Струве Петр Бернгардович

90

Iпублицист, внук астронома В. Я. С. (см.). Род. В 1870 г. Вскоре по окончании курса на юридическом факультете СПб. Унив. Выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (СПб., 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с средины 1890-х годов господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих "Заметках", характера полемического, С., объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма "социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе" и имеющему "два основных источника. 1) определенное учение о роли личности в истории и 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах".

По мнению С., идеалы создаются действительностью, а не действительность — идеалами. Нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономическою базою. Поэтому социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, С. Утверждал, что этот фазис должна пережить и Россия, что "отделение обрабатывающей промышленности от земледелия" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеление части крестьянства и разложение общинного землевладения.

Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, С. Закончил свои "Заметки" призывом. "признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму". Уже в первом своем труде, однако, С. Признал теорию экономического материализма философски не обоснованною и фактически не проверенною. В силу этого признания С. При свойственном ему нервном искании истины не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, С. Вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в "социальных противоречиях" движущую силу общественных преобразований.

Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая заметка С. О Лассале по поводу 75-летия со дня его рождении ("Мир Божий", 1900 г., № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в то же время общеобязательного морально-общественного идеала, С. Признает необходимость "создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. Е., в сущности, на старых идеалистических основах". Недавно еще восклицавший. "вперед, наука!" (т. Е. Экономический материализм), он заканчивает свою последнюю заметку призывом. "назад к Лассалю!". Под редакцией С. Вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями.

Из журнальных статей его особенно выдаются. "Австрийское крестьянство и его бытописатель" ("Вестн. Европы", 1893, № 7). "Немцы в Австрии и крестьянство" (там же, 1894, № 2). "Основные понятия политической экономии" ("Мир Божий", 1896, № 2). "Свобода и историческая необходимость" ("Вопросы философии и психологии", 1897, № 1). "Еще о свободе и необходимости" ("Новое слово", 1897). "Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии" (там же, за подписью С. Т. Р.). С марта по декабрь 1897 г. С. Был фактическим редактором "Нового слова" (вместе с М. И. Туганом-Барановским), в котором вел внутреннее обозрение ("Текущие вопросы внутренней жизни"), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей "На разные темы", между прочим, и критико-литературные.

В 1899 г. С. Был фактическим редактором (также вместе с М. И. Туган-Барановским) журнала "Начало", в котором вел внутрен. Обозрение и напеч. Ст. "Попытки артельной организации крепостных крестьян". После закрытия "Начала" С. Стал писать в "Мире Божьем" ("Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в.", 1899 и др.), в "Жизни" ("К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии", 1900) и в "Северном курьере" ("Усложнение жизни", "Высшая ценность жизни" и др.). С. Поместил также ряд ст. В "Arch. F. Soz. Gesetzgebung und Statistik" Брауна (важнейшая "Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung", 1899), в "Neue Zeit." ("Zwei unbekannte Aufsätze von K. Marx aus d. 40 J.", 1896) и в "Soziol polit.

Zentralblatt" (позже "Soz. Praxis"), в последнем статьи об экономич. Развитии в России. В настоящем словаре С. Поместил ст. Заработная плата, Картели, Лассаль, Маркс, Рабочий класс и др.II(дополнение к статье)русский публицист. В 1902 г. Вышла книга С. "На разные темы" — сборник его статей за предыдущие годы. Последние статьи ясно указывали на сильный переворот в мировоззрении С. Через бернштейнианство и неокантианство он пришел к политическому радикализму и демократизму. На первую очередь в это время он выдвигал политическую задачу борьбы с режимом полицейского самодержавия. В 1902 г. С. Эмигрировал за границу и основал журнал "Освобождение", издававшийся сперва в Штутгарте, потом в Париже (см.). Журнал был основан на средства нескольких прогрессивно настроенных земцев.

Первые отличались большой политической умеренностью, но постепенно журнал привлекал к себе более левые элементы и скоро стал революционным. В особенности революционны были №№, вышедшие после петербургских событий 9 января 1905 г. Слева, в особенности из рядов социал-демократии, на "Освобождение" и на С. Продолжались нападки, хотя С. Постоянно выражал горячие симпатии социализму. При образовании Союза Освобождения (см.) С. Играл самую деятельную роль. Как в журнале, так и в Союзе он горячо отстаивал полное отрицание борьбы с левыми и направление всей энергии направо, против правительства. Поэтому, не смотря на желание некоторых освобожденцев, его журнал никогда не отвечал на нападки социал-демократов и социалистов-революционеров.

Амнистия 21 окт. 1905 г. Дала С. Возможность вернуться на родину, поселиться в Петербурге и туда же перенести свою публицистическую деятельность. Он принял деятельное участие в организации конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета и остается им до сих пор (февраль 1907 г.). С декабря 1905 г. По март 1906 г. Он редактировал еженедельный журнал "Полярная Звезда" (см.). После прекращения "Полярной Звезды" она была заменена журналом "Свобода и Культура", выходившим "под редакцией С. Л. Франка, при ближайшем участии П. Струве". В действительности редактором был последний. "Полярная Звезда" была встречена публикой с большим сочувствием и имела успех, но "Свобода и Культура" расходилась с каждым № все меньше, хотя была прямым продолжением "Пол.

Звезды" и на 8-м № прекратилась. Эти два журнала проводили идеи к.-д. Партии, но не были ее официальными органами. Весной и летом 1906 г. Струве редактировал ежедневную вечернюю газету "Дума". И в журнале, и в газете он вел борьбу столько же налево, сколько и направо. С января 1907 г. Редактирует московский журнал "Русская Мысль". В к.-д. Партии С. Считается одним из наиболее правых. Еще в январе 1906 г., когда партия стояла за учредительное собрание, С. Высказывался решительно против него, возбуждая этим недовольство П. Н. Милюкова. Вместе с тем С. Решительно подчеркивал свою антипатию к республике, как знамени в борьбе, и поддерживал монархизм к.-д. Партии. Когда первая Госуд. Дума была распущена, С., не будучи ее членом, принимал участие в совещаниях членов Думы в Выборге и в выработке выборгского воззвания.

Позднее он принял деятельное участие в агитации к.-д. Партии при выборах во вторую Госуд. Думу (дек. 1906 г. — февр. 1907 г.). Он был выставлен к.-д. Партией как один из ее кандидатов и выбран от Петербурга во вторую Госуд. Думу. См. Л. Тахоцкий, "Господин Петр Струве в политике" (СПб., 1906. Перепечатан в сборнике статей Троцкого. "Наша революция", СПб., изд. Глаголева, без года. В этом памфлете С. Характеризуется как оппортунист, постоянно меняющий свое мировоззрение под влиянием внешних событий). Другой социал-демократический памфлет, направленный против С. — А. Луначарский, "Три кадета" (Милюков, Родичев и Струве. СПб., 1906).В. В—в..

Значения в других словарях
Струве Отто Васильевич (дополнение к статье)

— астроном. Ум. В 1905 г.. ..

Струве Петр Бернардович (дополнение к статье)

— русский публицист. В 1902 г. Вышла книга С. "На разные темы" — сборник его статей за предыдущие годы. Последние статьи ясно указывали на сильный переворот в мировоззрении С. Через бернштейнианство и неокантианство он пришел к политическому радикализму и демократизму. На первую очередь в это время он выдвигал политическую задачу борьбы с режимом полицейского самодержавия. В 1902 г. С. Эмигрировал за границу и основал журнал "Освобождение", издававшийся сперва в Штутгарте, потом в Париже (см.). ..

Струве — дворянские роды

Один из них происходит от Георга-Адама С. (1619—1692), профессора юриспруденции в Иенском университете. Его внук Антон-Севастиан С. (1729—1802) был русским повренным в делах при германском имперском сейме. Из сыновей последнего Иоанн-Густав (1763—1828) был поверенным в делах в Карлсруэ, а Генрих-Христофор-Готфрид (1772—1851) — посланником при ганзейском союзе, потом старшим советником мин. Иностранных дел. Из сыновей Иоанна-Густава Антон (1797—1846) был русским поверенным в делах во Франкфурте-н..

Струг

См. Столярное дело и Плотничное мастерство.. ..

Дополнительный поиск Струве Петр Бернгардович Струве Петр Бернгардович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Струве Петр Бернгардович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Струве Петр Бернгардович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа