Творчество

113

В прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. Научное, Т. Поэтическое, музыкальное, Т.

В изобразительных искусствах, Т. Администратора, полководца и т. П.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не составляет отличительного свойства русского языка. Др.-греч. Πόησις имело специальное применение к области словесного Т. В зап.-европейских яз. Сливаются термины Т. И творения, созидания (création, Schöpfung), в различных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. Отвечает нем. Schaffen (dichterisches Sen.), франц. Invention (не в смысле только изобретения), génie créateur и т. П. Термин invention уже в лат. Яз. (inventio) выражал понятие сочинять, творить. В области риторики (трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имело специальное значение — композиции, сочинения, вымысла, прикрас ("belle invenzioni" у Торквата Тасси, "Discorsi dell'Arte poetica").

Различение Т. Научного от Т. Художественного и от Т. В области жизненных отношений, т. Е. То различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в приемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля к различному обозначению 3 основных свойств разума. Созерцательного, действенного и творческого (ποιητιχή) в тесном смысле слова (Никомахова Этика. Ср. Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887). Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, — стало быть, при несколько внешнем понимании термина, — Аристотель все же дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т. Как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного при отождествлении истины и красоты.

В настоящее время принято различать двоякого рода Т. Непроизвольное, бессознательное, непосредственное — и продуманное, сознательное, художественное. Первое характеризует по преимуществу произведения первобытного, народно-собирательного искусства, а второе относится к области высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т. Характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в противоположность Т. Индивидуальному и сознательному. Последний эпитет имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов творчеств.

Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет места для творческой мысли и является то, что принято называть сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли представляется сложным и далеко еще не порешенным вопросом. В житейском смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения — и с этой точки зрения Белинский по прочтении "Бедных людей" Достоевского мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. С психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психической жизни, а могут быть лишь психические состояния. Но в вопросе о сознательном или бессознательном Т. Имеется в виду большая или меньшая координация различных функций психического организма человека.

Затем вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческого вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философов древности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двух различных мнений о сущности Т., которые поддерживаются поныне представителями разных миросозерцаний. Великолепное описание поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией о предсуществовании идей, с стремлением души освободиться от оков плоти, чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину —представляется основою позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в мире реальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т. Бессознательном, или интуитивном.

Аристотель, останавливаясь на определении искусства как подражании природе (определении, между прочим высказанном и Платоном), является представителем более реалистического понимания процессов Т. (см. Поэтика). С этой точки зрения Т. Сводится к простой комбинации данных нашего сознания, восприятий внешнего мира. Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философских учений разделяют судьбу этих учений и тесно связаны с решением метафизических проблем о красоте и истине. Еще ближе вопрос о Т. Входит в круг задач современной психологии в связи с проблемами о процессах мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к определению сущности творческого акта (опыт циркулярного опроса современных писателей по этому вопросу см.

В "Année psychologique", ч. I). Но в показаниях о процессах Т. Обыкновенно ускользает самое главное, по-видимому, неуловимое и не поддающееся определению в психическом аффекте, обусловливающем творческий процесс. Историки и критики, пытаясь проникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости) собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательно выливались психические состояния, предшествовавшие окончательному воплощению творческого замысла, разлагая последний на его составные части и подвергая оценке произведение в его целом. Если по проверке всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительное значение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т., если, с другой стороны, в не выясненном еще окончательно вопросе об отношении сознательной и бессознательной душевной деятельности первоисточник Т.

Характеризуется бессознательностью и непроизвольностью, то во всяком случае акт Т. Есть процесс прояснения нашего сознания, продукты Т. — показатели расширения горизонта сознания и "новыми" они представляются, прежде всего, опять-таки по отношению к нашему сознанию. "Человеческий ум, — замечает Сеаль (Gabriel Séailles, "Essai sur le génie dans l'art", П., 1897), — не есть простое зеркало, отражающее природу. Он не получает своих познаний, а приобретает их. Не подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances, il les crée)". В этом смысле, т. Е. По отношению к индивидуальному сознанию, Т. Вполне законно приобретает широкое применение, и если Алексей Толстой — тот из наших поэтов, который всего резче высказался против придания слишком безусловного значения художественному Т., — возражал против мнения, что художник — создатель своих творений, то им же вполне верно сказано:Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуковМного чудесных в нем есть сочетаний и слова и светаНо передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.В этом уменье воспринимать и в воплощении воспринятого — основные атрибуты Т.Ф.

Батюшков..

Значения в других словарях
Творог

Получается обыкновенно из простокваши нагреванием ее в течение нескольких часов при температуре, не превышающей 100°, при чем казеин молока, а отчасти и его альбумин, совокупным действием молочной кислоты и высокой температуры свертываются, увлекая значительную часть содержащегося в простокваше жира. Сыворотка же при этом отделяется. Вынутый из печи Т. Кладется в конусообразные полотняные мешки, отцеживается от сыворотки и прессуется. Получающийся продукт представляется в виде твердых комков, ле..

Творожников Иван Иванович

Живописец-жанрист, сын крестьянина Московской губ., род. В 1848 г. Окончив курс в СПб. Рисовальной школе Имп. Общества поощрения худ. В 1868 г., продолжал свое образование в Академии художеств и получил от нее за успехи в рисовании и живописи две малые и две большие серебр. Медали. Был выпущен из Академии в 1875 г. С малою золотою медалью и званием классного художника I степени, присужденными ему за написанную по программе картину "Давид, играющий на гуслях перед Саулом". Лучшие его произведения..

Тё-де-Мейландт

Бартелеми-Теодор (граф Theux-de-Meylandt, 1794—1874) — бельгийский госуд. Деятель. Вступив в 1830 г. В национальный конгресс, он подал голос за независимость Бельгии, за изгнание Оранского дома, за наследственную монархию и за парламент, состоящий из двух палат. С 1831 по 1832 г. Был министром внутренних дел и положил начало сети бельгийских железных дорог. Сделавшись опять министром в 1834 г., он содействовал проведению законов о высшем образовании и об организации общинного и провинциального у..

Теано дочь Пифонакса

— родом из Крита, дочь Пифонакса (по другим известиям — дочь Бронтина из Кротона). Сначала была ученицей, потом женой Пифагора. Ей приписывается несколько сочинений (о благочестии, 7 писем о воспитании детей и др.) и нравственных изречений, но они, очевидно, принадлежат позднейшему времени.. ..

Дополнительный поиск Творчество Творчество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Творчество" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Творчество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа