Тиртей

72

(Τιρταϊος) — элегический певец военной доблести спартанцев. По распространенному в древности преданию, спартанцы, угнетаемые поражениями во Второй Мессенской войне, обратились по внушению оракула к Афинам с просьбою дать им полководца. Афиняне в насмешку послали им хромого школьного учителя Т., но он сумел воспламенить сердца спартанцев своими песнями, вдохнул в них несокрушимую отвагу и тем доставил им торжество над врагами. Стихотворения Т., по свидетельству древних грамматиков, были изданы в 5 книгах. "Благоустройство" (ευνομία), наиболее прославленная элегия Т. — поэма на ионийском наречии, состоявшая из длинного ряда элегических двустиший. От нее уцелели небольшие отрывки, восполняемые сведениями о ее содержании у Аристотеля (Политика, V, 6, 2) и Павсания (IV, 18, 1).

Поэма прославляла законность и благоустройство, установленное издревле самими богами и потрясенное мессенскими войнами и раздорами внутри спартанской общины. Распределение власти между царями, старейшинами и народом исходит от Аполлона и было возвещено дельфийским оракулом (фрагм. 4). Заключением поэмы служило воззвание к патриотизму и мужеству всего спартанского народа во имя благ, неразлучных с царством закона и порядка. "Корыстолюбие, ничто иное погубит Спарту", — гласит один из стихов поэмы. По содержанию к "Благоустройству" Т. Близка политическая элегия Солона. Другие элегии Т. Известны под именем "Увещаний" (υποθηκαί), как назывались и некоторые из Солоновских стихотворений. Благодаря оратору Ликургу и Стобею до нас дошли три значительных отрывка элегий в 30—40 стихов каждый.

Они близки друг к другу не только по общему воинственному тону, но и по отдельным чертам, какими рисуются храбрый воин и трус на поле брани, участь того и другого при жизни и по смерти, участь детей обоих и всего их потомства. Советы, предостережения и обещания перемежаются с ярко очерченными образами сражающихся, или павших в бою, или бежавших с поля сражения, или благополучно возвратившихся домой после победы. Основной мотив двух "увещаний" — противопоставление героя и труса, превознесение одного и беспощадное осуждение другого. В элегиях Т. Слышится звон оружия, смятение битвы, но вместе с тем и уверенность в победе, если воины последуют внушению поэта. В историческое время не одни спартанцы, но и афиняне находили эти стихотворения пригодными для воспитания в юношах военной доблести и неустрашимости перед врагом.

В издании Берка это фрагменты 10, 11 и 12-й.Храбрый гражданинЕсли он жизни лишится, средь воинов доблестных павшиГород, народ и отца доброю славой покрывМногие раны спереди в грудь получивши сквозь панцирьИли сквозь выпуклый щит, всюду пробитый копьемПлачут по нем одинаково юные люди и старцыГрад весь родной удручен тяжкою скорбью по немСлавится всюду могила его средь народа и детиДети детей и весь род славой покрыты навек.И никогда его добрая слава и имя не гибнет:В царстве подземном живя, будет бессмертен тот мужКоего сгубит жестокий Арей среди подвигов ратныхВ храбром бою за детей и за родную страну.Ни в одном из этих стихотворений поэт не зовет воинов нападать на чужое достояние, расхищать его, обогащаться грабежом, не сулит владычества над побежденным народом.

Защищать родную землю, родных детей и старцев — вот обязанность гражданина в военное время. Благодаря этому "увещания" Т. Получают общее значение гражданских песен на случай войны, а не исключительно спартанских. Древний грек считал позором дорожить жизнью больше, нежели честью и славным именем. В двух первых отрывках поэт рисует жалкий удел трусов и беглецов и наряду с этим красоту юных воинов:Ногу с ногою поставив и щит о щит опираяГрозный султан — об султан, шлем — об товарища шлемПлотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть борется каждый с врагамиСтиснув рукою копье или меча рукоять.Небольшую долю стихотворений Т. Составляли короткие боевые песни или марши (εμβατήρι), назначавшиеся для атаки. Они исполнялись под аккомпанемент флейты и состояли из анапестов.

Наречие их — дорийское. До нас дошло анапестическое шестистишие. Это — воззвание к юным сынам многолюдной Спарты. Прикрывши левую сторону щитом, метать отважно копье, не щадя жизни, как велят обычаи Спарты. См. Bergk, "Poetae lyrici Gr." (3 изд.). Bach, "Ueber T. Und seine Gedichte" (Бреславль, 1830). Hölbe, "De T. Partria" (Дрезден, 1864). "Журн. Мин. Нар. Пр." (1878, № 2). Мерзляков, "Известие о Т. Тиртеевы оды" ("Вестн. Евр.", 1805, ч. 24). В. Латышев, "Из стихотворений Т." ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1891, № 12).Ф. Мищенко..

Значения в других словарях
Тирса

Или тырса — см. Ковыли.. ..

Тирсо ди Молина

(Tirso dl Molina, 1572—1648) — псевдоним Габриеля Теллеса (Tellez), одного из крупнейших исп. Драматургов. Ранее 1613 г. Он вступил в орден сердобольных братьев в Толедо и достиг в этом ордене высших степеней. Умер настоятелем м-ря Copia. Оставил около 300 пьес, но напечатано из них не более 80, в том числе 5 томов "Comedias" (Мадр. И Тортоза, 1616—36), ряд интермедий и "Antos sacramentales". Многие из его произведений до такой степени скабрезны, что духовенство и инквизиция безусловно запрещали..

Тиртха

(санскр. Tîrtha — доступ, брод, пристань, берег) — у индусов название священных мест, являющихся целью паломничества. Первоначально это были броды или просто места на берегу рек, куда народ приходил совершать положенные омовения. Здесь же совершались и жертвоприношения, для которых необходима была проточная вода. Мало-помалу места эти получили значение особых святынь, а в позднейшие времена (напр., в Падма-пуране) даже известные лица стали получать эпитет Т., если являлись предметом известного у..

Тиртханкара

Или Тирхакара (санскр. Tîrthakara = приготовляющий брод, спасающий. Эпитет многих богов. Пролагатель пути, реформатор) — у джайнов (см.) в Индии так называются святые, действовавшие, по преданию, в настоящей мировой эре. Таких Т. Джайны насчитывают двадцать четыре. Их огромные статуи часто встречаются во дворах джайнских храмов. Одно из замечательных по красоте и величине изваяний этого рода находится в Майсуре, близ Черхайпатама. Оно имеет в вышину 70 фт. И 3 дюйма и, по-видимому, высечено из ц..

Дополнительный поиск Тиртей Тиртей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тиртей" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тиртей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа