Славянская мифология и религия славян

78

Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун (см.). Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге (см.). Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами. Такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Дажбога (см.), а также Хорса. Хранитель стад Велес или Волос (см.) первоначально тоже был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древни и употреблялись всеми славянами.

Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы. Так, у балтийских славян высшим богом считался Святовит (см.), и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом. Название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с имени города, а город получил это имя от одного из своих князей.

Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о слав. Богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце. Страна эта называлась у славян навьем, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением.

До совершения похоронного обряда душа скитается на земле. У южных славян душа в этом состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на земле, если правильного обряда не было выполнено. Так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками (см.), мавками (см.), вилами (см.). Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению. Огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных представлений. Обоготворением сил природы и культом предков. С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов.

С другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Рода, Чура, дедушки домового (см. Домашние боги) становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое. На нем одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю).

К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, С. Мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, напр., греки. С. Боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян. Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени. Они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия.

Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию. Кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Дажбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы.

Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию С. Культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих недоделанных богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение "бесов", частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский († 1125 г.) рассказывает. "и доселе между многими из поселян, точно между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим".

Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т. Д. Чешский домовой Křet изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleček (мальчик с пальчик). Наиболее интересным отражением С. Мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды (см.).

Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам. Таковы русалии (см.) или семик (см.), купало (см.). При языческом характере праздников название праздника превращалось в название божества, в честь которого некогда он совершался. Таким образом явились мнимые С. Боги вроде Ярилы Костромы (см.) и т. П., число которых увеличилось благодаря обличительному усердию христианских миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и видевших во всяком названии особого бога.Литература. И. Срезневский, "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян" (Харьков, 1846). К. Ербен, "О славянской мифологии" ("Русск.

Беседа", 1857, IV). С. Соловьев, "Очерк нравов и языческой религии славян" ("Архив историко-юридич. Сведений" Калачова, кн. I). А. Котляревский, "Погребальные обычаи у древних славян" (М., 1867). А. Фаминцын, "Божества древних славян" (СПб., 1884). Hanus Mácha, "Nàkres Slovanského bàjeslovi" (Прага, 1891). П. Милюков, "Религия славян" ("Книга для чтения по истории средних веков" под ред. П. Виноградова, вып.1, М., 1896)..

Значения в других словарях
Славянская

Ст. Кубанской обл., Темрюковского отд. Жит. 10847, церковь, 2 училища, 80 торгово-промышлен. Зав., в том числе 1 паровая и 21 ветряных мельниц, винокуренный зав. И 2 маслобойни. Торговля хлебом. Почт.-телеграф. Контора, войсковая больница, врач.. ..

Славянская корреспонденция

Периодическое издание, посвященное известиям западно-славянским и польским. Выходило в С.-Петербурге еженедельно с мая по декабрь 1889 г. Издатель-редактор И. А. Пузыревский.. ..

Славянская филология

См. Славяноведение.. ..

Славянские известия

Периодическое издание, преобразованное из "Известий СПб. Славянского благотв. Общ." (см.). Выходило в С.-Петербурге в 1889—1891 гг. Еженедельно, под редакциею В. В. Комарова. С 1892 г. Преобразовано в "Славянское обозрение" (см.).. ..

Дополнительный поиск Славянская мифология и религия славян Славянская мифология и религия славян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славянская мифология и религия славян" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славянская мифология и религия славян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 37 символа