Сирохалдейцы

76

(сиро-халдейские несториане). — Теперешние С. Представляют собою остаток некогда могущественной и цветущей восточно-азиатской, или халдейской, церкви, возникшей в пределах древнего ассиро-вавилонского царства и в средние века распространявшей свое влияние от Сирии до Китая и от Монголии до Индии и Цейлона. Начало этой церкви относится к апостольской эпохе. По преданиям, сохраняющимся по настоящее время среди сиро-халдеев, их предки первыми из язычников услышали проповедь о Христе еще тогда, когда она не раздалась громко в самой Палестине. Зороастр, — рассказывает сиро-халдейская сага, — предвозвестил пришествие на землю Богочеловека и своим приближенным ученикам открыл, что рождение Его будет отмечено появлением особой звезды на небе.

Ожидая исполнения этого предсказания, одно поколение мудрецов за другим наблюдало за небесными светилами, и когда явилась необычайная звезда, три волхва пошли за нею на запад и достигли Вифлеема. Возвратившись на родину, они принесли с собою пелену, подаренную им Марией и Иосифом, и первые поведали своим соотечественникам весть о рождении Христа, подтвердив ее чудом, совершившимся от пелены. Вскоре за тем в страну халдеев прибыли апостолы Фома и Фаддей и прочно насадили христианство, основав для уверовавших епископскую кафедру в Селевкии-Ктезифоне. Несомненно, что христианство появилось здесь очень рано. К началу II в. Оно было настолько заметным явлением, что обратило на себя внимание Траяна во время его похода на парфян.

В третьем веке оно проникло даже в среду персидских магов и оказало влияние на религию Зороастра, как это видно из истории манихейства. На первых порах христиане в Персии сохраняли непрерывную связь с греко-римским христианством. Они входили в состав Антиохийского округа, и епископ Селевкии-Ктезифона, постепенно подчинявший себе остальные кафедры дальнего Востока, получал рукоположение в Антиохии. Зависимость от антиохийского престола всегда носила на себе, впрочем, более номинальный, чем реальный характер. По Бар-Гебрею, ктезифонские епископы еще в конце II в. Достигли полной самостоятельности. Они прекратили свои поездки в Антиохию за посвящением и стали избираться и рукополагаться епископами своей области.

С IV в. Персидские христиане лишаются той религиозной свободы, какою они пользовались под управлением Арсакидов, и для них впервые наступает эпоха тяжких гонений за веру. Эта перемена отчасти объясняется религиозным фанатизмом новой персидской династии Сасанидов, ревностно принявшихся за восстановление персидского национального государства. Но главным образом она вызывалась обострившимися политическими отношениями между Персией и Римской империей. Персидским правителям казалось, что во время войн их с империей христианские их подданные передают своим римским единоверцам тайны персидского царства. Развившиеся на этой почве подозрения сначала повлекли за собой для христиан Персии усиление поборов и податей, а затем открылись и всеобщие гонения — и чем большую стойкость показывали христиане, тем несомненнее становилась в глазах персидского двора политическая опасность христианства.

Начавшись в 342 г., гонения продолжались около полутора столетий, до окончательного отделения халдейской церкви от союза с церковью вселенской. Греческий историк Созомен одних епископов, пострадавших за веру, поименно насчитывает до 25. Предание же халдейской церкви число всех клириков, монахов и девственниц, принявших мученическую смерть, возводит до 16000, не считая множества простых мирян. Из церквей греко-римской империи в наиболее близких сношениях христиане Персии стояли с церквами сирийского округа, с которыми их издавна соединяло географическое соседство, единство языка и общность духовного характера. Здесь же лежал и тот единственный источник, откуда персидское христианство черпало свое духовное просвещение.

В IV и V веках в Сирской Месопотамии, около самых границ с Персией, процветала эдесская школа, основанная еще во втором веке гностиком Бардесаном и прославленная трудами Ефрема Сирина. В этой школе, служившей центром сирской учености, получали образование многие персидские христиане, стремившиеся к богословскому знанию. Некоторые из них оставались учителями в Эдессе, другие же возвращались на родину и достигали там высших иерархических степеней. Сношения с одними только сирийскими христианами сделали богословское развитие персидских христиан односторонним и сузили их духовный горизонт. Всякое догматическое учение они воспринимали в той форме, в какую его отливала сирийская богословская мысль. Когда в 30-х годах V в.

Несторианство нашло поддержку в Сирии и оттуда стало проникать в Персию, персидские христиане лишены были возможности сделать выбор между ним и православием. Они пошли туда, куда влекли их сирийские учителя, и приняли несторианство. Когда Равула, еп. Эдесский, закрыл эдесскую школу и изгнал из своей епархии ее учителей, последние убежали в Персию и там, среди персидских христиан, нашли радушный прием. Они завели у них первые богословские школы, заняли влиятельные епископские кафедры и в течение полустолетия успели доставить несторианскому учению полное торжество в Персии. Большую услугу персидскому несторианству оказал Ива, возобновив эдесскую богословскую школу. В 489 г. Она была вторично, и на этот раз окончательно, закрыта по приказанию импер.

Зенона. Ее учителя опять бежали в Персию, разнося с собой рассказы о гонениях, перенесенных ими в Византийской империи. Нисибисская школа унаследовала среди христиан Персии духовное влияние Эдессы и отличалась необыкновенной сплоченностью своих приверженцев. Дальнейшую историю сиро-халдейской церкви см. Несториане (см.). Современные сиро-халдеи несториане, своею численностью едва ли превышающие 200000 чел., занимают области Курдистана и Азербайджана, лежащие по обеим сторонам турецко-персидской границы, в бассейнах озер Вана и Урмии. Во главе их стоит патриарх, официально называющий себя халдейским и постоянное местопребывание имеющий в Турции, в селении Кудшанисе. Он всегда носит имя Мар-Шимона, принимаемое им при вступлении на патриаршество, и соединяет в своих руках духовную и светскую власть.

Избирается он из одного и того же древнего рода гормесов. Но так как сам патриарх и кандидат на этот сан ведут безбрачную жизнь, то патриаршество наследуется по боковой линии, от дяди к племяннику. Вторым после патриарха лицом среди С. Является митрополит, или, по выговору восточных христиан, матран. В настоящее время в несторианской церкви матранов два, но только один из них, тоже живущий в Курдистане, пользуется всеми правами, усвоенными этому сану. Ряд высших иерархов несторианской церкви заканчивается епископами и викариями, число которых бывает неодинаково. Всех епископий у С. Теперь насчитывается восемь. Четыре в Турции и четыре в Персии. Среди низшей иерархии, состав которой у халдеев тот же, что и в правосл.

Церкви, особыми преимуществами пользуются архидиаконы. Они назначаются большею частью из родственников епископа или предполагаемых преемников его и, будучи доверенными епископа, практически занимают более видное и влиятельное положение, чем священники. Звание архимандрита, хотя у С. Нет ни одного монастыря, сохраняется и поныне. Этим титулом называются лица, предназначаемые к епископскому званию или управляющие епархиями, но еще не получившие архиерейского рукоположения. Подобно патриаршему сану, все прочие церковные служения, от матранства до священства, наследственны и переходят к ближайшему родственнику или старшему потомку. Как и православно-русское духовенство, сиро-халдейское обзаводится земельными угодьями, возделывает их иногда собственными руками, пользуется доходами за исправление треб и некоторыми сборами с паствы.

Высшие духовные лица получают у С. И нечто вроде жалования, только не от правительства, а от той же паствы. Это — так наз. Решита, т. Е. Известное количество денег и жизненных припасов, которое каждый верующий обязывается уплатить своему епископу в определенное время года. Решита патриарха далеко превосходит собой решиту простых епископов. Она простирается на все несторианское население, подвластное патриарху, и уплачивается только деньгами. Подать эта невысока, около трех пиастров (17—20 коп.) с души, и собирается один раз в 3 года. Храмы сиро-халдейские строятся почти по тому же плану, что и православные. Богослужение совершается на древнесирском языке и слагается из тех же служб, какие существуют и у нас. Существуют только два гласовых напева, чередующихся между собою понедельно.

Литургийных чинопоследований у С. Три. Литургия св. Апостолов, Феодора Толкователя и Нестория. Наиболее часто совершается литургия апостолов, очень древняя и не имеющая никакой еретической окраски. Литургию Нестория служат около трех или пяти раз в год. В каждый новый раствор муки для просфор С. Прибавляют крупицы старого освященного хлеба и таким образом как бы ставят новый хлеб в непосредственную связь и преемство с прежним. Этот обычай, которым они очень дорожат, С. Объясняют преданием, сохраняющимся у них с глубокой древности. Священство у С. Отличается тем, что в одно служение мирянин возводится в чтеца, диакона и священника. Устной исповеди у них не существует. Она заменяется сердечным покаянием. В 1859 г. В Константинополь прибыл несторианский священник города Урмии Михаил для переговоров с восточными патриархами по вопросу о принятии несториан в православную церковь.

Патриархи отклонили от себя это дело и указали на преосв. Кирилла, тогдашнего настоятеля нашей иерусалимской миссии, к которому и обратился Михаил. Из собранных Св. Синодом справок оказалось, что действительно урмийские христиане в числе 8000 семейств имеют склонность к православию и что свящ. Михаил пользуется между ними известностью по своей преданности русскому правительству. В Петербурге (куда он прибыл в 1861 г.) Михаил уверял, что не только урмийские несториане, но и турецкие, вместе с патриархом и всей иерархией, охотно присоединятся к православию, если Св. Синод пошлет к ним уполномоченное для того лицо. Синод отправил в Закавказский край архим. Софонию, бывшего перед тем настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Поселившись в Эривани (1861), Софония вошел в сношения с сиро-халдеями, переселившимися к нам в 1828—29 гг., чтобы через них действовать на персидских несториан, изучил их богослужебный язык, свел знакомство с одним из викарных несторианских епископов, бежавшим на Кавказ от преследования турок, и успел собрать много ценных сведений о религиозном и общественном быте сиро-халдеев. В январе 1863 г. Софония возвратился в СПб. С собранными им сведениями и представил их Св. Синоду, но многие соображения внешнего характера, как то. Опасение противодействия мусульманских властей, недостаток лиц, способных выполнить сложное дело присоединения, и т. П., не позволили Синоду дать представлениям Софонии надлежащее движение.

В 1883 г. Несториане снова возобновили свое ходатайство через своего епископа Гавриила. Св. Синод определением от 16—27марта 1895 г. Постановил послать к персидским сиро-халдеям особую миссию для ознакомления с их вероучением и для наставления их в православии. Выбор пал на настоятеля эриванского собора Виктора Синадского и одного из уездных эриванских священников, Симеона Алаверанова, знающего язык сиро-халдеев. 17 мая 1897 г. Эта миссия прибыла в Урмию, а 19 мая отправилась в селение Супурган по приглашению местного епископа Мар-Ионы и здесь составил акт предварительного соглашения несториан на присоединение к православию, под которым подписались, кроме Мар-Ионы, 234 духовных и светских почетных лица из местных сиро-халдеев.

В феврале 1898 г. Прибыла в СПб. Сиро-халдейская депутация с Мар-Ионой во главе, от имени 9000 несториан, официально изъявивших желание вступить в лоно правосл. Церкви. В заседании Синода 24 марта Мар-Иона отрекся от заблуждений своей церкви, прочитал и подписал особо приспособленное для этого исповедание веры, после чего было определено принять его в общение с православною церковью по третьему чину, т. Е. Через отречение от заблуждений и в сущем сане. Это определение было приведено в исполнение в 25 марта 1898 г. Постановлением Св. Синода, состоявшимся на другой день торжества присоединения, Мар-Ионе предложено было по прибытии на родину утверждать в православном исповедании своих единоплеменников, и для содействия ему в этих трудах назначена особая миссия.

См. Анатолий Спасский, "Сиро-халдейские несториане и присоединение их к православной церкви" ("Богосл. Вестник", 1898, май). А.Лопухин, "Несториане или С., их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к православию" (СПб., 1898). Его же, "Обращение сиро-халдейских несториан в лоно православной церкви" (ib., 1898). Свящ. Сиро-халд. Иаков Бабаханов, "С., их история и жизнь, по рассказу одного из них" ("Христ. Чтение", 1899. Июнь). В. В. Болотов, "Из истории церкви сиро-персидской" ("Христ. Чтение", 1899, янв. — июнь. 1900, январь, март). Neale, "History of the holy Eastern Church" (Лонд., 1850). Rae, "The Syrian Church in India" (Лондон, 1892)..

Значения в других словарях
Сиротские дома

Уже в глубокой древности встречаются указания на то, что государство принимало известные меры для ухода за сиротами павших воинов. При римских императорах Траяне, Антонинах и Александре Севере существовали особые учреждения для попечения о сиротах. Христианство предписывало заботиться о сиротах. Впоследствии забота о покинутых сиротах, как и вообще о бедных, перешла главным образом к монастырям. Собственно С. Дома, в которых сиротам доставлялось бы воспитание и образование, начинают возникать в ..

Сиротский суд

Учреждение, заведующее опекою над лицами городских сословий. С. Суды возникли в 1775 г. По Учреждению о губерниях при каждом городовом магистрате учреждался С. Суд для купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот. Он состоял, под председательством городского головы, из 2 членов магистрата и городового старосты. Жалобы на городовой С. Суд приносились губернскому магистрату, а после его уничтожения — сначала (при имп. Павле) гражданскому департаменту палаты суда и расправы, затем гражданской пал..

Сирпула

(Ширпурла), или Лагаш — древнейший центр Южной Вавилонии, памятники которого открываются начиная с 1878 г. На вост. Берегу Шатт-эль-Хай и хранятся главным образом в Париже (Лувр) и Константинополе. Город тянулся на большое пространство и не имел стен. Убежищами служили храмы богов-покровителей кварталов. Нингирсу, Нины, Гасигдуги. Впоследствии выступает еще более сложный пантеон. Надписи и памятники искусства найдены от разных эпох. Древнейшие восходят в IV тысячелетие и отличаются крайне архаич..

Сирт Большой и Малый

(Σύρτις μεγάλη и μικρά) — в древности название двух больших и глубоких заливов на северном берегу Африки, из которых второму соответствует нынешний Габес, первому — Сидра. Малый С. В древности считался недоступным для кораблей. В Большой С. Могли входить лишь немногие суда. Берега заливов были песчаные и негостеприимные и принадлежали сперва киренцам, затем карфагенянам и, наконец, римлянам, которые область Сиртов (ή Συρτικη, Syrtia regio) присоединили в административном отношении к провинции Аф..

Дополнительный поиск Сирохалдейцы Сирохалдейцы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сирохалдейцы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сирохалдейцы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа