатая-Цеви (см.), распространившееся среди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся даже евреев Голландии. Несмотря на опасности, с которыми было связано путешествие в Святую землю, евреи не только совершали непрерывные паломничества в Палестину [Палестина до наших дней называется у евреев "Erez-Israel", т.

Е. Земля Израиля.], но и стремились к основанию там хотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы под старость. В XIX в. Тоска по Палестине в связи с верой в национальное возрождение остается неизменной в народе, но принимает новые формы в слоях, проникнутых европейским просвещением. Под влиянием национально-освободительных движений первой половины XIX в. В Зап. Европе раздались первые одинокие голоса в пользу восстановления политического бытия еврейского народа. В 1862 г. М. Гесс, редактор "Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своей книге "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalitätsfrage" настаивает на необходимости особой территории для свободного развития еврейской национальной индивидуальности и на невозможности разрешения еврейского вопроса иным путем, как возвращением евреям прав политической нации в Палестине.

Одновременно с этим Эрнест Лагаранн в брошюре "La question orientale" горячо призывает евреев восстановить свою национальную жизнь в Палестине и обращается ко всем европейским народам — и французам в особенности — с призывом помочь евреям в этом великом для цивилизации Востока деле. В 1861 г. Пользовавшийся среди евреев высоким авторитетом торнский раввин Г. Калишер в 3-й части своей книги "Emuno Jischoro" (Праведная вера) и отдельно в книге "Drischath-Zion" (Искание Сиона, 1865) развивает мысль о необходимости, не выжидая пришествия Мессии, теперь же приступить к основанию в Палестине земледельческих колоний. На еврейском митинге в Мельбурне (в Австралии) в 1861 г. Было постановлено учредить комитет для сбора пожертвований на дело земледельческой колонизации Палестины.

Первые практические шаги к возрождению еврейского земледелия в Палестине были сделаны в конце 1860-х годов Моисеем Монтефиоре и представителем парижского "Alliance Israelite" Шарлем Неттером. М. Монтефиоре приобрел для этой цели участок земли близ Яффы. Но попытка его не удалась вследствие неподходящего состава лиц, избранного для устройства колонии. Гораздо более успеха имела основанная в 1869 г. По инициативе Неттера агрономическая школа "Микве-Израиль" близ Яффы. Школа эта должна была служить рассадником агрономов, которые могли бы обучить земледелию палестинских евреев. После смерти Неттера сочувствие "Аллианса" к насаждению еврейского земледелия в Палестине охладело, и до 1890-х гг. Яффская школа, дав агрономическое образование нескольким сотням питомцев, на развитие собственно еврейского земледелия в Палестине не имела заметного влияния.

В конце 1870-х годов среди палестинских евреев стремление к земледелию начинает пробуждаться, и несколькими лицами приобретается (1878) близ Яффы участок земли, на котором ныне находится колония Песах-Тикво. Новая эпоха в национальном и связанном с ним колонизационном движении евреев в Палестину начинается с первой половины 1880-х гг. В 1881—82 гг. На юге России произошел ряд еврейских погромов. Лишенные крова и средств к существованию и не уверенные в своей безопасности, евреи образовали эмиграционный поток, направившийся, главным образом, к нашей западной границе, оттуда разлившийся по всем крупным городам Зап. Европы и отхлынувший затем в Сев. Америку. Во главе движения стала интеллигентная молодежь. В Киеве, Харькове и Одессе многие евреи покидали университеты и гимназии и образовывали группы, которые должны были направиться в Палестину или другую страну, где будет приобретена особая территория для еврейского народа.

В то же время в Россия, Галиции, Румынии и Болгарии возникают кружки так назыв. "Ховове-Цион" (друзей Сиона) или "палестинофилов" с целью содействия основанию в Палестине еврейских земледельческих колоний и подъему национального самосознания евреев посредством изучения еврейской истории и литературы и превращения древнееврейского в живой разговорный язык [В еврейских начальных школах в Яффе и соседних с нею колониях преподавание всех предметов ведется в настоящее время на библейском языке.]. И в Зап. Европе, где с 1880-х годов особенно усилилось антисемитическое движение, возникают с той же целью студенческие союзы — в Вене, Берлине, Гейдельберге, Париже и других университетских городах. Еврейское национальное движение встретило сочувствие и в некоторой части христианского общества, особенно в Англии.

Известный путешественник по Востоку и дипломат сэр Лауренс Олифант в 1882—88 гг. Всецело посвятил себя ходатайству перед турецким правительством о разрешении евреям основывать колонии в Палестине, где он и умер, оказывая еврейским колонистам всевозможную поддержку. Мысль о необходимости объединения многочисленных палестинофильских кружков России, Румынии, Галиции и друг. Стран, появившаяся в самом начале движения, была впервые осуществлена в 1884 г. На съезде представителей кружков в прусском городке (близ русской границы) Каттовице. Здесь было положено основание обществу "Друзей Сиона" имени М. Монтефиоре, с временным комитетом в Одессе. В 1887—89 гг., на съездах в Варшаве, Друскениках и Вильне, продолжалась объединительная и организационная деятельность русских палестинофилов.

В 1890 г. Был утвержден устав "Общества вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине", с комитетом в Одессе и подчиненным последнему управлением в Палестине. Цель общества — поощрение евреев, поселившихся в Сирии и Палестине, к производительному (преимущественно — земледельческому) труду. Общество не в праве ни оказывать поддержку лицам, намеревающимся поселиться в Палестине, ни содействовать вообще переселению евреев в Палестину [За 9-летнее существование общество израсходовало на поддержку еврейских колонистов в Палестине около 150 тыс. Руб.]. Таким образом, в круг деятельности официально утвержденного общества могла войти лишь часть задач кружков "Друзей Сиона", число которых продолжало расти.

Свободнее могли организоваться заграничные кружки "Друзей Сиона", объединенные в начале 1890-х гг. Парижским центральным комитетом. В 1890—91 гг. Эмиграционное движение евреев в Палестину достигает своего апогея и вызывает со стороны турецкого правительства запрещение въезда в Палестину русских евреев массами и на продолжительный срок. Несколько сотен семейств бедных евреев не были спущены с пароходов на берег и возвращены на тех же пароходах обратно. Под влиянием этих событий и медленных успехов палестинской колонизации (в течение первых 10 лет основано около 18 колоний с населением до 5000 чел. Затем дальнейшее расширение колонизации приостановилось) в лагере палестинофилов начинают обрисовываться различные течения.

Особенное значение получает направление, известное под именем духовного палестинофильства [Во главе его стоит О. Гинцберг, известный в еврейской литературе публицист, пишуший под псевдонимом Ахад-Гаом.]. По убеждению представителей этого направления, деятельность палестинофилов в настоящее время должна быть направлена не к колонизации Палестины, а к культурному развитию народа и к созданию новой системы национального воспитания [В последние 5 лет сионисты во многих городах усердно занялись изданием для народа просветительных книг, устройством библиотек, народных чтений, субботних школ, начальных школ и т. П.]. Палестина впредь до возможности открытой и широкой колонизации должна служить лишь духовным центром еврейства.

Пока достаточно образовать там хотя немногочисленное, но образцовое еврейское земледельческое население, которое служило бы ядром будущей колонизации. В противоположность духовным практические палестинофилы выдвигают на первый план колонизацию Палестины, причем они не задаются никакими широкими проектами, а надеются на постепенное естественное усиление еврейской эмиграции в Палестину и колонизации этой страны (колонизационная система практических палестинофилов известна под названием системы инфильтрации). В середине 1890-х гг. Возникает третье направление — так назыв. Политический С. [С этих пор название "С." вытесняет из употребления название "палестинофильство". Под С. Вообще разумеется все еврейское национальное движение последних 18 лет, причем различают религиозный С., духовный, или культурный, С.

И политический С.], — обязанное своим развитием деятельности венского журналиста Теод. Герцля и его книге "Judenstaat" (1896. Есть русск. Перев.). Герцль категорически заявляет, что основание еврейского государства есть не только насущная потребность евреев, но и всего цивилизованного мира. Средства для этого он видит в объединении всех евреев в одном союзе, который путем международного соглашения добился бы уступки со стороны Турции территории в Палестине для образования еврейского государства. Систему инфильтрации практических палестинофилов Герцль решительно отвергает. В 1897 г. В Базеле собрался первый конгресс сионистов (около 200 представителей кружков из всех частей света) для выработки программы деятельности и организации сионистской лиги.

Конгресс принял следующую программу. С. Стремится создать для еврейского народа обеспеченное публичным правом убежище (Heimstätte) в Палестине. Для достижения этой цели конгресс имеет в виду следующие средства. 1) Целесообразное [На втором конгрессе было разъяснено, что под целесообразным заселением Палестины следует понимать колонизацию с разрешения турецкого правительства и под руководством избранного конгрессом для этой цели специального органа.] заселение Палестины еврейскими земледельцами, ремесленниками и промышленниками. 2) Объединение всего еврейства посредством учреждения местных и общих организаций согласно законам каждой страны. 3) Укрепление национального самознания еврейского народа. 4) Подготовительная деятельность к получению согласия европейских правительств на достижение цели С.

Высшим органом сионистской лиги признается периодически созываемый конгресс выборных представителей местных кружков, а исполнительным органом — избираемый конгрессом центральный комитет. Местопребывание комитета назначено в Вене. В 1898 и 1899 гг. Происходили в Базеле 2-й и 3-й конгрессы сионистов, на которых продолжалось развитие организационных планов сионистской программы. В 1899 г. Учрежден "Еврейский колониальный банк" в Лондоне, финансовый орган сионистской лиги. Основной капитал его составляется из акций в один фунт стерл. Каждая (всего 2 млн. Акций. При подписке на первые два млн. Р. 90% пришлось на лица подписавшиеся на 1—3 акц.). Одновременно с сионистской лигой продолжали развивать свою деятельность отдельные колонизационные общества, придерживаясь старой системы практических палестинофилов.

В 1898 г. Во Франкфурте-на-Майне и Берлине колонизационным общ. "Эзра" была устроена выставка произведений еврейских палестин. Земледельч. Колоний. В 1899 г. К числу обществ, поощряющих еврейскую колонизацию в Палестине, присоединилось "Еврейское колонизационное общество" барона Гирша, которое прежде сосредоточивало свою деятельность исключительно в Аргентине. В настоящее время в ведение этого общества перешли те еврейские колонии в Палестине, которые прежде находились под покровительством бар. Эдмунда Ротшильда. В 1900 г. Во Франкфурте-на-Майне происходил съезд представителей всех колонизационных обществ для выработки общей программы деятельности. Задачей предстоящего в августе 1900 г. 4-го конгресса сионистов в Лондоне является объединение, по возможности, деятельности представителей политического С.

И колонизационных обществ. Сионистическое движение вызвало горячую борьбу разных течений в еврейском обществе, выразившуюся в обширной полемической литературе. Против С. Высказываются, с одной стороны, более ассимилировавшиеся и обеспеченные слои народа, опасающиеся, что С. Может стать орудием в руках антисемитов, с другой стороны, — фанатики, боящиеся культурно-просветительного влияния С. На народ. К первой категории принадлежат некоторые германские раввины реформированного еврейства, выступившие с протестом против С. Как противного их германскому патриотизму. Главнейшие работы по вопросам, связанным с национальным возрождением евреев. За С. (кроме названных выше сочинений Гесса и Герцля) — L. Pinsker, "Autoemancipation.

Mahnruf an seine Stainmesgenossen von einem russischen Juden" (появилось без имени автора в Берлине 1882 г. И произвело сильное впечатление. Русский перевод выдержал несколько изданий). D-r Rülf, "Aruchasbath-Ami. Israels-Heilung" (Франкф. На M., 1883). П. Смоленский (статьи его в журнале "Haschachar", 1882—84), Я. Розенфельд ("Рассвет", 1882—83). Л. Леванда, "Сущность палестинского движения" (в сборнике "Палестина", 1884). M. Лилиенблюм, "О возрождении еврейского народа на Св. Земле" (Од., 1884 и М., 1886). Ахад Гаом, "Al-Proschath-Drochim" ("На распутьи" — сборник статей на древнеевр. Яз., 1895). Речи Макса Нордау и Т. Герцля в протоколах конгресса и в венском органе сионистов "Die Welt". Доклады Мандельштама, Гастера и Л. Кана о культурных задачах С.

В протоколах конгресса. Д-р Е. Членов, "Второй конгресс сионистов" (М., 1899). M. Марголин, "Основные течения в истории еврейского народа" (СПб., 1900). М. Шейнкин, "Третий конгресс сионистов" (Одесса, 1900). Против С. Дубнов, "Письма о новом и старом еврействе" ("Восход", 1898—99). М. Кудишер, "Тоска по Палестине и Лжемессии" (ib., 1899). М. Моргулис, "Современные опасения западноевроп. Евреев" (П)., 1899). Зангвиль, "С." (ib., 1899). Г. Бубис, "Сионистское движение при свете критики" (СПб., 1900) и др..

Значения в других словарях
Сион, еженедельник

Орган русских евреев, еженедельное периодическое издание, выходившее в Одессе с июля 1861 до конца апреля 1862 г. Служило продолжением журнала "Рассвет" (см.). Редакторами были Е. Соловейчик, Л. Пинскер и Н. О. Бернштейн.. ..

Сион-чеон

(Сиен-чиен-по, Сён-чён) — открытый (с 1899 г.) порт в пров. Хам-йонг в Корее. 23000 жит. (1900 г.). Ввоз (заграничный) в 1899 г. — 300 иен, в 1902 г. — 8000 иен. Вывоз (бобы) — 3000 и 25000 иен. В 1899 г. Пришло судов в 16000 т., в 1902 г. — в 53000 т. Внутренняя и береговая торговля выражается след. Цифрами. Ввоз в 1899 г. 39000, вывоз — 56000, ввоз в 1901 г. — 78000, вывоз — 75000 иен. Торговля ведется главным образом с Вен-саном, находящимся на том же зап. Берегу Кореи. Окрестности С. Богаты ..

Сионицкая-Дейша

Мария Андрияновна — русская певица-сопрано, род. В 1863 г. Училась пению у Эверарди, затем у Маркези в Париже и в 1883 г. Дебютировала на Императ. Русской сцене в Петербурге в опере "Аида", с большим успехом. В 1891 г. С. Перешла на Имп. Москов. Сцену. Ее лучшие роли — Татьяна в "Евгении Онегине", Елизавета в "Тангейзере", Наташа в "Русалке", Антонида в "Жизнь за Царя".. ..

Сионская весть

Или секта десного братства, или еговисты — секта, появившаяся около 50-х гг. XIX стол. В округе Гороблагодатских заводов в Пермской губернии. С. Вестию эта секта названа по ее символической книге, в которой изложены основы ее учения. Основателем секты был штабс-капитан артиллерии Николай Созонтович Ильин, человек очень даровитый и образованный. Официально он значился сыном солдата, но сам называл себя незаконнорожденным сыном какого-то шведского ген. Паткуля. Первоначальное воспитание Ильин полу..

Дополнительный поиск Сионизм Сионизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сионизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сионизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа